РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2021 года Самарский областной суд в составе: Председательствующего судьи Панковой М.А., При секретаре судебного заседания Носовой О.В., С участием представителя административного истца Щеголевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-993/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, У С Т А Н О В И Л: АО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в котором, с учетом уточнения требований, просило суд: - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 39 911 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03.12.2020 года в размере 20 959 661 рубль, - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 1 441 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.09.2020 года в размере 996 423 рубля, - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 1 314 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.09.2020 года в размере 908 605 рублей, - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 10 151 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.09.2020 года в размере 5 973 965 рублей, - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, площадью 9 383 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, шоссе Южное, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 20 687 545 рублей. Требования мотивированы тем, что Общество является собственником данных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога. На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 12.04.2021 года № Щеголева И.И., поддержала уточненные требования по основаниям, указанным в административном иске. Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки", администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором оставил рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда. Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли. Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Установлено, что АО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: - земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 39 911 кв.м, расположенный по адресу: №, - земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 1 441 кв.м, расположенный по адресу: №, - земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 1 314 кв.м, расположенный по адресу: №, - земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 10 151 кв.м, расположенный по адресу: №, - земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, площадью 9 383 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, шоссе Южное. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.03.2021 года, свидетельствами о государственной регистрации права от 19.01.2012 года, 18.09.2008 года, договором купли-продажи земельного участка № 1002 от 16.12.2011 года. Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость, которая по состоянию на 01.01.2020 года составила 34 018 817 рублей 14 копеек. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, № определена актом ГБУ СО «ЦКО» об определении кадастровой стоимости от 22.03.2021 года № АОКС-63/2021/000065, и она составила: - в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 03.12.2020 года - 64 971 116,90 рублей, - в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2020 года - 19 327 300,98 рублей, - в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2020 года - 2 620 956,96 рублей, - в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2020 года - 2 872 345,30 рублей. Данные факты подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.05.2021 года, актом об определении кадастровой стоимости от 22.03.2021 года № АОКС-63/2021/000065. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и 26.04.2021 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд. В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ РФ от 03.07.2016 года № 237-ФЗ, для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке от 20.04.2021 года №№ 2021/04-17, 2021/04-16, 2021/04-15, подготовленные ООО «Центр Экспертизы и Оценки». Из отчета от 20.04.2021 года № 2021/04-17 усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 20 687 545 рублей. Из отчета от 20.04.2021 года № 2020/04-16 усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 03.12.2020 года составляет 20 959 661 рубль. Согласно отчету от 20.04.2021 года № 2021/04-15, по состоянию на 04.09.2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 5 973 965 рублей, земельного участка с кадастровым номером № - 908 605 рублей, земельного участка с кадастровым номером № - 996 423 рублей. Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости земельных участков: 01.01.2020 года, 03.12.2020 года, 04.09.2020 года. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами. С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется. Суд считает возможным принять отчеты об оценке, подготовленные ООО «Центр Экспертизы и Оценки», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, - равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, подлежат удовлетворению. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Самарской области, дата обращения в суд – 26.04.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административные исковые требования акционерного общества «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, площадью 9 383 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 20 687 545 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 39 911 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03.12.2020 года в размере 20 959 661 рубль. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 10 151 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.09.2020 года в размере 5 973 965 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 1 314 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.09.2020 года в размере 908 605 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, площадью 1 441 кв.м, расположенного по адресу: №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.09.2020 года в размере 996 423 рубля. Датой подачи административного иска в суд считать 26.04.2021 года. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.06.2021 года. Председательствующий М.А.Панкова |