ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-992/2022 от 06.09.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-992/2022 по административному исковому заявлению Т.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Т.А., действуя через представителя по доверенности Е.А. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 15233,65 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Размещение пилорамы адрес объекта: , - в размере его рыночной стоимости 2 535 000 руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.

В исковом заявлении административный истец указал, что является собственником данного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят рассчитана на основании постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп и составляет 9 031 421,74 руб., что значительно превышает его рыночную стоимость, и нарушает права истца, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, Т.А. представила отчет, выполненный оценщиком ООО «(данные изъяты)» Е.В. от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят установлена в размере 2 535 000 руб.

Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22 по состоянию на 1 января 2020 г.

Административный истец Т.А.., ее представитель Е.А. в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя указав, что рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком сравнительным подходом в размере 2 535 000 рублей. Указанная рыночная стоимость носит неоднозначный характер и является нарушением п. 5 ФСО «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэконразвития РФ № 299 от 20 мая 2015 г., поскольку в рамках заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят была установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. – 2 232 000 руб. Согласно индекса инфляции изменение цены с 1 января 2012 г. по 15 апреля 2021 г. составило 78,44 процентов. Расчет рыночной стоимости, указанный в расчете произведен с нарушениями и не отражает рыночную стоимость на дату ее определения (1 января 2020 г.).

Представитель административного ответчика ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и принять по делу законный и обоснованный акт, указав, что расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью не может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что не оспаривают право административного истца на обращение в суд с данным административным иском.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, письменных возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица администрации Киренского муниципального района Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, письменных возражений не представил.

Суд, руководствуясь статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. При расчете земельного налога применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические и юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункт 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке).

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2017 г. № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2020 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп.

Судом установлено, что Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадь 15233,65 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение пилорамы, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет Дата изъята

14 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 9 031 421,74 руб. по состоянию на 1 января 2020 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец, являясь собственником земельного участка, является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка могут повлиять на права и обязанности Т.А. как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 января 2021 г.

С настоящим иском Т.А. обратилась в суд 29 июня 2022 г., то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО «(данные изъяты)» Е.В. от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22, которым установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 2 535 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки, составленный оценщиком ООО «(данные изъяты)» Е.В. от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22, суд считает достоверным, соответствующим требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Отчет содержит точное описание объекта исследования, с указанием его количественных, качественных характеристик с учетом его индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объекта, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объекта недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия оценщика Е.В. на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, Е.В. является членом Ассоциации «Русское общество оценщиков» свидетельство № Номер изъят от 22 июля 2020 г. Статус данного оценщика действительный. Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 18 июня 2021 г. Ответственность оценщика Е.В. застрахована СПАО «Ингосстрах» - страховой полис от 10 декабря 2021 г. Период страхования с 1 января 2022 г. по 30 июня 2023 г.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22 мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Данный отчет является полным, подробным и достоверным. Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 КАС РФ), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отчет от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22 соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Сам по себе факт несогласия административного ответчика Правительства Иркутской области с заявленным административным иском при отсутствии доводов о конкретных нарушениях, допущенных оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка, основанием для отказа в иске или назначения по делу оценочной экспертизы на предмет проверки представленного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, не является.

При разрешении настоящего административного дела судом учтено, что принимать для ориентира стоимость земельного участка с корректировкой только на инфляцию без учета изменения стоимости земельных участков и коммерческой недвижимости – некорректно. Использование показателей инфляции не является обязательным, и анализ применения тех или иных показателей должен проводиться системно как по рынку недвижимости, так и по инфляции. Суд учитывает, что административный ответчик – ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», заинтересованные лица представленный административным истцом отчет не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной отчетом, не заявили.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22 сведений о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, доказательств того, что рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.

На основании изложенного, суд считает, что отчет от 20 июня 2022 г. № 1-49(05)22 подтверждает рыночную стоимость данного земельного участка, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований Т.А.. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения Т.А. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – 29 июня 2022 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Т.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадь 15233,65 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение пилорамы, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , - в размере его рыночной стоимости равной 2 535 000 (два миллиона пятьсот тридцать пять) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.

Дата обращения Т.А. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости – 29 июня 2022 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Н. Трофимова

Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2022 г.