Дело №3а-99/2020
УИД 70OS0000-01-202-000111-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23декабря 2020 г. Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Климашевской Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-99/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Росреестра по Томской области, администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами /__/, /__/ расположенных по адресу /__/ в размере равном их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности указанные нежилые помещения, кадастровая стоимость которых, установленная по состоянию на 1 января 2019 г., в размере рубля 74 копейки и 33432601 рубль 89 копеек соответственно значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке в размере 9550000 рублей и 20610000 рублей, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением суда от 30.07.2020 по делу в качестве заинтересованного лица привлечено ОГБУ «ТОЦИК».
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель административного истца представила заявление об уточнении заявленных административных исковых требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы и просила установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу /__/ в размере 10599700 рублей по состоянию на 1.01.2019; в отношении нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу /__/ в размере 21118 700 рублей. по состоянию на 1.01.2019
. Представителями административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» представлены пояснения об отсутствии возражений относительно заключения судебной оценочной экспертизы.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Административному истцу с 11.12.2018 принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу /__/ с кадастровыми номерами /__/, /__/, что подтверждается выписками из ЕГРН от 27.05.2020 (л.д. 8-13 т.1).
Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости: нежилых помещений с кадастровым номером /__/ – 33432601 рубль 89 копеек, с кадастровым номером /__/ - 15497723 рубля 74 копейки (л.д. 6-7 т.1).
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости не составлялся.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22 января 2020 г.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьями 372, 374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N 99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год указанные нежилые помещения включены в перечень объектов для целей налогообложения в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018г. №334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчет №245-А/2020 от 10 июня 2020г., согласно которому рыночная стоимость спорных недвижимости по состоянию на 1 января 2019г. составляет: нежилых помещений с кадастровым номером /__/, - 20610000 рублей, нежилых помещений с кадастровым номером /__/- 9550000 рублей.
В связи с возражениями представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете, по ходатайству представителя административного истца ФИО2 была назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Бизнес-Оценка», по результатам которой составлено заключение эксперта №194-С, в соответствии с которым рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019г. составляет: нежилых помещений с кадастровым номером /__/, - 21757900 рублей, нежилых помещений с кадастровым номером /__/- 11142900рублей.
Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчет, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» №245-А/2020 от 10 июня 2020г., и возражения относительно данного отчета представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК», суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.
Согласно заключению эксперта эксперт при оценке нежилых помещений использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж) и доходный подход. Экспертом в заключении мотивирован отказ от затратного подхода. При проведении исследования экспертом проведена выборка относительно объектов аналогов (приложение №1) и определены по 3 аналога для сравнительного подхода и по 4 аналога для доходного подхода. На различия объектов оценки с объектами аналогами экспертом применены соответствующие корректировки.
В результате проведенного исследования экспертом определена стоимость единых объектов оценки доходным подходом и сравнительным подходом, проведено согласование результатов стоимости единых объектов оценки (нежилых помещений и земельного участка пропорционального площади нежилых помещений), после чего определена стоимость земельного участка пропорционально площади нежилых помещений в сумме и проведена очистка объекта оценки от стоимости земельного участка, в результате чего эксперт пришла к выводу о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, указанной в заключении экспертизы.
То обстоятельство что на 3 листе заключения эксперта ошибочно указана иная рыночная стоимость объектов недвижимости нежилых помещений с кадастровым номером /__/ - 1059970 рублей, а в отношении нежилых помещений с кадастровым номером /__/ – 21118700 рублей не свидетельствует о несоответствии заключения эксперта требованиям закона, поскольку суду представлено ходатайство эксперта об уточнении заключения согласно которому экспертом уточнено что действительной рыночной стоимостью является рыночная стоимость указанная на странице 65 заключения в отношении нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу /__/ в размере 11142900 рублей по состоянию на 1.01.2019; в отношении нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу /__/ в размере 21757900 по состоянию на 1.01.2019.
У суда нет оснований сомневаться в размере рыночной стоимости указанной экспертом поскольку она соответствует приведенному расчёту, который проверен судом в ходе судебного заседания.
Из письменных пояснений представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» следует что административный ответчик и заинтересованное лицо возражений относительно выводов судебной оценочной экспертизы не имеют.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату утверждения его кадастровой стоимости (1 января 2019 г.) может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 29 июля 2020 г.
В силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Исходя из положений ч.2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела оспариваемая кадастровая стоимость утверждена не актом органа местного самоуправления – администрации Города Томска, а приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области».
В связи с изложенным в удовлетворении требовании, заявленных к администрации Города Томска, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу /__/ в размере 11141900 рублей по состоянию на 1.01.2019;
нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу /__/ в размере 21757900 рублей по состоянию на 1.01.2019 для применения в целях предусмотренных законодательством Российской Федерации, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 29.07.2020.
В удовлетворении иска к администрации Города Томска - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Томский областной суд.
Председательствующий