УИД 59OS0000-01-2021-000593-54
Дело № 3а-997/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колоколовой А.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М., представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО1, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ДОРОС» к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункт 4478 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 955, 1666, 3914, 4060, 4098 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 4113, 4225, 4783, 5470, 6629 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 6233, 7203, 7204, 7205, 7206 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
У С Т А Н О В И Л:
На основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п). Нормативный правовой акт опубликован 04 декабря 2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 4478 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п включено здание с кадастровым номером **462, расположенное по адресу: ****.
Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п). Нормативный правовой акт опубликован 03 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, часть 2, а также размещен 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 955, 1666, 3914, 4060, 4098 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п включено здание с кадастровым номером **866, расположенное по адресу: **** и здания с кадастровыми номерами **462, **465, **464, **468, расположенные по адресу: ****.
Также, Правительством Пермского края принято Постановление от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п). Нормативный правовой акт опубликован 09 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещен 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 4113, 4225, 4783, 5470, 6629 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п включены здания с кадастровыми номерами **464, **462, **468, **465, расположенные по адресу: **** и здание с кадастровым номером **866, расположенное по адресу: ****.
Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п).
Нормативный правовой акт опубликован 07 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 6233, 7203, 7204, 7205, 7206 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п включено здание с кадастровым номером **866, расположенное по адресу:
**** и здания с кадастровыми номерами **462, **464, **465, **468, расположенные по адресу: ****.
Общество с ограниченной ответственностью «ДОРОС» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункт 4478 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 955, 1666, 3914, 4060, 4098 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 4113, 4225, 4783, 5470, 6629 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 6233, 7203, 7204, 7205, 7206 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеуказанные здания, принадлежащие ему на праве собственности, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в большем размере.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, требования, изложенные в административном иске, поддерживает.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые по существу сводятся к тому, что на момент включения нежилых зданий с кадастровыми номерами **465, **468, **464 в Перечни, объекты располагались на земельном участке с кадастровым номером **3, с видом разрешенного использования - под административно-производственную базу, указанный вид разрешенного использования совпадает с кодом 1.2.9 «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» Методических указаний о государственной кадастровой оценке населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее - Методические указания), указанный вид разрешенного использования земельного участка фактически предусматривает размещение административных зданий, строений, что является самостоятельным и основным критерием для включения объектов недвижимости в Перечни. На момент включения нежилого здания с кадастровым номером: **462 в Перечни, оно представляло собой административное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером **3, с видом разрешенного использования - под административно-производственную базу, указанный вид разрешенного использования земельного участка фактически предусматривает размещение административных зданий, строений, что является самостоятельным и основным критерием для включения объектов недвижимости в Перечни, кроме того, исходя из наименования здания «административное» объект предназначен для использования в целях административного назначения. Нежилое здание с кадастровым номером **866 включено в Перечни, поскольку на момент его включения оно представляло собой базу, состоящую, в том числе из административно-производственного здания (лит. А), следовательно, объект предназначен для использования в целях административного назначения.
В связи с вышеизложенным объекты признаны соответствующими критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что явилось достаточным основанием для их включения в оспариваемые Перечни.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца обоснованными, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативные правовые акты не оспариваются.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектом обложения этим налогом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом в отношении отдельных объектов недвижимости она определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 указанного Кодекса.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «ДОРОС» на праве собственности принадлежат пять объектов недвижимого имущества – нежилые здания с кадастровыми номерами **465, **468, **462, **464, расположенные по адресу: **** и нежилое здание производственной базы асфальто-бетонного завода, состоящей из: административно-производственного здания (лит.А), склада (лит.Б), пристройка (лит.а), навес (лит.Г), битумохранилище (лит.Г1), асфальто-бетонная установка (лит.Г2), бытовка (лит.Г3), весовая (лит.Г4), навес (лит.Г5), сварочный цех (лит.Г6), КТП (лит.Г7), КТП (лит.Г8), асфальто-бетонная установка (лит.Г9), бункер подачи сыпучих материалов (лит.Г10), склад (лит.Г11), ворота (лит.1), забор (лит.2,3), замощение (лит.I), площадка для емкости (лит.II), дробильное отделение (лит.III.IV), с кадастровым номером **866, расположенное по адресу: ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами **465, **468 расположены на земельном участке с кадастровым номером **419, площадью 16488 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенным видом использования которого является: «под промышленными объектами».
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами **:462, **464 расположены на земельном участке с кадастровым номером **420, площадью 3268 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенным видом использования которого является: «под административно-производственную базу».
Земельные участки с кадастровыми номерами **419, **420, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости образованы из земельного участка с кадастровым номером **3 (дата присвоения кадастровых номеров - 15 января 2010 года). Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю на запрос суда, сведения о земельном участке с кадастровым номером **3 исключены из Единого государственного реестра недвижимости 06 ноября 2010 года путем присвоения статуса записи об объекте недвижимости «архивная».
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером **866 расположен на земельном участке с кадастровым номером **66, площадью 27241 +/-33 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенным видом использования которого является: «под объектами производственного назначения».
Как указывалось выше, спорные здания включены в таблицу 1 Приложения «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п под пунктом 4478, а также в таблицу 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п под пунктами 955, 1666, 3914, 4060, 4098, и в таблицу 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п под пунктами 4113, 4225, 4783, 5470, 6629, а также в таблицу 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п под пунктами 6233, 7203, 7204, 7205, 7206.
Как следует из позиции административного ответчика, на момент включения нежилых зданий с кадастровыми номерами **465, **468, **464 в Перечни, объекты располагались на земельном участке с кадастровым номером **3, с видом разрешенного использования - под административно-производственную базу, указанный вид разрешенного использования совпадает с кодом 1.2.9 «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» Методических указаний о государственной кадастровой оценке населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее - Методические указания), указанный вид разрешенного использования земельного участка фактически предусматривает размещение административных зданий, строений, что является самостоятельным и основным критерием для включения объектов недвижимости в Перечни. На момент включения нежилого здания с кадастровым номером: **462 в Перечни, оно представляло собой административное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером **3, с видом разрешенного использования - под административно-производственную базу, указанный вид разрешенного использования земельного участка фактически предусматривает размещение административных зданий, строений, что является самостоятельным и основным критерием для включения объектов недвижимости в Перечни, кроме того, исходя из наименования здания «административное» объект предназначен для использования в целях административного назначения. Нежилое здание с кадастровым номером **866 включено в Перечни, поскольку на момент его включения оно представляло собой базу, состоящую, в том числе из административно-производственного здания (лит. А), следовательно, объект предназначен для использования в целях административного назначения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
Оценив наличие оснований для отнесения зданий к административно-деловому или торговому центру, суд приходит к следующим выводам.
Здания с кадастровыми номерами **462, **464, **465, **468, расположенные по адресу: ****, каждое из них соответственно имеют площадь 1059, 5 кв.м., 787,6 кв.м., 899 кв.м., 2431, 5 кв.м. и нежилое здание производственной базы асфальто-бетонного завода, состоящей из: административно-производственного здания (лит.А), склада (лит.Б), пристройка (лит.а), навес (лит.Г), битумохранилище (лит.Г1), асфальто-бетонная установка (лит.Г2), бытовка (лит.Г3), весовая (лит.Г4), навес (лит.Г5), сварочный цех (лит.Г6), КТП (лит.Г7), КТП (лит.Г8), асфальто-бетонная установка (лит.Г9), бункер подачи сыпучих материалов (лит.Г10), склад (лит.Г11), ворота (лит.1), забор (лит.2,3), замощение (лит.I), площадка для емкости (лит.II), дробильное отделение (лит.III.IV), с кадастровым номером **866, расположенное по адресу: **** имеет площадь 328, 2 кв.м., что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра.
Как установлено судом, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами **465, **468 расположены на земельном участке с кадастровым номером **419, площадью 16488 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенным видом использования которого является: «под промышленными объектами».
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами **462, **464 расположены на земельном участке с кадастровым номером **420, площадью 3268 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенным видом использования которого является: «под административно-производственную базу».
Земельные участки с кадастровыми номерами **419, **420, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости образованы из земельного участка с кадастровым номером **3 (дата присвоения кадастровых номеров - 15 января 2010 года). Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю на запрос суда, сведения о земельном участке с кадастровым номером **3 исключены из Единого государственного реестра недвижимости 06 ноября 2010 года путем присвоения статуса записи об объекте недвижимости «архивная».
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером **866 расположен на земельном участке с кадастровым номером **66, площадью 27241 +/-33 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенным видом использования которого является: «под объектами производственного назначения».
Указанные виды разрешенного использования земельных участков безусловно не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данных земельных участков в период включения указанных выше зданий в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится.
Назначение каждого здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости – нежилое здание, что также не позволяет отнести их к административно-деловым или торговым центрам.
Наименование зданий «административное здание», «производственная база асфальто-бетонного завода, состоящая из административно-производственного здания» не свидетельствует о том, что данные здания относятся к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим для того, чтобы признать спорные нежилые здания в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должно включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также – ЕГРЮЛ) основным видом деятельности общества является строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Использование указанных выше зданий связано непосредственно с осуществлением основной деятельности административного истца, они расположены на промышленной площадке, на территории которой осуществляется пропускной режим, и доступ посторонних лиц ограничен.
Из содержащихся в технической документации на здание с кадастровым номером **465 сведений (технический паспорт от 21 сентября 2010 года, выполненный Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» Чернушинский филиал) следует, что оно представляет собой 1-этажное здание центрального склада, включающее в себя помещения, имеющие назначение: «склад», «кабинет».
Наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Помещения с назначением «склад» не могут быть отнесены к объектам торговли в силу следующего.
Согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Исходя из технического паспорта принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в спорном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов.
При таких обстоятельствах на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета также нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, является торговым по предназначению.
Обследования фактического использования здания и помещений ответчиком не проводилось. Вместе с тем, исходя из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 25 августа 2021 года, проведенного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «КадастрГарант» по инициативе административного истца, здание используется в качестве склада, для складирования ТМЦ и размещения рабочего места кладовщика. Свободный доступ посторонних лиц в вышеуказанное здание невозможен, так как въезд на территорию осуществляется через контрольно-пропускной пункт.
Из содержащихся в технической документации на здание с кадастровым номером **468 сведений (технический паспорт от 21 сентября 2010 года, выполненный Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» Чернушинский филиал) следует, что оно представляет собой 2-х этажное здание производственного блока.
Спорное здание имеет площадь 2431, 5 кв. м, состоит из помещений, имеющих назначение:
1 этаж: «цех», «мастерская», «тепловой узел», «коридор», «гараж», «инструментальный цех», «раздевалка», «вспом. помещ.», «туалет», «сауна».
2 этаж: «кладовка», «кабинет», «вентиляционная», «вспом. помещ.», «коридор», «туалет».
Наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Помещения с назначением «мастерские» не могут быть отнесены к объектам бытового обслуживания ввиду следующего.
Согласно пункту 90 «ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» к предприятиям бытового обслуживания относится мастерская: Небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.).
Суд не находит оснований рассматривать данное понятие как назначение помещений с наименование «мастерские», поскольку из буквального содержания пункта 90 ГОСТ Р 57137-2016 следует, что в нем приводится понятие одного из видов предприятий бытового обслуживания. В понятии не содержится такого признака, как назначение или наименование помещения, в котором размещается данный вид предприятия (мастерская).
При этом назначение помещения «мастерские» является значительно более широким и не ограничивается сферой бытового обслуживания.
В частности, в пункте 21 письма Минжилкомхоза РСФСР от 09 марта 1977 года № 15-1-103 «О классификации помещений зданий гражданского назначения» разъясняется, что площадь помещений нежилых зданий, а также нежилых помещений, встроенных в жилые строения, учитывается в экспликации к поэтажному плану, исходя из фактического назначения этих помещений, характеризующегося примерно следующим:
б) к числу помещений промышленных (производственных) предприятий следует относить помещения встроенные, встроенно-пристроенные и отдельно стоящих зданий, занимаемые небольшими производственными мастерскими (кроме бытового обслуживания населения), типографиями, пошивочными цехами (кроме индивидуального пошива) и т.п.;
н) площадь помещений творческих мастерских художников и скульпторов учитывается в экспликации как отдельный показатель.
Кроме того, в «ГОСТ 58759-2019.Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей.
Таким образом, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными, что не позволяет однозначно отнести помещения с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.
Исходя из технического паспорта принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в спорном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов.
Из содержащихся в технической документации на здание с кадастровым номером **462 сведений (технический паспорт от 21 сентября 2010 года, выполненный Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» Чернушинский филиал) следует, что оно представляет собой 2-х этажное административное здание с подвалом. Спорное здание имеет площадь 1059,5 кв. м, состоит из помещений, имеющих назначение:
Подвал: «помещение», «туалет», «душевая», «лест. клетка», «коридор».
1 этаж: «кабинет», «лест. клетка», «туалет», «умывальная», «коридор».
2 этаж: «кабинет», «туалет», «умывальная», «душевая», «кабинет», «коридор», «кладовка», «лест. клетка».
Наличие в здании помещений с назначением: «кабинет», которые тождественными понятию «офис» не являются и не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из технического паспорта принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в спорном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов.
Из содержащихся в технической документации на здание с кадастровым номером **464 сведений (технический паспорт от 21 сентября 2010 года, выполненный Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» Чернушинский филиал) следует, что оно представляет собой 2-х этажное здание спортивного комплекса. Спорное здание имеет площадь 787, 6 кв.м., состоит из помещений, имеющих назначение:
1 этаж: «кабинет», «коридор», «столовая», «буфет», «кухня», «подс. помещ.», «лест. клетка», «раздевалка», «душевая», «сауна», «вспом. помещ.», «тамбур», «спортзал».
2 этаж: «кабинет», «коридор», «лест. клетка».
Наличие в зданиях помещений, имеющих согласно технической документации назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из технического паспорта принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в спорном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов.
Исходя из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 25 августа 2021 года, проведенного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «КадастрГарант» по инициативе административного истца, спорное здание относится к объектам закрытого типа, обслуживающим только работников предприятия. Помещения с наименование столовая и буфет не используются собственником в качестве объекта общественного питания, для приготовления пищи и обслуживания посетителей. Помещения предназначены для приема пищи сотрудниками предприятия. Свободный доступ посторонних лиц в вышеуказанное здание невозможен, т.к., вход на территорию осуществляется через контрольно-пропускной пункт.
Из содержащихся в технической документации на здание с кадастровым номером **866 сведений (технический паспорт от 29 июня 2011 года, выполненный Осинским филиалом ГУП ЦТИ Пермского края) следует, что оно представляет собой нежилое здание производственной базы асфальто-бетонного завода, состоящей из: административно-производственного здания (лит.А), склада (лит.Б), пристройка (лит.а), навес (лит.Г), битумохранилище (лит.Г1), асфальто-бетонная установка (лит.Г2), бытовка (лит.Г3), весовая (лит.Г4), навес (лит.Г5), сварочный цех (лит.Г6), КТП (лит.Г7), КТП (лит.Г8), асфальто-бетонная установка (лит.Г9), бункер подачи сыпучих материалов (лит.Г10), склад (лит.Г11), ворота (лит.1), забор (лит.2,3), замощение (лит.I), площадка для емкости (лит.II), дробильное отделение (лит.III.IV). Спорное административно-производственное здание имеет площадь 328.2 кв.м., состоит из помещений, имеющих назначение: «цех», «комната отдыха», «коридор», «туалет», «душевая», «сушилка», «сауна», «кухня», «обеденный зал», «кабинет», «встр. шкаф», «котельная», « сан. узел», «лаборатория», «склад», «электроцех».
Наличие в зданиях помещений, имеющих согласно технической документации назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Помещения с назначением «склад» не могут быть отнесены к объектам торговли по основаниям, изложенным ранее.
Исходя из технического паспорта принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в спорном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов.
При таких обстоятельствах на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета также нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, является торговым по предназначению.
Обследования фактического использования здания и помещений ответчиком не проводилось. Вместе с тем, исходя из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 20 сентября 2021 года, проведенного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «КадастрГарант» по инициативе административного истца, Здание и помещения в нем не имеют самостоятельного торгового/офисного назначения, не предназначены для ведения деловой, административной или коммерческой деятельности, фактически используются собственником в своих производственных целях. Сведений, позволяющих определить принадлежность помещений к офисам или сопутствующей офисной инфраструктуре, торговым залам, объектам бытового обслуживания или общественного питания - не выявлено.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в спорных зданиях используются, либо предназначены для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с основной деятельностью общества, что согласовалось бы со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Согласно представленным административным истцом доказательствам, указанные выше помещения в зданиях используются административным истцом исключительно работниками общества, помещения в зданиях в аренду сторонним организациям не сдаются и не используются для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, не связанной с его основным видом деятельности, они расположены на промышленной площадке, на территории на которой осуществляется пропускной режим, и доступ посторонних лиц ограничен.
Фактически в зданиях размещаются рабочие места руководства и сотрудников предприятия, обеспечивающих функционирование производственного процесса, данные помещения в зданиях офисного назначения не имеют.
По смыслу предписаний пунктов 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Таким образом, спорные здания составляет инфраструктуру предприятия, функционально неотделимы от его производственной деятельности и входят в его состав.
То обстоятельство, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и технической документации в наименовании спорных зданиях имеется слово «административное», о правомерности их включения в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, их образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида их фактического использования свидетельствовать не может.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в соответствующие Перечни, не представлено.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что, как указывалось выше, на момент включения спорных зданий в Перечни Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении зданий в качестве административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также о размещении в них офисов либо торговых объектов, а равно об использовании более 20 процентов его общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемые перечни на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы вышеназванных объектов недвижимости, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «ДОРОС».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.
Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленные административные исковые требования удовлетворены судом, то расходы по уплате госпошлины в размере 18 000 рублей подлежат взысканию в пользу истца с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ДОРОС» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 4478 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать не действующими со дня принятия пункты 955, 1666, 3914, 4060, 4098 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать не действующими со дня принятия пункты 4113, 4225, 4783, 5470, 6629 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать не действующими со дня принятия пункты 6233, 7203, 7204, 7205, 7206 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДОРОС» расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 18 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись
Решение суда изготовлено в окончательной форме 09 декабря 2021 года