ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-99/20 от 18.09.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-99/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000215-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Никифоровой Е.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И.,

представителя административного ответчика Правительства Забайкальского края Першиной Н.В.,

представителя административного ответчика Губернатора Забайкальского края Белозеровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим подпункта 4 пункта 10 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15,

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением (далее – Порядок).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 января 2017 года.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 578 в указанный Порядок внесены изменения. Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2017 года.

Порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по электроснабжению населения, проживающего в населенных пунктах Забайкальского края, предусмотренных статьей 1 Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-ЗЗК «О возмещении недополученных доходов и (или) финансовом обеспечении (возмещении) затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением» (далее также - организации, субсидии, субсидии на возмещение недополученных доходов, субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат), цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, а также регламентирует положения об обязательной проверке Министерством территориального развития Забайкальского края, являющимся главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края, предоставляющим субсидию (далее - уполномоченный орган), и органом государственного (муниципального) финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 1 Порядка в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 578).

Подпункт 4 пункта 10 указанного Порядка предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

В этой части изменения в Порядок не вносились.

3 августа 2020 года заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением является одним из основных мероприятий подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2015 года № 650. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в силу пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Такое основание для отказа в предоставлении субсидий, предусмотренное подпунктом 4 пункта 10 Порядка, как отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований позволяет не предусматривать в бюджете на очередной финансовый год расходных обязательств для целей предоставления названных субсидий. Решение об отказе в предоставлении субсидий получателю по причине отсутствия в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований должно быть обусловлено принятием соответствующего закона о приостановке действий положений Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-ЗЗК. Кроме того, указывает, что невозможность перечисления субсидий в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года не свидетельствует, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правого образования, прекращается, поскольку положения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключают возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности – за счет казны публично-правового образования. Изложенное нарушает права хозяйствующих субъектов на получение средств субсидий на возмещение недополученных доходов.

На основании изложенного просит суд признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта 4 пункта 10 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15.

Административный ответчик Правительство Забайкальского края в лице представителя Семенова Д.А., в письменных возражения просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется в рамках бюджета субъекта Российской Федерации, который составляется и исполняется на основе соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются уполномоченным органом из бюджета Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий. Размер субсидии определяется исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год в соответствии с утвержденным кассовым планом краевого бюджета при наличии свободного остатка на едином счете бюджета (пункт 15 Порядка). Основание для отказа, предусмотренное подпунктом 4 пункта 10 Порядка, применяется в случае недостаточности средств бюджета Забайкальского края, при этом субсидии предоставляются в порядке очередности поданных заявок согласно регистрации. В случае приостановления норм Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-ЗЗК бюджетные ассигнования на реализацию указанных расходных обязательств в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона Забайкальского края от 7 апреля 2009 года № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» вообще не будут предусмотрены в Законе Забайкальского края о бюджете на соответствующий финансовый год. В настоящее время Законом Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены бюджетные средства на предоставление названных субсидий в размере 185 000 тыс. рублей, исходя из возможности бюджета с соблюдением принципа сбалансированности бюджета.

Административный ответчик Губернатор Забайкальского края в лице представителя Белозеровой О.В., в письменных возражения просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Губернатора и Правительства Забайкальского края, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, официальному опубликованию, содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Прогнозная потребность для предоставления субсидий в соответствии с Порядком на финансовый год определяется Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в целях включения лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя бюджетных средств. Решение о пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, и лимиты бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, принимает главный распорядитель бюджетных средств Забайкальского края - Министерство финансов Забайкальского края. Уполномоченным органом на предоставление субсидии являлось Министерство территориального развития Забайкальского края, в порядке правопреемства эти функции выполняет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края. В случае, если по расчетам потребность составляет больше, чем доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, Министерство в соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Порядка отказывает в предоставлении субсидии в связи с отсутствием в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцева Л.И. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно указала, что оспариваемые нормы противоречат абзацу 20 статьи 6, статьям 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 3 Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-ЗЗК, нарушают права неопределенного круга хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение средств субсидий, а также граждан, проживающих в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением на надежное и бесперебойное электроснабжение.

Представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края Першина Н.В. полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленных возражениях на административный иск, дополнительно указала, что статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит понятия и термины, а не механизм реализации прав субъектами правоотношений, в связи с чем оспариваемая норма не может противоречить абзацу 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства Забайкальского края, предусмотренного Законом № 1232-ЗЗК, выделяются в полном объеме, кредиторской задолженности не допускается, в связи с чем, находит несостоятельным довод административного истца о возможности не предусматривать в бюджете на очередной финансовый год средств для целей предоставления субсидии при наличии оспариваемой нормы. Перечень оснований для отказа получателю субсидии, закрепленный в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, не является исчерпывающим, Правительству Забайкальского края предоставлено право при необходимости устанавливать иные основания для отказа, следовательно, оспариваемая норма не противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Перечень населенных пунктов Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, а равно и перечень юридических лиц, оказывающих услуги по электроснабжению, являются определенными. Население не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым порядком, следовательно, оспариваемой нормой не могут быть нарушены их права и законные интересы.

Представитель административного ответчика Губернатора Забайкальского края Белозерова О.В. в судебном заседании полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в ранее представленных возражениях на административный иск.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.

Из содержания административного искового заявления и пояснений участвующего в деле прокурора следует, что заявленные требования направлены на защиту неопределенного числа юридических лиц, снабжающих электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, а также на защиту прав граждан, проживающих на указанной территории, на надежное и бесперебойное электроснабжение.

В целях регулирования отношений, связанных с возмещением недополученных доходов и финансовым обеспечением (возмещением) затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по снабжению электрической энергией населению, проживающему в ряде труднодоступных населенных пунктов Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, а также создания равных условий по оплате за электрическую энергию населением края в зонах централизованного и децентрализованного электроснабжения, 12 октября 2015 года принят Закон Забайкальского края № 1232-ЗЗК «О возмещении недополученных доходов и (или) финансовом обеспечении (возмещении) затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением» (далее – Закон Забайкальского края № 1232-ЗЗК).

Частью 2 статьи 3 Закона Забайкальского края № 1232-ЗЗК предусмотрено предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям, снабжающим электрической энергией население, в случае превышения плановой валовой выручки с учетом экономически обоснованных цен (тарифов) над плановой валовой выручкой с учетом цен (тарифов) для населения. Порядок предоставления субсидии устанавливается Правительством Забайкальского края (часть 1 статьи 3).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2015 года № 650 утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края».

Согласно паспорту государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» данная программа реализуется в период 2016-2024 годов, имеет подпрограммы, одна из которых – развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края.

Как видно из паспорта подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», ее целью является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и развитие жилищно-коммунального хозяйства. Задачами подпрограммы являются в том числе: возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям на выработку электрической энергии для населения, проживающего в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением; финансовое обеспечение затрат организаций на выработку электрической энергии для населения, проживающего в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ограниченными сроками завоза грузов.

В соответствии с разделом 1 исследуемой подпрограммы электроснабжение потребителей в 24 селах в 8 районах Забайкальского края осуществляется от дизельных электростанций, стоимость выработки электрической энергии на которых выше, чем себестоимость электроэнергии, реализуемой в зонах централизованного электроснабжения, в 14 - 25 раз. Электроснабжение потребителей от дизельных электростанций в отдельных населенных пунктах осуществляется не более 10 часов в сутки, что не обеспечивает комфортные условия проживания населения. Большинство дизельных электростанций находится в неудовлетворительном техническом состоянии и не обеспечивают надежное и качественное электроснабжение населения.

Исходя из содержания пункта 2 раздела 5 указанной подпрограммы следует, что возмещение недополученных доходов осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования).

В соответствии с положениями пункта 2 Общих требований нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, должны содержать в том числе положения об условиях и порядке предоставления субсидий.

Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии (подпункт «в»).

Исходя из изложенного, соблюдение при принятии субъектом Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов совокупности установленных Правительством Российской Федерации в развитие норм Бюджетного кодекса Российской Федерации условий, порядка и критериев является основанием для получения производителями товаров и услуг мер поддержки за счет бюджетных средств.

Действуя в пределах своих полномочий, 26 января 2017 года Правительство Забайкальского края в установленном порядке приняло постановление № 15, которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением.

Указанный нормативный правовой акт опубликован 30 января 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), вступил в силу, действует в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 578 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2017 года.

Названный Порядок принят в целях реализации мероприятий поименованных выше Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-ЗЗК и Государственной программы Забайкальского края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края № 650 от 30 декабря 2015 года, определяет категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по электроснабжению населения, проживающего в населенных пунктах Забайкальского края, предусмотренных статьей 1 Закона Забайкальского края № 1232-ЗЗК, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, а также регламентирует положения об обязательной проверке Министерством территориального развития Забайкальского края, являющимся главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 1).

Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются уполномоченным органом из бюджета Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что право на получение субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, имеют организации, осуществляющие в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере электроэнергетики услуги, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, с использованием автономных систем электроснабжения, эксплуатируемых на основаниях, предусмотренных действующим законодательством.

В пункте 10 Порядка содержатся основания для отказа в предоставлении субсидий, одним из которых, в соответствии с подпунктом 4 является отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

Содержание исследуемого Порядка позволяет суду прийти к выводу о том, что источниками финансового обеспечения субсидий на возмещение недополученных доходов являются средства бюджета Забайкальского края.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Публичными обязательства являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (абзац 22).

Как закреплено в абзаце 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2).

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уставом Забайкальского края закреплено, что в ведении Забайкальского края находится бюджет края (пункт 4 части 4 статьи 3). В крае гарантируется признание и осуществление всех гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права (часть 2 статьи 8).

Пунктом 1 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Анализ вышеприведенных положений в из взаимосвязи с нормами Закона Забайкальского края № 1232-ЗЗК позволят суду прийти к выводу о том, что принимая закон о предоставлении субсидии, тем самым возлагая на себя расходные обязательства предоставлять меры поддержки из средств краевого бюджета, Правительство Забайкальского края, как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, утверждающий государственные программы Забайкальского края и одобряющий проект бюджета края, обязано предусматривать в необходимом объеме бюджетные ассигнования для реализации действующих на территории края программ оказания помощи, в том числе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением.

Поэтому основание к отказу в предоставлении субсидии, предусмотренное подпунктом 4 пункта 10 Порядка – «отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка» нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку позволяет не предусматривать в необходимом объеме в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов лицам, снабжающим электрической энергией потребителей в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, что противоречит положениям статей 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя административного ответчика Правительства Забайкальского края о том, что бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства Забайкальского края, предусмотренного Законом Забайкальского края № 1232-ЗЗК, предусматриваются в бюджете края в необходимом объеме, кредиторской задолженности не допускается, а также представленные в подтверждение данной позиции сведения о распределении бюджетных ассигнований по статьям, исполнении бюджета за 2016 – 2020 года и плановый период 2021-2022 годов, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку не исключают возникновение ситуации отсутствия либо недостаточности в бюджете Забайкальского края ассигнований для исполнения предусмотренных Законом Забайкальского края № 1232-ЗЗК расходных обязательств, что приведет к нарушению права хозяйствующих субъектов на получение субсидии на возмещение недополученных доходов и, как следствие, поставит под угрозу нарушение права граждан на надежное и бесперебойное электроснабжение.

Не соглашается суд и с доводом административных ответчиков о том, что оспариваемый подпункт 4 пункта 10 Порядка не противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку подпунктом «в» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887, закреплено право устанавливать иные основания для отказа в предоставлении субсидии.

Действительно, положениями подпункта «в» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 закреплено, что при определении условий и порядка предоставления субсидии указываются основания для отказа получателю субсидии: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом «а» настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной получателем субсидии информации; иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости).

Вместе с тем предусмотренная законодателем возможность установления иных оснований для отказа в предоставлении субсидии обязана соответствовать вышестоящим правовым нормам и должна быть обусловлена необходимостью закрепления в законе. В рассматриваемом случае стороною административных ответчиков не обоснована необходимость установления оспариваемого основания для отказа в предоставлении субсидии, а также судом установлено несоответствие оспариваемого основания статям 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Не соглашается суд и с позицией административных ответчиков о принятии оспариваемой нормы во исполнение принципа сбалансированности бюджета края, закрепленного в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку соблюдение указанного принципа не может служить основанием для прекращения принятой Законом Забайкальского края № 1232-ЗЗК обязанности предоставлять хозяйствующим субъектам субсидии на компенсацию недополученных доходов и лишать их соответствующего права.

Подлежит отклонению и довод административных ответчиков об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку перечень населенных пунктов Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, а также юридические лица, оказывающие в них услугу электроснабжения, определены.

Положения части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ в их взаимосвязи наделяют прокурора правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Перечень населенных пунктов Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, закреплен в статье 1 Закона Забайкальского края № 1232-ЗЗК. Правительством Забайкальского края предоставлена информация, о том, что с июня 2020 года в указанных населенных пунктах услуги по электроснабжению оказывает АО «ЭКС Сибири».

Не смотря на закрепление в законе перечня населенных пунктов Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, достоверно и объективно определить круг граждан, проживающих на момент предъявления административного искового заявления в 24 населенных пунктах края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, не представлялось возможным в силу миграции населения. Кроме того, согласно информации о юридических лицах, оказывающих услуги по электроснабжению, перечень данных лиц постоянно изменялся, что указывает на его нестабильность.

Вопреки соответствующему доводу административных ответчиков, оспариваемая норма создает возможность нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение средств субсидий их бюджета Забайкальского края на возмещение недополученных доходов, связанных со снабжением электроэнергией населения, проживающего в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением, а равно угрозу нарушения прав граждан, проживающих в указанных населенных пунктах на надежное и бесперебойное электроснабжение.

Поскольку оспариваемое административным истцом положение противоречит федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, признает требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, а учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений реализовывались права организаций, считает возможным признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункт 10 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Мотивированное решение составлено 21 сентября 2020 года