ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-992/19 от 05.08.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-992/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 05 августа 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием старшего прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,

представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.11.2018, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 03 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 01 января 2019 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый постановлением №756-п, содержит в себе Таблицу 2 – Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень). Под № 1557 в Перечень включено помещение площадью 268,3 кв.м. с кадастровым номером **:466, расположенное в здании по адресу: ****, с кадастровым номером **:113 (далее по тексту также – Помещение).

ФИО1, являясь собственником Помещения, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1557 Перечня.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение Помещения в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит действующим законам, нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Административный истец ФИО1. В судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснила, что нежилое помещение включено в Перечень на осонвании акта установления фактического использования нежилого помещения, составленного в 2017 года, который ранее судебным актом признан ненадлежащим доказательством как составленный с нарушением требований законодательства.

Административный ответчик Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела уведомлено судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. Представителем административного ответчика Правительства Пермского края ФИО4 в суд представлены документы о порядке принятия и опубликования нормативного правового акта. Ранее представителем Правительства Пермского края ФИО3 представлены письменные возражения на административный иск, в которых указано, что имелись основания для включения Помещения в Перечень в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании сведений о площади нежилых помещений в многоквартирном жилом доме и данных о фактическом использовании нежилого помещения как торговое, установленного при обследовании указанного помещения, представлен акт обследования от 13 октября 2017 года.

Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО3 в судебном заседании заявленные требования считала необоснованными по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях административного ответчика Правительства Пермского края.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Статьей 402 поименованного кодекса субъектам Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того включены ли объекты налогообложения в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как определено положениями пункта 7 вышеуказанной статьи - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее Министерство) уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края № 756 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в пункт 1557 указанного Перечня включено Помещение.

Постановление № 756-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05 октября 2007 года № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемого нормативно правового акта, суд нарушений не установил, акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что не оспаривается административным истцом.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановления № 756-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Зданий в Перечень.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Помещения в оспариваемый Перечень.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе отношении: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, при наличии двух условий:

- назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,

- общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).

Проверив доводы административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают наличие на момент формирования и утверждения Перечня предусмотренных законодательством оснований для включения в него спорного объекта недвижимости.

Установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения 268,3 кв.м. с кадастровым номером **:466 расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: ****, с кадастровым номером **:113, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности, выписками из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости и сведениями о правообладателе (л.д. 9, 14-15, 16-31).

Как следует из письменных возражений представителя административного ответчика, спорное Помещение включено в Перечень, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости общая площадь нежилых помещений в многоквартирном жилом доме превышает 1 000 кв.м., актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений по состоянию на13 октября 2017 года установлено, что помещение, принадлежащее истцу используется как торговое – салон по продаже кухонь (мебели).

Согласно материалам дела, площадь нежилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: **** с кадастровым номером **:113 составляет 6 62425,6 кв.м., что следует из выписки из ЕГРН (л.д. 16), вместе с тем административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств либо пояснений, исходя из каких сведений или документов определена общая площадь нежилых помещений многоквартирного дома, что свидетельствует о недоказанности того факта, что при решении вопроса о включении нежилого помещения с кадастровым номером **:466 в Перечень административный ответчик обладал достоверными сведениями об общей площади нежилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: **** с кадастровым номером **:113.

Принимая во внимание то, что в Едином государственном реестре недвижимости сведений о назначении Помещения, как и иных помещений здания, не имеется, что подтверждается данными выписок, технический паспорт не составлялся, в кадастровом паспорте данные о назначении помещений, в том числе заявленного в настоящем иске, отсутствуют, для включения объекта в Перечень необходимо было установить, что Помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из письменных возражений административного ответчика Правительства Пермского края и пояснений представителя заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, следует, что в 2018 году обследование фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером **:466. Для подготовки принятия оспариваемого нормативного правового акта использованы сведения акта фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером **:466, составленного 13 октября 2020 года.

Решением Пермского краевого суда от 20 декабря 2019 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО1: признан недействующим со дня принятия пункт 1330 таблицы 2 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (административное дело № 3а-977/2019).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четверного апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2020 года решение Пермского краевого суда от 20 декабря 2019 года оставлено без изменения. Решение суда вступило в законную силу.

Решением Пермского краевого суда от 20 декабря 2019 года установлено что Акт, составленный на 13 октября 2017 года в отношении нежилых помещений по адресу: ****, содержит заключение о том, что нежилые помещения, указанные в Приказе, расположены в многоквартирном жилом доме и фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, из текста Акта следует, что приложением к нему являются фотографии, также имеется рукописная приписка о приложении в виде перечня помещений по адресу: ****. Административным ответчиком представлена выписка из приложения к Акту, содержащая данные п. 9 с указанием на то, что нежилое помещение площадью 268,3 кв.м. с кадастровым номером **:466, находящееся на первом этаже здания по адресу: **** фактически используется как салон по продаже кухонь (мебели), приложение к Акту не подписано членами комиссии.

При рассмотрении дела № 3а-977/2019 суд пришел к выводу о том, что Акт от 13 октября 2017 года не соответствует установленным требованиям и не может быть принят в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования Помещения на момент его составления.

В акте от 13 октября 2017 года указывается на использование Помещений поименованных в Приказе для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, однако в самом Акте отсутствует информация о Помещениях, их собственниках, площади, местонахождении, обстоятельствах осмотра (в том числе о наличии/отсутствии препятствий в осмотре), а также обстоятельствах, которые подтверждали бы, что на момент проведения обследования спорный объект фактически использовался в соответствии с указанным назначением. Приобщенные к Акту фотоматериалы не имеют отношения к спорному Помещению.

Акт подлежал составлению в отношении конкретного объекта (Помещения), вместе с тем, в Акте отсутствует информация о конкретном обследуемом объекте недвижимости, при отсутствии информации о препятствии в осмотре со стороны собственника помещения, отсутствует фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, сведения о приложении к Акту в виде Перечня помещений, внесены иным способом чем основной текст Акта (рукописно), без указания на дату и основание внесения изменений в документ, удостоверения верности внесения изменений.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что акт обследования фактического использования нежилого помещения от 13 октября 2017 года, является ненадлежащим доказательством фактического использования спорного помещения для торговых целей, а иное обследование нежилого помещения не проводилось, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, являющиеся достаточными для включения Помещения в Перечень на 2019 год.

Иных доказательств в обоснование соответствия Помещения условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, необходимым для включения его в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено.

Поскольку данные ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости не предусматривают размещения в спорном Помещении торгового объекта, достоверных доказательств того, что Помещение на дату осмотра фактически использовалось для размещения торгового объекта, офиса, предприятия общественного питания, не представлено, включение Помещения в Перечень нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения Помещения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании недействующим пункта 1557 Перечня, подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормы недействующей со дня принятия.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1557 таблицы 2 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 августа 2020 года.

Судья: подпись