ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
при секретаре Черепановой О.М.,
с участием прокурора Астраханцевой Е.П., представителя АО «Улан-Удэ Энерго» Кривопуск О.Н., представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаева В.Н., представителя АО «Читаэнергосбыт» Барышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-99/2018 по административному исковому заявлению АО «Улан-Удэ Энерго» о признании недействующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.05.2018 г. № 1/12 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2017 г. № 1/48 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год»,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Республиканской службы по тарифам РБ от 27.12.2017 № 1/48 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год» на период с 01 января по 31 декабря 2018 года установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению к приказу.
Приказом Республиканской службы по тарифам РБ от 17.05.2018 г. № 1/12 внесены изменения в приказ Республиканской службы по тарифам РБ от 27.12.2017 № 1/48 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год».
АО «Улан-Удэ Энерго» обратилось в суд с административным иском о признании приказа от 17 мая 2018 года недействительным в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между следующими парами смежных сетевых организаций: ООО «Элекс» - АО «Улан-Удэ Энерго» (пункт 31 приложения к приказу).
Исковые требования мотивированы тем, что установление указанного индивидуального тарифа противоречит требованиям федерального законодательства.
По мнению административного истца, индивидуальный тариф устанавливается для взаиморасчетов двух сетевых организаций по заявлению каждой сетевой организации. Однако АО «Улан-Удэ Энерго» с таким заявлением не обращалось. ООО «Элекс» не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». Между АО «Улан-Удэ Энерго» и ООО «Элекс» отсутствуют договорные взаимоотношения. Между организациями отсутствуют взаимные точки присоединения, отсутствуют акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Установление тарифов обратной силы не имеет, следовательно установление индивидуального тарифа между АО «Улан-Удэ Энерго» и ООО «Элекс» с 01.01.2018 г. противоречит законодательству.
В дальнейшем представителем административного истца были уточнены правовые основания административного иска. В дополнении к приведенным доводам, указывает, что регулирующим органом не проверено – является ли ООО «Элекс» законным владельцем заявленных им объектов электросетевого хозяйства, ООО «Элекс» не представлены договоры аренды электросетевого имущества, прошедшие государственную регистрацию. В части договоров, заключенных ООО «Элекс» и учтенных ответчиком при установлении тарифа точки приема, заявленные как точки сетей потребителей, и точки поставки (между АО «Улан-Удэ Энерго» и ООО «Элекс») идентичны.
В судебном заседании представитель АО «Улан-Удэ Энерго» Кривопуск О.Н. исковые требования поддержала.
Представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятии Сулаев В.Н. просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что тарифы установлены с соблюдением требований закона.
Представитель АО «Читаэнергосбыт» Барышева А.В. считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ООО «Элекс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Астраханцевой Е.П., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 № 29 Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Согласно пункту 6.3.4 данного Положения руководитель Службы издает в пределах своих полномочий приказы, имеющие нормативный характер.
27 декабря 2017 года РСТ РБ вынесен приказ № 1/48, которым с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. установлены индивидуальные тарифы на услуги передачи электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению.
Приказом РСТ РБ от 17 мая 2018 г. № 1/12 в приказ РСТ РБ от 27.12.2017 г. № 1/48 внесены изменения – приложение к приказу изложены в новой редакции.
Согласно пункту 31 Приложения к приказу № 1/12 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Элекс» и АО «Улан-Удэ Энерго».
В соответствии с пунктом 2 указанного приказа № 1/12 он вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31.12.2018 г.
Приказ РСТ РБ № 1/12 от 17 мая 2018 года опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 21 мая 2018 года, зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 21 мая 2018 года № 032018130.
Проверив оспариваемые положения приказа РСТ РБ № 1/12 на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее ФЗ-35) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 ФЗ-35 государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа).
Из пункта 2 данных Правил следует, что сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункта 34 Правил недискриминационного доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 42 данных Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с данным разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Из пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с абзацем десятым подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее Основы ценообразования) в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 52 Методических рекомендаций регулирующий орган одновременно устанавливает двухставочные и одноставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункта 4 Правил государственного регулирования указано, что в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 8 данных Правил предусмотрено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами.
Согласно пунктам 12, 17, 20, 22, 23, 25, 28 Правил регулирования цен тарифы в сфере электроэнергетики устанавливаются, в том числе на основе заявления регулируемой организации с прилагаемыми обосновывающими материалами. Регулирующий орган проводит экспертизу заявления организаций об установлении тарифов, по результатам которой подготавливает экспертное заключение. Заключение регулирующего органа помимо прочего должно содержать оценку достоверности данных, приведенных в предложении, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования, а также анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. На основе данного заключения принимается решение об установлении тарифов.
Из материалов дела следует, что АО «Улан-Удэ Энерго» является вышестоящей сетевой организацией по отношению к ООО «Элекс».
ООО «Элекс» обратилось в РСТ РБ с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии между двумя сетевыми организациями ОАО «Улан-Удэ Энерго» - ООО «Элекс».
РСТ РБ провела необходимые экспертизы и на заседании коллегии 17 мая 2018 года приняла решение об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями ООО «Элекс» - АО «Улан-Удэ Энерго».
Согласно протоколу заседания Коллегии Службы от 17 мая 2018 г. № 1/12, экспертного заключения регулирующего органа ООО «Элекс» соответствуют Критериям ТСО. Индивидуальный тариф установлен с учетом того, что необходимая валовая выручка (НВВ) на содержание сетей для ООО «Элекс» на 2018 года, с учетом расходов на оплату потерь электроэнергии составляет 16 278,47 тыс. рублей. Тарифная выручка, получаемая ООО «Элекс» от применении котлового одноставочного тарифа на 2018 год за минусом выручки «котел сверху» составляет 19 256,67 тыс. рублей.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что Приказ № 1/12 не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы административного искового заявления о том, что АО «Улан-Удэ Энерго» не обращалось в РСТ РБ с заявлением об установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов с ООО «Элекс» являются необоснованными.
Действующее законодательство, в том числе пункты 12, 24 Правил регулирования цен не предусматривают, что индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями может быть установлен только в случае обращения с соответствующим заявлением обеих смежных территориальных сетевых организаций. Допускается установление тарифов по инициативе регулирующего органа на основе результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), если такая организация соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Доводы о несоответствии ООО «Элекс» критериям отнесения к территориальным сетевым организациям также подлежат отклонению.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.02.2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям являются, в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Стороной административного ответчика предоставлен анализ договоров аренды электрооборудования, в т.ч., трансформаторных и иных подстанций с установленными силовыми трансформаторами, сумма номинальных мощностей которых составляет более 10 МВА (37,19 МВА), линий электропередач, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км. (57,71 км.).
Представителем административного истца доказательств обратного не представлено.
Утверждение АО «Улан-Удэ Энерго» о том, что договоры аренды электрооборудования не были зарегистрированы по правилам государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следовательно, ООО «Элекс» не владеет объектами электросетевого хозяйства на законном основании, не влечет удовлетворения заявленных требований.
В материалах дела имеются экспертные заключения ООО «Баймис» о том, что электрооборудование и электрические сети являются движимым имуществом. Следовательно, договоры аренды указанного имущества государственной регистрации прав на недвижимое имущество не подлежали.
Оснований подвергать сомнению указанные заключения эксперта у РСТ РБ не имелось, в судебном заседании данная позиция административного ответчика представителем АО «Улан-Удэ Энерго» не опровергнута.
Отсутствие договорных отношений между АО «Улан-Удэ Энерго» и ООО «Элекс» основанием для удовлетворения исковых требований также не является.
В подпункте 13 пункта 17 Правил указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Формулировка «и (или)» означает, что приложение договоров не является обязательным.
Правила недискриминационного доступа предполагают заключение договоров между смежными сетевыми организациями, однако законодательство о тарифном регулировании не предусматривает, что при отсутствии заключенных между сетевыми организациями договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии не устанавливаются.
Учитывая указанные обстоятельства, а также положения подпунктов 6, 11, 13 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам России от 12.04.2012 г. № 53-э/1 заявленная мощность, учитываемая при установлении тарифов, может устанавливаться не только из договоров между сетевыми организациями, но и исходя из плановых объемов мощности.
Ссылка стороны истца на незаконность оспариваемого приказа, т.к. установление тарифов обратной силы не имеет, основана на неправильном толковании норм права.
Действительно, пунктом 31 Правил регулирования цен предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Однако, как следует из материалов дела, обжалуемый Приказ от 17.05.2018 г. № 1/12 вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 21 мая 2018 г.
Каких-либо доказательств, что данный Приказ применяется к отношениям между АО «Улан-Удэ Энерго» и ООО «Элекс» до 21 мая 2018 г., в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отказа ООО «Элекс» в открытии дела об установлении цены (тарифа) или в установлении тарифов у РСТ РБ не имелось.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Приказ РСТ РБ от 17.05.2018 № 1/12 в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому суд выносит решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска АО «Улан-Удэ Энерго» о признании недействующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.05.2018 г. № 1/12 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2017 г. № 1/48 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 4 октября 2018 года
Судья Е.И. Захаров