ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-99/19 от 06.03.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-99/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 6 марта 2019 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урвачевой Ольги Сергеевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

Урвачева О.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 209,5 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 148 000 рублей по состоянию на 15 января 2014 года.

Заявление обосновано следующим: Урвачева О.С. является собственником данного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость нежилого помещения установлена с 15 января 2014 года и составляет 11 828 200,31 рублей, является завышенной.

Урвачевой О.С. произведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 15 января 2014 года. Согласно отчету ИП Харисовой В.И. от 12 декабря 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения на указанную дату определена оценщиком в размере 2 148 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель Урвачевой О.С. – Соколова Л.А. заявление поддержал.

Представитель Управления Росреестра по Ярославской области Королькова Е.П. в судебном заседании от 25 февраля 2019 года оставил вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. В отзыве на административный иск учреждение подтвердило размер кадастровой стоимости нежилого помещения, оспариваемой административным истцом, право собственности Урвачевой О.С. на данный объект недвижимости.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Колобова Е.В. и представитель Администрации городского округа город Рыбинск Кокорина М.А. возражали против требований, указав, что отчет оценки рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Иные участники процесса в судебное заседание представителей не направили, мнения по административному иску не высказали.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требование Урвачевой О.С. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 375 Налогового кодекса).

Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость этого объекта недвижимости устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что Урвачева О.С. является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 209,5 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленные решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что объект недвижимости поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости 15 января 2014 года. Он не вошел в Перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, по состоянию на 12 июля 2012 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012 N 1404-п.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения по состоянию на 15 января 2014 года составляет 11 828 200,31 рублей.

Административным истцом представлен отчет ФИО 1 от 12 декабря 2018 года оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, согласно которого рыночная стоимость на 15 января 2014 года определена в размере 2 148 000 рублей.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и Администрации городского округа город Рыбинск о не соответствии отчета законодательству об оценочной деятельности, не могут быть приняты судом ввиду следующего.

Замечание о неправильных расчетах устранено оценщиком в ходе судебного заседания путем исправления технической ошибки, которая не привела к недостоверности установления рыночной стоимости объекта недвижимости.

Замечания о неприменении всех возможных аналогов в исследуемом отчете также подлежат отклонению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.

В представленном отчете описаны критерии отбора аналогов из выборки, учитывая технические, экономические материальные и другие характеристики объекта оценки, которая не вызывает сомнения у суда.

Предложение №1 (<адрес>) Департамента не может использоваться в выборке, т.к. имеет обременение (объект культурного наследия), отличается от объекта оценки тем, что расположен на 2 этаже в общественном здании, тогда как объект оценки находится в подвале и не имеет самостоятельного выхода.

Предложения №№2,3 и 4 также не могут применяться в отчете, поскольку отличаются от объекта оценки месторасположением, техническими характеристиками.

Указанные выводы суда подтверждены содержанием имеющегося в деле отчета оценки рыночной стоимости нежилого помещения, а также пояснениями оценщика ФИО 1 допрошенной в качестве свидетеля.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд констатирует, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 2 148 000 рублей, заявленный административным истцом, подтвержден объективными доказательствами, не доверять которым у суда нет оснований.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения физического лица с заявлением в комиссию, т.е. – 19 декабря 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Урвачевой Ольги Сергеевны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 209,5 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 148 000 рублей по состоянию на 15 января 2014 года.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости 2 148 000 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 19 декабря 2018 года

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Нуждин