ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-993/20 от 16.06.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Самара 16 июня 2020 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Роговой О.В., представителя административного истца - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-993/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» (далее также ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел», общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим со дня принятия:

пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 (далее также Перечень на 2018 год).

В обоснование требований указано, что под названным пунктом в Перечень на 2018 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное здание не является административно-деловым либо торговым центром, в нем отсутствуют офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания, поскольку оно принадлежит производственному предприятию и не используется. Включение здания в Перечень на 2018 год осуществлено без проверки его фактического использования, чем нарушаются права и законные интересы общества, поскольку возлагают обязанность по уплате налога на имущество организации в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на обоснованное включение объекта в Перечень на 2018 год исходя из сведений, Единого государственного реестра недвижимости и технического учета, в соответствии с пп. 1 п. 1 и п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, как объект, предназначенный для использования одновременно как в целях административного назначения, так и в целях общественного питания.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.

Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете «Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.

Оспариваемый приказ принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.

Из материалов дела следует, что ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел» является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером , площадью 639, 5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанное здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом .

В обоснование возражений на заявленные требования представитель министерства имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что спорный объект включен в Перечень в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ по сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН и по данным технического учета.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

На основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения объекта капитального строительства с кадастровым номером в Перечень на 2018 год, суд не может согласиться.

По данным Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером , площадью 639, 5 кв.м, имеет назначение: «нежилое здание» и наименование: «АБК и реакторное отделение», о чем представлена выписка от 13.03.2020г.

Согласно документам технического учета - экспликации к техническому паспорту на здание от 10.07.2017г. оно включает в себя части назначением: гардеробные, душевые, санузлы, склады, реакторное отделение, котельная, лестницы, кабинеты, лаборатории, тамбур, электрощитовая, мастерская, подсобная.

При этом, назначение помещений «кабинеты» не тождественно термину «офис».

Установлено также, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации склада и производства растворителей эмалей, моторных и трансмиссионных масел», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.03.2020г.

Таким образом, сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технической инвентаризации, не подтверждают предназначение здания для размещения административно-деловых и торговых центров, как и вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН, должны быть безусловными, бесспорными. Наличие в наименовании здания аббревиатуры «АБК» - административно-бытовой комплекс, явно недостаточно для включения объекта капитального строительства в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, поскольку не всякое административное и административно-бытовое здание является офисным.

Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилого здания, как и вид разрешенного использования земельного участка, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год, не проводилось.

Основным видом деятельности ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел», как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 14.06.2020г., является производство нефтепродуктов, дополнительными – производство красителей и пигментов, производство эфирных масел, сбор отходов, обработка и утилизация отходов и пр. Общество имеет лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности.

Как следует из объяснений представителя административного истца, нежилое здание расположено на огороженной территории промышленного предприятия, где действует пропускной режим, и длительное время не используется, о чем представлены фотоматериалы.

Доказательств тому, что нежилое здание фактически используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания либо общественного питания, административный ответчик в нарушение положений ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представил.

Доводы административного истца о том, что здание не использовалось в налоговый период 2018 года, министерством имущественных отношений Самарской области не опровергнуты.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 г., утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2018 года № 1647, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.

Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2018 год, нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел», поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество организации и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2018 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей в части со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.06.2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Самара 16 июня 2020 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Роговой О.В., представителя административного истца - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-993/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области,

руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А. Калинникова