ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
11 апреля 2019 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э.,
при секретаре Санакоевой Э.А.,
с участием:
административного истца ФИО1, представившей диплом о высшем юридическом образовании серии ВСГ 4118161, регистрационный номер 541юр от 10 июля 2009 года, выданный Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет»),
представителя административного ответчика Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания - председателя Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания ФИО2,
представителя заинтересованного лица Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания - главы Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания ФИО2
представителя заинтересованного лица Северо-Осетинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО3, действующего на основании доверенности от 3 апреля 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСВ 0811437, регистрационный номер 705 от 1 июля 2004 года, выданного Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»,
представителя заинтересованного лица Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Патриоты России» ФИО4, действующего на основании доверенности от 25 февраля 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСБ 0550942, регистрационный номер 157, выданного Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»,
старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Авсараговой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Бесланское городское поселение Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинское региональное отделение политической партии «Патриоты России», Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», о признании неправомочным состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания,
установил:
ФИО1, зарегистрированная с 4 июля 2003 года и проживающая по адресу: ... обратилась в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением к Собранию представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Собрание представителей Бесланского городского поселения шестого созыва) о признании неправомочным состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва.
В обоснование административного иска ФИО1 указала, что на основании решения территориальной избирательной комиссии Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - ТИК Правобережного района РСО-Алания) от 13 сентября 2017 года № 50/421-4 к распределению двадцати депутатских мандатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва были допущены четыре избирательных объединения, а именно, Правобережное местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (далее по тексту - Правобережное МО ВПП «Единая Россия») в количестве 5 мандатов, Северо-Осетинское региональное отделение политической партии «Патриоты России» (далее по тексту - СОРО ПП «Патриоты России») в количестве 5 мандатов, Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту - СОРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации») в количестве 2 мандатов, Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания) в количестве 8 мандатов. Исходя из содержания ответа от 28 января 2019 года № 77 за подписью председателя Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, гражданке ФИО1 стало известно о сложении депутатами РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания в количестве 7 человек своих полномочий. Таким образом, общее количество депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва в настоящее время составляет менее 2/3 от установленной численности, что препятствует принятию выборным органом решений, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению ФИО1, наличие в Собрании представителей Бесланского городского поселения шестого созыва менее 2/3 от установленной численности депутатов, влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, являющейся жителем города Беслана, на осуществление местного самоуправления.
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Бесланское городское поселение Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Бесланское городское поселение), СОРО ПП «Патриоты России», Правобережное МО ВПП «Единая Россия», РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, СОРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Северо-Осетинское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (далее по тексту - СОРО ВПП «Единая Россия»), с исключением в качестве процессуальной стороны Правобережное МО ВПП «Единая Россия».
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования, пояснив, что наличие неправомочного состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва нарушает ее права и законные интересы, как жителя города Беслана, связанные с местным самоуправлением.
В судебном заседании представитель административного ответчика Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва - председатель Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2 признал административный иск ФИО1 в полном объеме, пояснив, что в декабре 2018 года 7 депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва, зарегистрированные в списке кандидатов в депутаты от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, подали заявления о сложении своих полномочий. Таким образом, Собрание представителей Бесланского городского поселения шестого созыва в настоящий момент состоит из 13 депутатов, что составляет менее 2/3 от установленной численности депутатов. По мнению представителя административного ответчика, наличие неправомочного состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва нарушает права жителей города Беслана на осуществление местного самоуправления. Согласно письменным заявлениям Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва на административное исковое заявление ФИО1, поступивших в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания 8 февраля и 11 марта 2019 года, административный ответчик признает заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Бесланского городского поселения - глава Бесланского городского поселения ФИО2 признал административный иск ФИО1 в полном объеме, пояснив, что после сложения депутатских полномочий представителями РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, Собрание представителей Бесланского городского поселения шестого созыва является неправомочным, поскольку не вправе принимать решения по организационным и правовым вопросам местного самоуправления. Согласно письменному отзыву Бесланского городского поселения шестого созыва на административное исковое заявление ФИО1, поступившему в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания 3 апреля 2019 года, заинтересованное лицо признает заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании ФИО3, представлявший интересы заинтересованного лица СОРО ВПП «Единая Россия» на основании доверенности от 3 апреля 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСВ 0811437, регистрационный номер 705 от 1 июля 2004 года, не возражал против удовлетворения административного иска ФИО1
В судебном заседании ФИО4, представлявший интересы заинтересованного лица СОРО ПП «Патриоты России» на основании доверенности от 25 февраля 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСБ 0550942, регистрационный номер 157, не возражал против удовлетворения административного иска ФИО1
В судебное заседание представитель заинтересованного лица РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился. Согласно письменному заявлению от 8 апреля 2019 года, поступившему в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания 9 апреля 2019 года, представитель РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания ФИО5, регистрационный номер в реестре адвокатов 15/531, действующий на основании доверенности от 20 марта 2019 года № 15 АА0824812, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав на законность и обоснованность административного иска ФИО1
В ранее состоявшихся судебных заседаниях по настоящему делу, представитель заинтересованного лица РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания ФИО5 признал исковые требования ФИО1 Исходя из содержания письменного отзыва РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, поступившего в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания 29 марта 2019 года, РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания признает административный иск ФИО1
В судебное заседание представитель заинтересованного лица СОРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка процессуальных сторон в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Авсараговой Т.М., полагавшей исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему.
Исходя из положений пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), полномочия Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право на непосредственное осуществление народом власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3 часть 2).
Местное самоуправление, по смыслу определяющих его конституционно-правовой статус статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130, 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации, выступает обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения, обеспечивающей участие граждан в самостоятельном и под свою ответственность решении населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 131 (часть 1) право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, исходит из того, что это право в силу взаимосвязанных положений ее статей 15 (часть 2) и 72 (пункт «н» части 1) должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям. Тем самым предполагается, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что органы государственной власти оказывают на местное самоуправление регулирующее воздействие, в частности путем определения основных принципов организации муниципальной власти, обусловленных конституционно-правовой природой местного самоуправления как одного из уровней публичной власти, наиболее приближенного к населению, и учитывающих необходимость достижения с участием местного самоуправления конституционных целей государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 года № 14-П, от 30 ноября 2000 года № 15-П и от 18 мая 2011 года № 9-П; определения от 5 марта 2009 года № 375-О-О, от 8 апреля 2010 года № 454-О-О, от 1 июня 2010 года № 830-О-О, от 7 февраля 2012 года № 275-О-О и от 9 декабря 2014 года № 2744-О).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ общие правовые, территориальные и организационные принципы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленных федеральным законом, - соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств (часть 3.1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Правовые основы муниципальных выборов в Республике Северная Осетия-Алания регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Законом Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания» (далее по тексту - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ), иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Устава Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, принятого решением Собрания представителей Бесланского городского поселения от 19 апреля 2017 года № 227 (далее по тексту - Устав Бесланского городского поселения), Собрание представителей Бесланского городского поселения это представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории всего городского поселения.
Исходя из системного толкования пунктов 2 и 4 статьи 22 Устава Бесланского городского поселения, следует, что Собрание представителей Бесланского городского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов в количестве 20 человек.
Аналогичное положение о возможности осуществления полномочий представительным органом муниципального образования предусмотрено частью 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения Собрания представителей Бесланского городского поселения от 13 июня 2017 года № 237 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва.
Решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 13 июля 2017 года № 40/201-4 заверен муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, в составе следующих граждан: ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, всего 24 человека (далее по тексту - зарегистрированный список кандидатов в депутаты № 1 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания).
В соответствии с решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 18 июля 2017 года № 41/211-4 из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты № 1 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания исключен ФИО15 (№ 11 в списке).
Решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 21 июля 2017 года № 42/218-4 заверен муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, в составе следующих граждан: ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, всего 23 человека (далее по тексту - зарегистрированный список кандидатов в депутаты № 2 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания).
В соответствии с решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 4 августа 2017 года № 45/324-4 из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты № 2 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания исключен ФИО9 (№ 5 в списке).
Решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 5 августа 2017 года № 46/326-4 из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты № 2 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания исключен ФИО23 (№ 19 в списке).
Согласно протоколу ТИК Правобережного района РСО-Алания о результатах выборов 10 сентября 2017 года депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва к распределению депутатских мандатов допущены следующие муниципальные списки кандидатов: Правобережное МО ВПП «Единая Россия» - 5 мандатов; РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания - 8 мандатов; СОРО ПП «Патриоты России» - 5 мандатов; СОРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 2 мандата (пункт 20).
Решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 13 сентября 2017 года № 50/420-4 утвержден протокол о результатах выборов 10 сентября 2017 года, выборы признаны действительными и состоявшимися.
В соответствии с пунктом 2 решения ТИК Правобережного района РСО-Алания от 13 сентября 2017 года № 50/421-4, 20 депутатских мандатов по результатам выборов 10 сентября 2017 года распределены между избирательными объединениями в следующем порядке: Правобережное МО ВПП «Единая Россия» - 5 мандатов (ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33); СОРО ПП «Патриоты России» - 5 мандатов (ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38); СОРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 2 мандата (ФИО39, ФИО40); РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания - 8 мандатов (ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13).
Согласно решению ТИК Правобережного района РСО-Алания от 15 сентября 2017 года № 51/441-4 мандат депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО6 передан ФИО14, как зарегистрированному кандидату, состоящему в муниципальном списке кандидатов в депутаты от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 20 сентября 2017 года № 38/342-6, опубликованном на официальном сайте указанного государственного органа, ФИО6 зарегистрирован депутатом Парламента Республики Северная Осетия-Алания шестого созыва.
Решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 7 ноября 2018 года № 76/525-4 вакантный мандат депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО8 передан ФИО22, как зарегистрированному кандидату, состоящему в муниципальном списке кандидатов в депутаты, выдвинутому РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания. Указанным решением ФИО8 исключен из муниципального списка кандидатов от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания.
На основании решения ТИК Правобережного района РСО-Алания от 7 ноября 2018 года № 76/526-4 из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты № 2 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания исключены ФИО20 (№ 16 в списке), ФИО28 (№ 24 в списке), ФИО19 (№ 15 в списке), ФИО17 (№ 13 в списке), ФИО21 (№ 17 в списке), ФИО27 (№ 23 в списке), ФИО25 (№ 21 в списке).
В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплено, что полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Согласно письменному заявлению ФИО22 от 29 декабря 2018 года, входящий номер 62 от 29 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Исходя из содержания нотариально удостоверенного письменного заявления ФИО22 от 28 марта 2019 года, поступившего в суд 3 апреля 2019 года, следует, что заявитель добровольно сложил полномочия депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва. Заявление было написано самостоятельно, с осознанием всех последствий принятого решения, без оказания давления, принуждения или угроз со стороны третьих лиц. Указанное заявление ФИО22 не намерен отзывать. Считает свою депутатскую деятельность прекращенной с 29 декабря 2018 года.
Согласно письменному заявлению ФИО12 от 1 декабря 2018 года, входящий номер 49 от 1 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
В судебном заседании свидетель ФИО12, предупрежденный судом об ответственности по правилам статей 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, пояснил, что действительно написал заявление о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Согласно письменному заявлению ФИО14 от 29 декабря 2018 года, входящий номер 62/1 от 29 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Исходя из содержания нотариально удостоверенного письменного заявления ФИО14 от 28 марта 2019 года, поступившего в суд 3 апреля 2019 года, следует, что заявитель добровольно сложил полномочия депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва. Заявление было написано самостоятельно, с осознанием всех последствий принятого решения, без оказания давления, принуждения или угроз со стороны третьих лиц. Указанное заявление ФИО14 не намерен отзывать. Считает свою депутатскую деятельность прекращенной с 29 декабря 2018 года.
Согласно письменному заявлению ФИО11 от 29 декабря 2018 года, входящий номер 62/2 от 29 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
В судебном заседании свидетель ФИО11, предупрежденный судом об ответственности по правилам статей 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, пояснил, что действительно написал заявление о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Согласно письменному заявлению ФИО10 от 29 декабря 2018 года, входящий номер 62/3 от 29 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
В судебном заседании свидетель ФИО10, предупрежденный судом об ответственности по правилам статей 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, пояснил, что действительно написал заявление о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Согласно письменному заявлению ФИО7 от 29 декабря 2018 года, входящий номер 62/4 от 29 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
В судебном заседании свидетель ФИО7, предупрежденный судом об ответственности по правилам статей 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, пояснил, что действительно написал заявление о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Согласно письменному заявлению ФИО13 от 29 декабря 2018 года, входящий номер 62/5 от 29 декабря 2018 года, адресованному председателю Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2, заявитель указывает о сложении полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва по собственному желанию.
Исходя из содержания нотариально удостоверенного письменного заявления ФИО13 от 27 марта 2019 года, поступившего в суд 3 апреля 2019 года, следует, что заявитель добровольно сложил полномочия депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва. Заявление было написано самостоятельно, с осознанием всех последствий принятого решения, без оказания давления, принуждения или угроз со стороны третьих лиц. Указанное заявление ФИО13 не намерен отзывать. Считает свою депутатскую деятельность прекращенной с 29 декабря 2018 года.
Как следует из материалов дела, решением ТИК Правобережного района РСО-Алания от 14 января 2019 года № 77/530-4 из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты № 2 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания исключены ФИО24 (№ 20 в списке), ФИО16 (№ 12 в списке), ФИО26 (№ 22 в списке), ФИО18 (№ 14 в списке).
В соответствие с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
Материалы дела не содержат сведений о принятии Собранием представителей Бесланского городского поселения шестого созыва решений по заявлениям ФИО22, ФИО12, ФИО14, ФИО11, ФИО10, ФИО7, ФИО13 о сложении депутатских полномочий. Вместе с тем не принятие решения Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва о прекращении полномочий депутатов не свидетельствует о сохранении за вышеназванными гражданами полномочий, поскольку в силу пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат в своем волеизъявлении прекратить депутатскую деятельность не связан какими-либо условиями. Сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом.
Решение представительного органа местного самоуправления о прекращении полномочий депутата является техническим оформлением отставки депутата, при наличии одного из оснований, перечисленных в законе.
Следовательно, если представительный орган муниципального образования в срок установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию, и данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения ФИО1 с административным исковым заявлением в суд (30 января 2019 года) общее количество депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва составляет менее 2/3 от установленной численности.
Согласно части 1 статьи 64.32 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе муниципального списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования (территориальной комиссией) в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 64.31 настоящего Закона.
Если после первоначального распределения депутатских мандатов зарегистрированный кандидат отказался принять депутатский мандат или если зарегистрированный кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования полномочия, а также, если депутатский мандат оказался свободен в силу иных оснований, указанных в части 1 статьи 64.32 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ, данный мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа не получивших депутатские мандаты кандидатов из того же муниципального списка кандидатов, если иное не предусмотрено настоящим Законом (часть 6 статьи 64.31 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ).
В силу части 2 статьи 64.32 Закона Республики Северная Осетия- Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе муниципального списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе муниципального списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе муниципального списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же муниципального списка кандидатов.
Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с частью 2 статьи 64.32 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Избирательная комиссия муниципального образования (территориальная комиссия) передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (часть 3 статьи 64.32 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ).
Исходя из материалов дела, судом установлено, что на момент обращения ФИО1 с настоящим административным исковым заявлением из зарегистрированного списка № 2 кандидатов в депутаты от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания, в количестве 23 человек, были исключены ФИО8, ФИО9, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, при этом, зарегистрированный и не исключенный из списка ФИО2 является действующим депутатом Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва, а гражданин ФИО6 избран депутатом Парламента Республики Северная Осетия-Алания шестого созыва.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о невозможности передачи в порядке очередности 7 освободившихся депутатских мандатов, поскольку не осталось граждан, зарегистрированных в списке кандидатов в депутаты № 2 от РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 и частям 2, 3 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В силу части 5 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Как следует из материалов дела, деятельность Собрания представителей Бесланского городского поселения регулируется Уставом Бесланского городского поселения, Регламентом Собрания представителей Бесланского городского поселения, утвержденным решением Собрания представителей Бесланского городского поселения от 25 июля 2017 года № 249 (далее по тексту - Регламент), Положением о Собрании представителей Бесланского городского поселения, утвержденным решением Собрания представителей Бесланского городского поселения от 30 января 2012 года № 213 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 3 статьи 11 Устава Бесланского городского поселения, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Собрания представителей Бесланского городского поселения, предусмотренных частью 13 статьи 25 настоящего Устава (досрочное прекращение полномочий депутата по собственному желанию), дополнительные выборы могут не проводиться при фактическом наличии в представительном органе количества депутатов, равного (не менее) 2/3 от общего количества депутатов установленного настоящим Уставом.
В силу пункта 7 статьи 23 Устава Бесланского городского поселения решение Собрания представителей Бесланского городского поселения о самороспуске считается принятым, если за данное решение проголосовали не менее 2/3 от установленной численности депутатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Устава Бесланского городского поселения Глава Бесланского городского поселения избирается сроком на 5 лет открытым голосованием, при условии участия в выборах не менее 2/3 от установленной численности депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения.
Исходя из содержания пункта 3 статьи 35 Устава Бесланского городского поселения, следует, что устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав городского поселения принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения.
На основании подпункта 1 пункта 3.2 Положения принятие Устава Бесланского городского поселения относится к исключительной компетенции Собрания представителей Бесланского городского поселения.
В силу пункта 8 статьи 56 Устава Бесланского городского поселения, решение Собрания представителей Бесланского городского поселения об удалении Главы Бесланского городского поселения в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения.
В силу подпункта 10 пункта 3.2 Положения принятие решения об удалении Главы Бесланского городского поселения в отставку относится к исключительной компетенции Собрания представителей Бесланского городского поселения.
Согласно пункту 2 статьи 4 Регламента, Глава Бесланского городского поселения избирается сроком на пять лет открытым голосованием при участии в выборах не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа, при этом, 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа считается 14 человек.
Голосование по избранию Главы Бесланского городского поселения не допускается при отсутствии необходимого кворума депутатов, который составляет не менее 2/3 от общего количества депутатов (пункт 3 статьи 4 Регламента), при этом, Глава Бесланского городского поселения считается избранным, если за него проголосовало большинство депутатов из числа присутствующих на заседании (пункт 5 статьи 4 Регламента).
Согласно абзацу шестому пункта 5 и абзацу седьмому пункта 8 статьи 9 Регламента избранным на должность Главы Бесланского городского поселения по итогам голосования считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов из числа присутствующих на заседании, при условии участия в голосовании не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа.
Исходя из положений части 1.1. статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования, при этом, заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
Между тем, как следует из материалов дела, присутствие в настоящее время на заседании представительного органа муниципального образования более 50 процентов от числа избранных депутатов Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва, но менее 2/3 от установленной численности по причине добровольного сложения депутатами своих полномочий, не позволяет административному ответчику реализовать исключительные полномочия по принятию нормативных правовых актов по вопросам утверждения устава муниципального образования, внесению изменений и дополнений в устав муниципального образования, избранию Главы Бесланского городского поселения, принятию решения об удалении Главы Бесланского городского поселения в отставку, реализации механизма самороспуска,
Отсутствие правовой возможности реализации административным ответчиком своих исключительных полномочий является основанием для принятия решения о признании неправомочным состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва.
Невозможность принятия административным ответчиком указанных решений, в связи с отсутствием 2/3 от общего количества депутатов, нарушает интересы граждан Бесланского городского поселения по реализации конституционного права на непосредственное осуществление народом власти через органы местного самоуправления.
Как следует из положений части 6 статьи 64.32 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 года № 36-РЗ, если в муниципальном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
В силу части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Положением части 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного ответчика - председатель Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва ФИО2 признал административный иск ФИО1, направив в адрес суда письменные заявления от 8 февраля и 11 марта 2019 года, приобщенные к материалам дела.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц Бесланского городского поселения, СОРО ПП «Патриоты России», СОРО ВПП «Единая Россия», РО ПП «Справедливая Россия» в РСО-Алания не возражали против удовлетворения административного искового заявления ФИО1
На основании изложенного, учитывая положения подпункта 1 пункта 7 статьи 24 Устава Бесланского городского поселения, регламентирующего полномочия ФИО2, а также отсутствие оснований считать, что признание иска противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права иных лиц, суд принимает признание административным ответчиком Собранием представителей Бесланского городского поселения шестого созыва административного искового заявления ФИО1
Принятие судом признания административным ответчиком административного искового заявления ФИО1 является процессуальным основанием для удовлетворения требования о признании неправомочным состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
В судебном заседании административный истец ФИО1 не заявляла требование о немедленном исполнении судебного решения по настоящему делу, а также не привела доводов относительно наличия особых обстоятельств, исходя из которых, замедление исполнения судебного акта может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Правовых оснований для применения положений статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Собранию представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания о признании неправомочным состава Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания удовлетворить.
Признать неправомочным состав Собрания представителей Бесланского городского поселения шестого созыва Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Э. Батагов