ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-99/19 от 27.12.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-99/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,

при секретаре Корженко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о восстановлении срока и об оспаривании кадастровой стоимости жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения и изменения основания административного иска в порядке статьи 46 КАС РФ, указала, что в 2015 году построила жилой дом по <данные изъяты>

30 декабря 2016 года жилой дом был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового

Право собственности зарегистрировала 17 января 2017 года, после чего ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области», в порядке статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» определило кадастровую стоимость жилого дома по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере 6133374, 40 рублей.

11 сентября 2018 года по договору купли-продажи она продала жилой дом с кадастровым расположенный по <адрес> семье <данные изъяты> Цена договора составила 3090000 рублей (1514100 рублей – жилой дом, 1575900 рублей – земельный участок).

В связи с тем, что ею произведено отчуждение жилого дома, в силу п. 5 статьи 217.1 НК РФ за 2018 год она обязана уплатить налог на доходы физического лица из расчета кадастровой стоимости жилого дома в размере 6133374,40 рублей.

Полагая данную кадастровую стоимость завышенной, обратилась к оценщику для определения рыночной стоимости жилого дома по состоянию на 30 декабря 2016 года, которая определена в размере 2750000 рублей. Поскольку установленная кадастровая стоимость жилого дома в размере 6133374,40 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, считая, что ее права, как налогоплательщика налога на доходы физического лица нарушены, просит установить кадастровую стоимость жилого дома в размере рыночной стоимости по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере 2750000 рублей. Также просит восстановить срок для оспаривания кадастровой стоимости жилого дома, поскольку начиная с декабря 2018 года, она неоднократно обращалась в налоговую инспекцию, в управление Росреестра по Калининградской области, для получения разъяснений и консультаций. После получения разъяснения о праве оспорить кадастровую стоимость жилого дома, сбора документов, составления отчета о рыночной стоимости, обратилась в суд.

ФИО1 в судебное заседание не явилась о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представители административного истца ФИО1 ФИО2, ФИО3 по доверенностям в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что ФИО1 не освобождена от уплаты налога на доходы физических лиц и ее права нарушаются тем, что налог она должна исчислить и уплатить от кадастровой стоимости жилого дома, установленной по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере 6133374, 40 рублей.

Административные ответчики Правительство Калининградской области, управление Россреестра по Калининградской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились.

Представитель ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях возражал против заявленных требований ФИО1, о чем представил письменные возражения.

Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзацы 2,3).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11).

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Подпунктом 17.1 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются. (В силу Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ данная норма закона утрачивает силу с 1 января 2020 года).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 1).

С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ) (пункта 6).

Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (пункт 8).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункта 14).

Судом установлено, что в 2015 году ФИО1 построен жилой дом <адрес>

30 декабря 2016 года объект недвижимости – жилой дом общей площадью 160 кв.м, расположенный по <адрес> поставлен на кадастровый учат с присвоением кадастрового

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» с учетом пункта 2.1 Порядка № 113, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года № 7 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области» ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области» по состоянию на 30 декабря 2016 года определило кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым в размере 4689932,80 рублей (л.д.150-159).

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области» по состоянию на 1 января 2016 года была установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Однако право собственности ФИО1 на жилой дом было зарегистрировано 17 января 2017 года (л.д.9-16).

В связи с чем в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области» по состоянию на 30 декабря 2016 года определило кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым в размере 6133374, 40 рублей, что подтверждается выпиской ЕГРН (л.д. 149).

Из данной выписки следует, что кадастровая стоимость жилого дома в размере 6133374, 40 рублей действовала в период с 1 января 2018 года по 24 сентября 2018 года.

12 сентября 2018 года в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права были внесены изменения в ЕГРН в части площади объекта недвижимости с кадастровым с площади жилого дома 160 кв.м на площадь 171,5 кв.м, что послужило основанием для пересчета кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

В связи с чем в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области» по состоянию на 24 сентября 2018 года определило кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым в размере 6574210,69 рублей (л.д. 9-16,167-169).

11 сентября 2018 года между ФИО1 с одной стороны и с ФИО4, ФИО5, несовершеннолетними ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице их родителей с другой стороны заключен договор купли-продажи жилого дома общей площадью 171,5 кв.м с кадастровым , расположенного по <адрес> с земельным участком площадью 457 кв.м, с кадастровым , на котором расположен жилой дом.

Цена договора 3090000 рублей (1514100 рублей – жилой дом, 1575900 рублей – земельный участок).

Переход права собственности к ФИО8 зарегистрировано в Едином государственном реестре 25 сентября 2018 года (л.д. 20-26,160-166).

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым в размере 6133374, 40 рублей по состоянию по состоянию на 30 декабря 2016 года является архивной стоимостью, поскольку она пересчитана ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области» и действовала до 24 сентября 2018 года.

ФИО1 является, в силу статьи 207 НК РФ, налогоплательщиком НДФЛ.

Установленная кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере 6133374,40 рублей (действующая в период совершения отчуждения жилого дома с 1 января 2018 года до 24 сентября 2018 года) непосредственно затрагивает права ФИО1, как плательщика налога на доходы физического лица.

Исходя из обстоятельств дела, того что ФИО1 неоднократно обращалась в управление Росреестра по Калининградской области, ФГБУ «ФКП управления Россреестра по Калининградской области», налоговые органы, дважды обращалась к оценщику для подготовки отчета о рыночной стоимости спорного объекта, суд полагает возможным восстановить срок ФИО1 для оспаривания кадастровой стоимости жилого дома.

В подтверждение заявленного иска ФИО1 суду представлен Отчет № 180-03-19 от 2 августа 2019 года «<данные изъяты>», подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> и подписанный генеральным директором общества <данные изъяты> с которого следует, что рыночная стоимость жилого дома с кадастровым по состоянию на 30 декабря 2016 года составляет 2750000 рублей (л.д. 110-148).

Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком <данные изъяты> которая является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (ООО «РОО»), включена в реестр членов РОО 9 июля 2007 регистрационный № 0003, обладает профессиональными знаниями в области оценочной деятельности, имеет квалификационный аттестат «Оценка недвижимости» от 14 февраля 2018 года.

Отчет об оценке содержит необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика.

Указанная в Отчете цель проведения оценки – определение рыночной стоимости объектов оценки, не допускает ее неоднозначного толкования.

Согласно статье 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Расчет стоимости объектов оценки осуществлен оценщиком с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж, путем сравнения объекта оценки с объектами-аналогами, относящимися к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимыми с ними по ценообразующим факторам.

Отказ от применения затратного и доходного подходов оценщиком обоснован.

Оценщиком применены необходимые корректировки, которые оценщиком обоснованы.

Учитывая изложенного, суд приходит к выводу, что представленный административным истцом Отчет об оценке содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.

Правильность выводов отчета административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспаривается.

Администрацией ГО «Город Калининград», возражавшей против заявленных требований, никаких доказательств в подтверждение своих возражений, суду не представлено, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено.

Анализируя обстоятельства дела, представленные доказательства, суд полагает подлежащим удовлетворению заявленный административный иск ФИО1

Судом установлено, что права и интересы ФИО1, как налогоплательщика на доходы физического лица, определенная кадастровая стоимость жилого дома в размере 6133374,40 рублей по состоянию на 30 декабря 2016 года затрагивает и нарушает.

Представленные административным истцом доказательства свидетельствуют о том, что содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость жилого дома в размере 6133374,40 рублей существенно отличается от определенной оценщиком его рыночной стоимости 2750000 рублей.

Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в Отчете об оценке, суду не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что объект недвижимости с кадастровым по состоянию на 30 декабря 2016 года имел другую рыночную стоимость.

Судом административным ответчикам и заинтересованным лицам были разъяснены права и обязанности, в том числе представлять доказательства в подтверждение своих возражений против административного иска, право заявлять ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы.

Будучи заблаговременно извещенными о месте и времени судебного раз­бирательства, Правительство Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области, не представило суду каких либо пояснений по заявленным требованиям, ходатайств перед судом заявлено не было.

Заинтересованное лицо администрация ГО «Город Калининград» доказательств в обоснование своей позиции не представило, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявило.

При вышеприведенных обстоятельствах, суд считает доказанным, что по состоянию на 30 декабря 2016 года рыночная стоимость жилого дома с кадастровым составляет 2750000 рублей.

Период действия установленной кадастровой стоимости жилого дома считать до 24 сентября 2018 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Датой подачи ФИО1 заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является дата обращения административного истца в суд – 20 августа 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Восстановить ФИО1 срок на подачу административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым расположенного по <адрес>

Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым расположенного по <адрес> по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере его рыночной стоимости 2750000 рублей.

Период действия установленной кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым в размере 2750 000 рублей считать до 24 сентября 2018 года.

Датой подачи ФИО1 заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения считать дату обращения в суд 20 августа 2019 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, после его вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 января 2020 года.

Судья Е.И. Ткач