ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-992/20 от 10.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-992/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 10 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Авантаж» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Авантаж» (далее - ООО «Авантаж», Общество) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды объекта недвижимости – земельный участок, площадью 20 139 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под действующее производство комбината, местоположение: <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 19 301 620,38 руб., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, ссылаясь на то, кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца как арендатора, поскольку арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 210 500 руб.

Административный истец ООО «Авантаж» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель Общества не явился, в ходатайстве от 09 ноября 2020 года представитель административного истца ФИО3 просит рассмотреть дело без участия представителя ООО «Авантаж», указав, что заявленные административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Административные ответчики - управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Из отзыва от 31 июля 2020 года представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 следует, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере рыночной управление имущественных отношений Брянской области не оспаривает.

В ходатайстве от 06 ноября 2020 года представитель административного ответчика управления Росреестра по Брянской области ФИО5 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях от 05 августа 2020 года представителем управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО5 указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается управлением Росреестра по Брянской области, а также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

В отзыве от 31 июля 2020 года представителем административного ответчика ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО4 указано, что полученный рыночным оценщиком результат рыночной стоимости земельного участка не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве от 10 ноября 2020 года представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации ФИО6 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. В отзыве на административный иск от 07 сентября 2020 года представителем Брянской городской администрации ФИО6 указано, что учитывая, что доходы от аренды земельных участков, находящихся в государственной, неразграниченной собственности, расположенных на территории города Брянска, поступают по нормативу 100% в бюджет города Брянска, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости согласно отчету об оценке приведет к выпадающим доходам бюджета муниципального образования «город Брянск».

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца ООО «Авантаж», представителей административных ответчиков - управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянской городской администрации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

В силу требований части 7 статьи 22 и пункта 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, на основании договора аренды № 45911 земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 03 октября 2011 года, административный истец ООО «Авантаж» является арендатором земельного участка, площадью 20 139+/-50 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под действующее производство комбината, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> (права аренды по договору аренды земельного участка № 45911 от 03 октября 2011 года перешли административному истцу на основании договора №5-БКК купли-продажи недвижимого имущества от 14 ноября 2018 года с условием об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 мая 2020 года № 32/ИСХ/20-153189 по состоянию на 01 мая 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, составляет 19 301 620,38 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2020 года.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1510 ( в редакции приказа от 03 февраля 2020 года № 127) заявление ООО «Авантаж» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, поданное на основании установления его рыночной стоимости согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 28 февраля 2020 года № 2002/26/2, составленному оценщиком ФИО1, отклонено.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца ООО «Авантаж», как арендатора указанного земельного участка, затронуты результатами определения его кадастровой стоимости и административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении данного земельного участка рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец ООО «Авантаж», оспаривая кадастровую стоимость спорного земельного участка, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 28 февраля 2020 года №2002/26/2, выполненный ООО «Компания Лагарт», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под действующее производство комбината, площадью 20 139 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , по состоянию на 01 января 2019 года составляет 10 210 500 руб.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца ФИО3 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено эксперту ИП ФИО2

Согласно заключению эксперта ИП ФИО2 от 08 октября 2020 года № 035/2020 отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 28 февраля 2020 года № 2002/26/2, выполненный ООО «Компания Лагарт», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

Оценивая указанное заключение эксперта ИП ФИО2 от 08 октября 2020 года № 035/2020 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации-Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости указанного земельного участка, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорного объекта, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 28 февраля 2020 года №2002/26/2, выполненный ООО «Компания Лагарт», и заключение эксперта ИП ФИО2 от 08 октября 2020 года № 035/2020, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «Авантаж» и установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 20 139+/-50 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под действующее производство комбината, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 210 500 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Авантаж» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка 11 марта 2020 года (л.д.30).

Таким образом, датой подачи ООО «Авантаж» заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости следует считать 11 марта 2020 года, т.е. дату его обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО «Авантаж» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 20 139+/-50 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под действующее производство комбината, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 210 500 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 марта 2020 года – дату обращения ООО «Авантаж» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская