Дело № 3а-99/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 09 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2020.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.10.2020.
Кировский областной суд в составе
председательствующего судьи Русских Л.В.,
при секретаре Абаскаловой А.А.,
с участием представителя административного истца - Кировской областной прокуратуры Русановой О.А.,
представителя административного ответчика – министерства охраны окружающей среды Кировской области ФИО1, действующего на основании доверенности № 1 от 29.01.2020,
представителя заинтересованного лица – АО «Куприт» ФИО2, действующего на основании доверенности № 3-ОПР/2020 от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Кировской области
к министерству охраны окружающей среды Кировской области,
с привлечением в качестве заинтересованного лица акционерного общества «Куприт»,
о признании недействующим распоряжения министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 № 12 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и утвержденные им «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области»,
установил:
распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 № 12 утверждены «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области», изложенные в Приложении к указанному распоряжению (далее – Нормативы), официально опубликованные на сайте министерства охраны окружающей среды Кировской области (http://priroda.kirov.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru.
Прокуратура Кировской области обратилась в Кировский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав (с учётом уточнений), что оспариваемым НПА установлены понижающие коэффициенты к нормативам накопления ТКО для жилого фонда на территории региона, непредусмотренные действующим законодательством, а также установлены Нормативы накопления ТКО с учётом указанных коэффициентов, которые к тому же определены в отсутствие проведения замеров ТБО в порядке, установленном Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила определения нормативов).
Учитывая данные обстоятельства, административный истец считает, что при утверждении нормативов накопления ТКО на территории региона отсутствовало его правовое и экономическое обоснование, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, связанных с оплатой коммунальных услуг по вывозу ТКО в размерах, отвечающих требованиям действующего законодательства, в связи с чем просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 № 12 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и утвержденные им нормативы накопления ТКО на территории Кировской области (Приложение).
В судебном заседании представитель областной прокуратуры Русанова О.А. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, указав, что установление нормативов накопления ТКО без проведения в установленном порядке замеров и применения ничем не обусловленных понижающих коэффициентов, нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 153, 157 ЖК РФ, на оплату коммунальных услуг в экономически обоснованном размере.
Административный ответчик - министерство охраны окружающей среды Кировской (далее – Министерство) в отзыве на административное исковое заявление, не признавая заявленные требования, просил в их удовлетворении отказать, поскольку распоряжение принято в пределах предоставленных Министерству полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявленный иск, дополнительно указав, что принятие оспариваемого правового акта, утверждающего нормативы образования ТКО, вызвано необходимостью проведения расчетов размера оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО за оказанные региональным оператором услуги, в отсутствие которого проведение таких расчетов невозможно.
Заинтересованное лицо - АО «Куприт», являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области, в отзыве на административный иск и в судебном заседании, поддерживая позицию административного ответчика, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку установление понижающих коэффициентов, по его мнению, отрицательно влияет только на интересы АО «Куприт», без ущемления интересов населения. Региональный оператор за защитой своих прав в суд не обращался из-за отсутствия в действующем законодательстве как такового запрета на установление понижающих коэффициентов к утверждаемым нормативам накопления ТКО.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 №12 установлены понижающие коэффициенты к нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области для жилого фонда вне зависимости от степени благоустройства:
Для индивидуальных жилых домов:
- расположенных на территории муниципального образования «Город Киров», - 0,6583;
- расположенных на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк», - 0,6272;
- расположенных на территории других муниципальных образований Кировской области, - 0,5511.
для многоквартирных жилых домов, кроме многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Киров» и муниципального образования «Город Кирово-Чепецк», - 0,6944 (п.1, 1.1., 1.2.).
Пунктом 2 данного распоряжения установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области с учётом понижающих коэффициентов, установленных в п. 1 данного распоряжения согласно приложению.
В соответствии с приложением к распоряжению от 26.05.2020 №12 нормативы накопления твердых коммунальных отходов составляют (куб.м в год):
- Для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности:
для МО «Город Киров»: для многоквартирных жилых домов (МКД) на 1 кв.м общей площади 0,062 куб.м. в год (в т.ч. КГО), для индивидуальных жилых домов (ИЖД) на 1 человека 1,732 куб.м. в год (в т.ч. КГО);
для муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» для МКД на 1 кв.м общей площади 0,059 куб.м. в год (в т.ч. КГО), для ИЖД на 1 человека 1,65 куб.м. в год (в т.ч КГО);
для других муниципальных образований для МКД и ИЖД на 1 человека 1,45 куб.м. в год (в т.ч. КГО);
Объекты общественного назначения: для административных зданий, организаций, контор, архивов на 1 сотрудника 0,3 куб.м. в год;
Организация торговли: для продовольственных магазинов на 1 кв.м общей площади 1,2 куб.м. в год; для промтоварных магазинов на 1 кв.м общей площади 1,0 куб.м. в год; для торговых палаток, лотков, павильонов на 1 кв.м общей площади 2,0 куб.м. в год; для супермаркетов (универмагов) на 1 кв.м общей площади 0,2 куб.м. в год; для рынков на 1 кв.м. общей площади 1,18 куб.м. в год;
Для организаций транспортной инфраструктуры: для автомастерских, шиномонтажных мастерских, станций технического обслуживания на 1 машино-место 0,3 куб.м. в год; для автозаправочных станций на 1 станцию 0,2 куб.м. в год; для автостоянок и автопарковок на 1 машино-место 0,15 куб.м. в год; для гаражей на 1 машино-место 0,5 куб.м. в год; для автомоек на 1 машино-место 0,3 куб.м. в год; для железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов на 1 кв.м общей площади 0,26 куб.м. в год;
Для образовательных организаций: для дошкольных образовательных организаций на 1 ребенка 0,5 куб.м. в год; для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования или иных организаций, осуществляющих образовательные процессы на 1 ребенка 0,2 куб.м. в год; для учреждений дополнительного образования на 1 место 0,5 куб.м. в год;
Для культурно-развлекательных спортивных организаций: для клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков на 1 место 0,275 куб.м. в год; для библиотек на 1 место 0,18 куб.м. в год; для выставочных залов, музеев на 1 кв.м общей площади 0,05 куб.м. в год; для спортивных арен, стадионов, спортивных клубов, центров, комплексов на 1 место 0,27 куб.м. в год; для пансионатов, домов отдыха, туристических баз на 1 место 1,62 куб.м. в год; для организаций общественного питания: кафе, ресторанов, баров, закусочных, столовых на 1 место 1,5 куб.м. в год;
Для организаций службы быта: для мастерских по ремонту бытовой и компьютерной техники на 1 кв.м. общей площади 0,2 куб.м. в год; для мастерских по ремонту обуви, ключей, часов и др. на 1 кв.м. общей площади 0,4 куб.м. в год; для мастерских по ремонту и пошиву одежды на 1 кв.м. общей площади 0,3 куб.м. в год; для химчисток и прачечных на 1 кв.м. общей площади 0,3 куб.м. в год; для парикмахерских, косметических салонов, салонов красоты на 1 место 0,8 куб.м. в год; для гостиниц, общежитий на 1 место 1,6 куб.м. в год; для бань, саун на 1 посетителя 0,03 куб.м. в год; для кладбищ на 1 га 0,3 куб.м. в год; для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ на 1 участника (члена) 0,35 куб.м. в год.
В силу п. 1.10 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2019 № 124-П (в редакции от 13.04.2020 № 155-П) Министерство в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные правовые акты в случаях, установленных законодательством РФ и Кировской области в форме распоряжений.
Согласно пп. 3.1.5.8 п. 3.1 раздела 3 вышеуказанного Положения данный орган государственной власти в рамках функции «управление деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления» устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Распоряжение от 26.05.2020 № 12 опубликовано 26.05.2020 на сайте http://priroda.kirov.ru, который является источником официального опубликования нормативных правовых актов Министерства в соответствии с его распоряжением от 11.02.2020 № 4 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» (т. 2 л.д. 74). 29.05.2020 указанное распоряжение размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru.
Во исполнение положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, пришёл к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, порядку принятия, опубликования и введения в действия, что не отрицается сторонами и не оспаривается в рамках настоящего спора.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50), если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Однако проверив содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в т.ч. на соответствие требованиям ст. 153, 156 ЖК РФ, положениям Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (в редакции от 07.04.2020 № 117-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) и Правил определения нормативов, суд первой инстанции пришёл к выводу о его не соответствии действующему федеральному законодательству.
Так, п. 1 ст. 2 Закона об отходах производства и потребления закреплено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Законодателем дано понятие отходов производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 вышеуказанного Закона).
Для определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов для расчетов с населением, предприятиями, учреждениями, организациями региональному оператору необходимы сведения о нормативах накопления твердых коммунальных отходов, то есть, о среднем количестве твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
В соответствии с п. 2 - 4 ст. 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта РФ и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством РФ. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 8 ст. 4.1 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» к полномочиям органов исполнительной власти Кировской области в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта РФ - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов на основании данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (п. 5, 6 вышеуказанных Правил).
На основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Заказчик) с ГБУ «Экология регион» (Подрядчик) 01.08.2019 был заключен государственный контракт №0340200003319008395 на выполнение работ по определению нормативов накопления ТКО на территории Кировской области с разбором по морфологическому составу согласно Техническому заданию, являющемуся приложением к Контракту, с выездом на место для проведением натуральных замеров (п. 1.2, 1.4. Контракта). Полное завершение работ определено сторонами – не позднее 31.07.2020 (т. 2 л.д. 47-66).
Дополнительным соглашением к контракту от 07.10.2019 права и обязанности Заказчика министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, предусмотренные вышеуказанным контрактом, переданы министерству охраны окружающей среды Кировской области с 01.10.2019 ( т.1 л.д. 89-99).
Согласно пп. 2.2 Технического задания целью проведение работ является получение достоверных и обоснованных данных по количеству ТКО, образующихся в населенных пунктах Кировской области для установления дифференцированных по муниципальным образованиям (г.Киров, г.Кирово-Чепецк, прочие городские округа, городские и сельские поселения), нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей – физических лиц (домовладения) и юридических лиц (объекты общественного назначения) (т. 2 л.д. 51 – 63).
В силу пп. 2.3 Технического задания достижение указанной цели должно быть обеспечено путем в т.ч.:
- проведения натуральных измерений на объектах из категорий объектов, указанных в Приложении 1 к Техническому заданию с целью получения данных о фактическом объеме и массе накапливаемых ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами в населенных пунктах Кировской области;
- определения качественного состава (морфологический состав) накапливаемых ТКО, полученного в результате исследования;
- обработки полученных по итогам измерения данных;
- определения нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физические лица (домовладения, в т.ч. ИЖД благоустроенное и не благоустроенное) и юридических лиц (объекты общественного назначения).
Подпунктом 2.4.2. предусматривалось проведение замеров по 4-м сезонам.
Передача данных, полученных в результате работ пп. 3.2 Технического задания предусматривалось: лето 2019 – не позднее 20.09.2019; осень – не позднее 20.11.2019; зима – не позднее 20.02.2020; весна – не позднее 20.05.2020: лето 2020 г. – не позднее 20.07.2020.
Согласно занимаемой административным ответчиком позиции и представленного для примера расчета норматива образования ТКО для МО «Город Киров» и МО «Город Кирово-Чепецк» (т. 2 л.д. 44), оспариваемые Нормативы, утвержденные распоряжением от 26.05.2020 №12, определены Министерством на основании данных, указанных в промежуточных отчетах ГБУ «Экология регион» за 3 сезона - лето 2019, осень 2019, зиму 2019-2020 с применением понижающих коэффициентов в зависимости от муниципальных образований только для жилого фонда, а для нежилого фонда – на основании данных экспертного заключения КОГБУ института «Кировкоммунпроект» 2017г., содержащего показатели нормативов образования ТКО на 2018 г. (далее – экспертное заключение КОГБУ «Кировкоммунпроект» от 2017г.), полученных по результатам замеров в 2003 и 2005 годах, в т.ч. по трем районам г. Кирова.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на момент принятия оспариваемого распоряжения, во исполнение вышеуказанного контракта и Технического задания, Министерству были переданы и использованы для установления оспариваемых Нормативов промежуточные отчёты о выполненных работах по определению нормативов ТКО за лето 2019г., осень 2019г., зиму 2019-2020г.г., содержащие среднесуточные сезонные нормативы накопления отходов, и указанные в приложениях к ним ведомости замеров массы и объёма ТКО в контейнерах, соответствующие Приложениям № 4 и 5 Технического задания, что подтверждается представленными отчётами за указанный период, актом приёма – передачи от 18.11.2019, согласованием замечаний от 06.12.2019 и письмом от 18.02.2020 (т. 2 л.д. 75 -77, 93-100).
Пунктом 7 Правил определения нормативов закреплена необходимость проведения замеров отходов для определения нормативов на выбранных участках.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется п. 8 - 12 вышеуказанных Правил.
Так, годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в п. 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
При этом среднесезонные суточные нормативы определяются по формулам указанным в п. 17 и 18 Правил определения нормативов по средством сложения среднесуточных нормативов за 4 сезона (зима, весна, лето и осень) и последующего деления на 4.
Представленные в материалы дела данные промежуточных отчётов за 3 сезона о среднесуточных нормативах, использованные Министерством при установлении нормативов, в сравнении с результатами окончательно выполненных по контракту работ, имеют отличия от среднесуточных нормативов данных годового сводного отчёта по лету 2019 году и от итогового значения, рассчитанного за 4 сезона (т. 2 л.д. 93-100).
Таким образом, суд считает, что установление Нормативов накопления ТКО для жилого фонда (вне зависимости от степени благоустройства) в отсутствие замеров, проведенных за календарный год, противоречит требованиям действующего законодательства (п. 18 Правил определения нормативов).
Проверяя позицию административного ответчика об отсутствии нарушений действующего законодательства при установлении нормативов по накоплению ТКО для нежилого фонда на основании экспертного заключения КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» от 2017г., отмечается следующее.
Проанализировав представленное в обоснование правового и экономического обоснования установления Нормативов экспертное заключение КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» от 2017 г., судом установлено, что данное заключение было основано на исследовании нормативов накопления ТКО десяти регионов РФ, на данных «Технического отчёта по определению фактической нормы накопления ТКО в г. Кирове», выполненного Институтом по проектированию объектов жилищно-коммунального хозяйства «Кировкоммунпроект» в 2003 и в 2005 годах с проведением замеров объёмов накопления ТКО по сезонам с января по октябрь 2005 г. (т. 2 л.д. 80-91).
По итогам проведенных исследований экспертом предложены для утверждения на 2018 год временные нормативы накопления ТКО по Кировской области, приведенные в графе 5 таблицы №2 экспертного заключения (т. 2 л.д.84 оборот- 86).
Учитывая, что расчет оспариваемых нормативов производился на основании данных экспертного заключения КОГБУ «Кировкоммунпроект» от 2017 г., которые получены вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов и в отсутствие соответствующих замеров, предусмотренных Правилами определения нормативов, они не могли быть применены для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области на 2020 год.
Административный ответчик ошибочно не учитывает, что вышеуказанное экспертное заключение разработано в целях утверждения временных нормативов накопления ТКО на 2018 г., основано на замерах объёмов накопления ТКО, полученных в 2003 и 2005 гг., т.е. до принятия Правил определения нормативов, что свидетельствует о неактуальности его сведений, взятых за основу при установлении вышеуказанных нормативов.
Кроме того решением Кировского областного суда от 17.02.2020 (дело № 3а-12/2020 (3а-114/2019)), оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 (дело № 66а-882/2020), признаны недействующими Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, в отношении всех жилых и нежилых объектов, утвержденные распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.06.2019 №41 (в редакции распоряжения от 11.07.2019 №48), при установлении которых также были использован данные содержащиеся в экспертном заключении КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» от 2017 г., являвшиеся на момент принятия оспариваемого распоряжение неактуальными и не подлежащими использованию при установлении нормативов накопления ТКО и утверждению данным распоряжением.
При этом апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 также было установлено, что ранее решением Кировского областного суда от 27.03.2019 (дело № 3а-13/2019) в редакции апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.07.2019 (дело № 10-АПА19-12) признан недействующим со дня вступления судебного акта в законную силу п. 1 Нормативов накопления ТКО на территории Кировской области, утв. распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 №1 (в редакции распоряжения от 26.12.2018 №67) устанавливавший в МО «Город Киров» норматив накопления ТКО в расчетной единице 1 кв. м общей площади в размере 0,0621 куб.м. в год, рассчитанный на основании этого же экспертного заключения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей РФ.
Аналогичные положения содержатся в ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ч. 1 ст. 16 КАС РФ.
Доводы административного ответчика о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта вызвано необходимостью проведения расчетов размера оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО, отклонятся судом как не основанные на нормах действующего законодательства, которыми не предусмотрено использование неполных, недостоверных и не актуальных данных при установлении нормативов образования ТКО и случаях наличия такой необходимости, и в обход судебных актов, вступивших в законную силу.
Также несостоятельна позиция Министерства со ссылкой на п. 3 ст. 24.10 Закона об отходах производства и потребления о том, что оно вправе было установить понижающие коэффициенты в отношении различных муниципальных образований на территории Кировской области, поскольку в силу п. 4-7 Правил определения нормативов дифференциация нормативов в отношении муниципальных образований (групп муниципальных образований), категорий потребителей и (или) категорий объектов образования ТКО, может быть осуществлена только исходя из фактически данных об объемах образования ТКО, на основании проведенных в установленном порядке замеров, без применения каких-либо корректирующих коэффициентов.
Установление нормативов с применением понижающих коэффициентов, правовую природу и экономический расчет которых административный ответчик пояснить и представить вопреки требованиям ч.2 ст. 62 КАС РФ не мог, является нарушением требований порядка установления и принятия данных нормативов, установленного действующим законодательством.
Приведенный Министерством в дополнении к отзыву расчет норматива для многоквартирных домов в МО «г. Киров» и МО «г. Кирово-Чепецк» в итоговом значении (1,4497 куб.м в год) не может быть принят судом во внимание, поскольку не совпадает с оспариваемыми нормативами для данной категории объектов (0,062 куб.м. в год для МКД в МО «г. Киров» и 0,059 куб.м. в год для МКД в МО «г. Кирово-Чепецк») и не имеет правового и экономического обоснования.
С учётом взаимосвязи положений ст. 213 КАС РФ и п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: противоречие его положений нормам нормативно-правовых актов, обладающих большей юридической силы, и нарушение в результате его применения прав и законных интересов административного истца или наличие угрозы такого нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 3 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение входит плата за коммунальные услуги.
Под платой за коммунальные услуг, в силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, подразумевается в т.ч. плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу п. 9(1), 9(2) и 9(5) и Приложения № 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО как для жилых, так и для нежилых помещений, определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что оспариваемые Нормативы непосредственно влияют на размер платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО и затрагивают права и законные интересы всех потребителей указанных услуг.
С учетом изложенного, заявленные административные исковые требования о признании недействующим распоряжения министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 № 12 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и установленные им Нормативы, изложенные в Приложении к распоряжению, подлежат удовлетворению, поскольку принятый нормативный правой акт не соответствует положениям п. 4 ст. 24.10 Закона об отходах производства и потребления, п. 18, 20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, и влечёт применение экономически необоснованного тарифа на коммунальные услуги по вывозу ТКО на территории региона.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что распоряжение от 26.05.2020 № 12 применялось до вынесения решения суда и на его основании осуществлялась реализация прав граждан и организаций, оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования министерства охраны окружающей среды Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокуратуры Кировской области к министерству охраны окружающей среды Кировской области удовлетворить.
Признать недействующим распоряжение министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 № 12 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и утвержденные им «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области», со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежат опубликованию в источнике официального опубликования министерства охраны окружающей среды Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, составление которого может быть отложено на срок не более 10 дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Судья Кировского областного суда Л.В.Русских