ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 октября 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Свистунове А.И.
с участием прокурора Хорошевой О.Я., представителя административного истца ПАО «МРСК Сибири» ФИО1, представителя Улан-Удэнского городского Совета депутатов и М эра г. Улан-Удэ ФИО2, представителя Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-99 по административному иску ПАО «МРСК Сибири» об оспаривании в части Правил благоустройства территорий городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 № 447-42,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с административным иском об оспаривании в части Правил благоустройства территорий городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 № 447-42 (далее – Правила).
В ходе судебного заседания представитель общества уточнил исковые требования и просил признать недействующими абзац 5 пункта 4.1.5, абзацы 4, 6 пункта 4.4.5 Правил.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения противоречат статье 210 ГК РФ, Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования.
Представитель Улан-Удэнского городского Совета депутатов и заинтересованного лица Мэра г. Улан-Удэ, представитель заинтересованных лиц Администрации г. Улан-Удэ и Комитета городского хозяйства возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному и республиканскому законодательству.
Прокурор в заключении указала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Рассмотрев дело, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об оспаривании нормативного правового акта, перечислены в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Правила благоустройства территорий городского округа «Город Улан-Удэ» утверждены Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 № 447-42.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 547-52 в Правила внесены изменения, в том числе:
в новой редакции изложен абзац 5 пункта 4.1.5 Правил;
раздел 4 Правил дополнен подразделом 4.4, в который входит пункт 4.4.5.
Из пункта 1.3 Правил следует, что они действуют на всей территории города Улан-Удэ и обязательны для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Деятельность ПАО «МРСК Сибири» осуществляется, в том числе на территории г. Улан-Удэ, поэтому общество относится к субъектам правоотношений, регулируемых Правилами, и вправе оспорить нормы Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 542-52 принят Устав городского округа «Город Улан-Удэ» (далее – Устав).
Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов предусмотрен статьей 43 Устава.
Из пункта 4 данной статьи следует, что нормативные правовые решения, принятые городским Советом, направляются мэру города для подписания и обнародования в течение 10 дней со дня их принятия. Мэр города в течение 10 рабочих дней со дня поступления нормативного правового решения подписывает и обнародует его.
Согласно пункту 5 данной статьи муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 6 данной статьи официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Муниципальный вестник города Улан-Удэ». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать официальный сайт органов местного самоуправления города Улан-Удэ. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ объемные графические и табличные приложения в печатном издании могут не приводиться.
Пункт 7 данной статьи устанавливает, что муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), должны быть опубликованы не позднее 20 дней со дня их принятия (издания), если иное не установлено федеральными законами, данным Уставом либо самим муниципальным правовым актом.
Первоначальный текст Правил опубликован в издании «Муниципальный вестник города Улан-Удэ», № 34/1 07 сентября 2018 года.
Изменения, внесенные Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 547-52, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано в газете «Муниципальный вестник города Улан-Удэ» 08 мая 2019 года).
Соблюдено требование, установленное частью 3 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ, о том, что проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Суду представлено заключение Комитета экономического развития и туризма Администрации г. Улан-Удэ от 23 января 2019 года № 105 об оценке регулирующего воздействия на проект решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «О внесении изменений в Правила благоустройства территорий городского округа «город Улан-Удэ».
Проект решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «О внесении изменений в Правила благоустройства территорий городского округа «город Улан-Удэ» прошел публичные слушания 27 февраля 2019 года.
Таким образом, процедура принятия Правил и внесения в них изменений соблюдена.
Проверив оспариваемые нормы Правил на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательству, суд приходит к выводу, что они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец оспаривает абзац 5 пункта 4.1.5 и абзацы 4 и 6 пункта 4.4.5 Правил.
Согласно абзацу 5 пункта 4.1.5 Правил ответственность за уборку на территориях трансформаторных и распределительных подстанций, коммунальных объектов, наземных трубопроводов, опор воздушных линий электропередач, на территориях просек вдоль воздушных линий электропередач и прилегающих территорий в случае, если данные линии электропередач находятся в городских лесах, а также за пределами городских лесов, на земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена, возлагается на лиц, в собственности или на ином законном праве которых находятся указанные объекты.
Из абзаца 2 пункта 4.4.5 Правил следует, что внешняя часть границ прилегающих территорий определяется на расстоянии 10 метров по периметру от границ земельного участка на основании сведений о государственном кадастровом учете соответствующих земельных участков, а при отсутствии границ земельного участка - 30 метров по периметру от границ здания, строения, сооружения, за исключением ряда случаев, в том числе:
линии электропередач, расположенные в городских лесах, а также за пределами городских лесов, на земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена, - в пределах охранной зоны линии электропередач (абзац 4);
огороженные трансформаторные и распределительные подстанции, инженерные сооружения - на расстоянии 10 метров от ограждения (абзац 6).
Административный истец указывает, что из статьи 210 ГК РФ, статьи 42 Земельного Кодекса РФ следует, что обязанность по содержанию территории возлагается на лиц, являющихся собственниками или владельцами земельных участков. Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает полное перераспределение обязанностей по содержанию прилегающей территории на лиц, не обладающих какими-либо правами на данную территорию. В нарушение федерального законодательства Правила возлагают обязанность по уборке территорий на лиц, не являющихся владельцами земельных участков. Кроме того, Правила в качестве прилегающей территории незаконно определяют границы охранных зон линий электропередач.
С этими доводами нельзя согласиться.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ и Градостроительный кодекс РФ.
Из части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что правила благоустройства территории муниципального образования – это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Вопросы, которые могут содержаться в правилах благоустройства территории муниципального образования, перечислены в части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ.
К ним, в частности, относятся вопросы:
участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий (пункт 13);
определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 14);
порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования (пункт 16).
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ приведены следующие понятия:
благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36);
прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37).
Согласно части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Законом Республики Бурятия от 09.07.2018 № 3130-V «О порядке определения органами местного самоуправления в Республике Бурятия границ прилегающих территорий» установлен порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Бурятия.
Согласно части 1 статьи 2 данного Закона РБ границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.
После внесения изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ и Градостроительный кодекс РФ и принятия Закона РБ № 3130-V Улан-Удэнский городской совет депутатов принял решение о внесении соответствующих изменений в Правила благоустройства территорий городского округа «Город Улан-Удэ».
Поскольку федеральный законодатель предоставил органу местного самоуправления полномочие определять в правилах благоустройства границы прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (статья 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ), а также обязал лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства (часть 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ), оснований считать, что оспариваемые нормы Правил противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Ссылки административного истца на то, что оспариваемыми Правилами установлено участие лиц в содержании охранной зоны, являются несостоятельными, поскольку такого положения Правила не содержат, а запрета на определение границ прилегающей территории в пределах охранной зоны действующее законодательство не предусматривает.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемые нормы соответствуют федеральному и республиканскому законодательству, поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Решение в окончательной форме принято 17 октября 2019 года.
Судья С.В. Булгытова