Дело № 3а - 9/20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 20 января 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,
с участием представителя административного истца ООО «НорКемикал» ФИО2,
представителя административного ответчика департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО3,
представителя администрации г.Н.Новгорода ФИО4,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НорКемикал» о признании незаконным приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №07-02-03/53 от 12.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 26 мая 2009 г. №2209 утвержден проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода (далее также – Проект межевания), разработанный на основании постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2008 №3602 «О разработке проекта межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода» в части установления границ земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №07-02-03/53 от 12 декабря 2018 г. «Об утверждении документации по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной» (далее также - Приказ департамента №07-02-03/53 от 12.12.2018), утверждена документация по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной, утвержденный постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 26 мая 2009 г. №2209 (далее также – изменения в Проект межевания).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете «День города» №117 (1389) от 21.12.2018.
Общество с ограниченной ответственностью «НорКемикал» (далее также – ООО «НорКемикал», Общество), являясь собственником 1/6 доли в нежилом здании с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным вышеназванного нормативного правового акта.
Суд принимает во внимание, что административным истцом не корректно заявлены требования, поскольку в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ может быть поставлен вопрос о признании недействующим нормативного правового акта, а не о признании его незаконным, как указало ООО «НорКемикал».
Вместе с тем, так как из мотивировочной части административного искового заявления усматривается, что административный истец считает оспариваемый приказ Департамента №07-02-03/53 от 12.12.2018 не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования в рамках главы 21 КАС РФ.
Как указал административный истец, при принятии решения об утверждении изменений в Проект межевания не были учтены замечания и возражения ООО «НорКемикал». Возражения были направлены в Комиссию по организации и проведению публичных слушаний администрации города Нижнего Новгорода, однако их не приняли.
По мнению административного истца, имели место нарушения п.3.13, 4.10, 4.11.5, 4.13, 4.14.3, 4.14.4, 4.14.5, 5.1 Положения об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде (приложение к решению городской Думы от 11.07.2018 №177).
Также, проектируемые границы землепользования, представленные в изменениях к Проекту межевания, противоречат интересам Общества, поскольку не позволяют приобрести земельный участок площадью, необходимой для использования по назначению расположенного на нем объекта недвижимости – здания.
Кроме того, по мнению административного истца, приказ Департамента не соответствует требованиям ч.ч.9,11 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, затрагивает права Общества на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, права на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность культурного наследия (из письменных объяснений, л.д.131-133).
Административный ответчик – Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области представил на административное исковое заявление ООО «НорКемикал» возражения (л.д.58-62).
Администрация г.Н.Новгорода представила отзыв по делу, в соответствии с которым считает требования ООО «НорКемикал» необоснованными (л.д.121-125).
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В., обсудив доводы административного искового заявления, отзывов на административное исковое заявление, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 17 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории, в том числе проект межевания территории.
Судом установлено, что ООО «НорКемикал» является собственником 1/6 доли нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] (л.д.42-43), полагает, что приказом Департамента [номер] от 12.12.2018, утвердившим документацию по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в [адрес] в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный [адрес] по [адрес] набережной, нарушены его права на приобретение в собственность земельного участка площадью, требуемой для обеспечения деятельности нежилого здания.
Следовательно, Общество является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и признается надлежащим административным истцом.
В соответствии со статьей 2? Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», введенной Законом Нижегородской области от 26.12.2017 №190-З, вступившим в силу с 1 января 2018 года, в целях обеспечения единых подходов и стандартов при осуществлении градостроительной деятельности, создания комфортной среды и благоприятных условий жизнедеятельности граждан, развития инвестиционно-промышленного потенциала Нижегородской агломерации, объединяющей территории городского округа город Нижний Новгород и территорий граничащих с ним городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, Правительство Нижегородской области осуществляет в области планировки территории полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, а именно: принятие решений о подготовке и утверждение проектов межевания территории в целях установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, за исключением полномочий по обеспечению подготовки таких проектов, организации и проведению публичных слушаний (подпункт «д» пункта 3 указанной статьи).
Полномочия, указанные в статье 2? настоящего Закона, осуществляются непосредственно Правительством Нижегородской области или уполномоченными им органами исполнительной власти Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 г. №248 утверждено Положение о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее – Департамент градостроительной деятельности).
В соответствии с пунктом 3.62 Положения Департамент утверждает проекты межевания территории в целях установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» (далее – Закон №8-З) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов и (или) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу части 5 статьи 11 Закона №8-З нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, определяемом Правительством области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 №41 утверждено Положение о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области (далее – Положение о регистрации актов).
Согласно пункту 2.1 Положения о регистрации актов ведение Реестра осуществляет государственно-правовой департамент Нижегородской области.
Регистрация нормативных актов в Реестре производится Департаментом в срок до 14 рабочих дней со дня поступления акта в Департамент (пункт 4.1). После регистрации акта в Реестре Департамент направляет копии актов для официального опубликования в сетевое и печатное издания "Нижегородская правда" в установленном порядке (пункт 4.10).
Акт, зарегистрированный в Реестре, подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня его государственной регистрации.
Датой официального опубликования акта, зарегистрированного в Реестре, считается первое размещение (опубликование) в сетевом издании "Нижегородская правда" или первая публикация его текста в газете "Нижегородская правда", за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок официального опубликования (пункт 5.4).
Оспариваемый нормативный правовой акт включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области и опубликован в сетевом издании "Нижегородская правда", как указывалось выше.
Проанализировав положения пункта 3 статьи 21 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», пункта 3.62 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 г. №248, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Положения о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 №41, суд приходит к выводу о том, что приказ Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 12.12.2018 №07-02-03/53, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, правилам введения в действие.
Административным истцом оспорена процедура принятия приказа Департамента №07-02-03/53 от 12.12.2018, в частности, процедура публичных слушаний, предшествующая принятию данного приказа.
Рассмотрев вопрос о процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Согласно статье 46 ГрК РФ в редакции, применяемой к спорным правоотношениям, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса (часть 1).
Указанное в части 1 этой же статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7).
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 10).
Аналогичная процедура проводится и при внесении изменений в документацию по планировке территории.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46 ГрК РФ).
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 июня 2015 г. №150 принято Положение об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде (далее – решение городской Думы №150, Положение об организации и проведении публичных слушаний №150).
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 11 июля 2018 г. №177 принято Положение об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде (далее – решение городской Думы №177, Положение об организации и проведении публичных слушаний №177).
Решение городской Думы №177 в соответствии с пунктом 4 вступает в силу после его официального опубликования (Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода нижнийновгород.рф, 16.07.2018, Официальный сайт городской Думы города Нижнего Новгорода http://www.gorduma.nnov.ru, 16.07.2018, "День города. Нижний Новгород", N 61(1333), 20.07.2018).
Решение городской Думы №150 с этой даты утрачивает силу (п.2.1 решения городской Думы №177).
Таким образом, на момент назначения публичных слушаний по внесению изменений в Проект межевания действовало Положение об организации и проведении публичных слушаний №150, а на момент проведения публичных слушаний – Положение об организации и проведении публичных слушаний №177.
Согласно пункту 1.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177 публичные слушания проводятся по проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что приказом Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 7 ноября 2016 г. №07-08/144 «О подготовке документации по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной» была разрешена подготовка вышеназванной документации и установлен срок для ее подготовки – 6 месяцев со дня издания настоящего приказа.
В соответствии с пунктом 5 приказа, документ (приказ) был размещен на официальном сайте департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в сети «Интернет».
Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 22 июня 2017 г. №2947 «Об отклонении от утверждения документации по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной», с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний была отклонена от утверждения названная документация с направлением проекта на доработку.
Постановлением главы города Нижнего Новгорода от 5 июля 2018 г. №84-п «О назначении публичных слушаний» были назначены публичные слушания по документации по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный [адрес] по Верхне-Волжской набережной, на 31.07.2018 в 18 часов 00 минут по адресу: [адрес]; определены места, даты и время ознакомления с материалами к публичным слушаниям (пункт 2). Также, определено, куда и в какой срок подлежат направлению замечания и предложения по документации (пункт 3).
Указанное постановление было опубликовано в газете «День города» №58 (1330) 11-17 июля 2018 г.
Публичные слушания состоялись 31 июля 2018 г. в 18.00.
Согласно протоколу публичных слушаний, в обсуждении документации принял участие представитель ООО «НорКемикал» ФИО5 ([адрес]), им были заданы вопросы о спорной территории - площадке, о ситуации с расположением машин, о перспективе появления парковочных мест.
Согласно пояснениям докладчика по вопросу внесения изменений в Проект межевания ФИО6, территория, планируемая под земельный участок для жилого [адрес], всегда была в пользовании жителей этого дома; на сегодняшний день территория не разграничена; будет озелененная территория.
В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний от 31.07.2018, утвержденным главой города Нижнего Новгорода 17 сентября 2018 г., публичные слушания признаны состоявшимися. Заключение опубликовано в газете «День города» №82 (1354) 19-25 сентября 2018 г.
Частями 12-14 статьи 46 ГрК РФ регламентирован порядок утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории и их опубликования.
В соответствии с ранее указанными нормативными положениями, органом, полномочным утверждать проекты межевания территории и документации по внесению изменений в такие проекты на территории г.Н.Новгорода является Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.
Как следует из материалов дела, 04.10.2018 администрацией г.Н.Новгорода в адрес Губернатора Нижегородской области, со ссылками на Закон Нижегородской области №197-З, для рассмотрения Департаментом градостроительной деятельности были направлены материалы по публичным слушаниям от 31.07.2018 по внесению изменений в Проект межевания (л.д.64-65).
Полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Нижегородской области – на принятие нормативного правового акта по утверждению проекта межевания территории или внесения изменений в него, порядок опубликования этого акта были рассмотрены выше.
Доводы административного истца о нарушении ч.11 ст.5.1 и п.3 ч.10 ст.5.1 ГрК РФ, п.3.13, п.4.11.5 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177 признаются судом несостоятельными.
В силу п.3 ч.10 ст.5.1 ГрК РФ, в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, в том числе в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний.
Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11 указанной статьи).
Согласно п.2.2 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177 участие в публичных слушаниях является свободным и добровольным. Участники публичных слушаний имеют право участвовать в обсуждении проектов, вынесенных на публичные слушания, задавать вопросы, высказывать свое мнение, вносить свои предложения и замечания.
В силу п.3.13 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177, устные замечания и предложения излагаются (подлежат отражению) в протоколе публичных слушаний. Информация о наличии письменных замечаний и предложений указывается в протоколе. Текст поступивших замечаний и предложений и копия листа книги (журнала) учета посетителей экспозиции являются приложением к протоколу.
Согласно п.4.11.5 этого же Положения в протоколе указываются все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний.
Из протокола публичных слушаний от 31.07.2018 следует, что представитель административного истца ФИО2 принимал участие в публичных слушаниях, однако каких-либо замечаний к проекту по внесению изменений в документацию по планировке территории не высказывал, предложений не вносил. Единственное предложение касалось переноса даты проведения публичных слушаний на сентябрь 2018 г. и не относилось непосредственно к предмету публичных слушаний – изменениям в Проект межевания.
Также, Обществом не представлены доказательства, что им в соответствии с пунктом 3 Постановления главы города Нижнего Новгорода от 5 июля 2018 г. №84-п «О назначении публичных слушаний» направлялись замечания и предложения по проекту в комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода по указанному в постановлении адресу ([адрес]) и сайту администрации в период со дня опубликования постановления и до дня проведения публичных слушаний, а именно: с 11 по 31 июля 2018 г.
То, что замечания и предложения должны быть представлены заинтересованными лицами до проведения публичных слушаний либо непосредственно во время проведения публичных слушаний, подтверждается и положениями части 9 статьи 46 ГрК РФ, согласно которой замечания и предложения участников публичных слушаний по проекту межевания территории подлежат включению в протокол публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, и подтверждается письменными объяснениями административного истца (л.д.131об.), Общество обратилось с возражениями по вопросу внесения изменений в проект межевания территории, рассматриваемых на публичных слушаниях 31 июля 2018 года, только 6 августа 2018 г. в 17 час. 25 мин. (л.д.71), то есть за пределами установленного срока.
По смыслу п.3.14, п.4.12 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177, к протоколу публичных слушаний прилагаются предложения и замечания, представленные до даты публичных слушаний включительно, а не после нее.
По указанным основаниям необоснованной является и ссылка административного истца на экспертное заключение №[номер], выполненное ООО «Провинция», об определении площади земельного участка, требуемого для использования расположенного на нем здания по [адрес]. Оно было подготовлено только 28 сентября 2018 г. и не могло быть представлено к публичным слушаниям.
Довод административного истца, изложенный в объяснениях (л.д.131 об.), что Общество направило возражения в 5-дневный срок, установленный абз.3 п.6.7 Положения об организации и проведении публичных слушаний №150, не состоятелен, поскольку в данном пункте речь идет о направлении в течение 5 дней со дня проведения публичных слушаний документов (протокола публичных слушаний и приложенных к нему замечаний и предложений) главе города Нижнего Новгорода.
Кроме того, как указывалось выше, на момент проведения публичных слушаний Положение об организации и проведении публичных слушаний №150 утратило силу.
Доводы административного истца, что в нарушение п.4.14.3 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177 в заключении о результатах публичных слушаний не указаны реквизиты протокола, отсутствует содержание внесенных участниками замечаний (п.4.14.4 указанного Положения), отсутствуют аргументируемые рекомендации Комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных изменений (п.4.14.5), обсуждались судом.
Суд пришел к выводу, что нарушения пунктов 4.14.4 и 4.14.5 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177 не имели места, поскольку согласно протоколу публичных слушаний замечания участниками публичных слушаний по проекту межевания территории не высказывались, письменные замечания отсутствовали.
Формальное же отсутствие в заключении реквизитов протокола публичных слушаний (п.4.14.3) - даты, места и времени проведения публичных слушаний не может служить основанием для признания нарушенной процедуры проведения публичных слушаний, поскольку дата, место и время проведения публичных слушаний в заключении о результатах публичных слушаний указаны правильно, ссылки на содержание протокола имеются, протокол к материалам дела приложен.
Также, необоснованными являются и доводы Общества о нарушении п.4.10, п.4.13 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177.
Согласно пункту 4.10 названного Положения в течение семи рабочих дней со дня проведения собрания секретарем Комиссии оформляется протокол по форме, установленной приложением 4 к настоящему Положению, который подписывается председателем Комиссии.
Согласно пункту 4.13 этого же Положения на основании протокола публичных слушаний и поступивших замечаний и предложений участников публичных слушаний не позднее чем через десять рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний секретарь Комиссии осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (далее - заключение) по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению, которое подписывается председателем Комиссии.
Нарушения секретарем Комиссии установленных в вышеприведенных пунктах сроков подготовки протокола и заключения о результатах публичных слушаний судом не установлено, а административным истцом не представлено доказательств такого нарушения и нарушения этим обстоятельством (при его наличии) прав Общества.
Нарушения пункта 5.1 Положения об организации и проведении публичных слушаний №177, в котором определены даты начала и окончания проведения публичных слушаний суд так же не находит, а административным истцом не указано, каким образом нарушено данное положение подзаконного акта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушения прав административного истца при осуществлении процедуры публичных слушаний допущено не было.
При этом суд отмечает, что хотя возражения ООО «НорКемикал» не были поданы в установленный законом срок и по этой причине не могли быть рассмотрены непосредственно на публичных слушаниях 31 июля 2018 г., они были рассмотрены Департаментом при принятии приказа №07-02-03/53 от 12.12.2018.
Данный вывод суд основывается на отзыве администрации г.Н.Новгорода и представленных к нему документов в материалы дела.
Проверив Приказ департамента №07-02-03/53 от 12.12.2018 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить ГрК РФ.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1 и 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
Как указал административный истец, проектируемые границы землепользования, представленные в изменениях к проекту межевания, противоречат интересам Общества.
Согласно экспертному заключению ООО «Провинция» от 28 сентября 2018 г., составленному по заданию ООО «НорКемикал», минимально необходимая площадь земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2015 №921 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Нижегородской области» равна 2 118 кв.м, а максимальная – 6 912 кв.м, что в несколько раз больше, чем имеется в настоящее время (1 218 кв.м, л.д.33).
По мнению Общества, недостающую площадь необходимо выделить за счет прилегающих территорий, в том числе земельного участка, который в соответствии с оспариваемым приказом Департамента №07-02-03/53 от 12.12.2018 был распределен под многоквартирный жилой дом.
Как установлено судом, при формировании земельного участка для многоквартирного жилого [адрес] набережная, был выполнен расчет нормативной площади в соответствии с требованиями СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминимумах», утвержденного приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. №59.
Нормативная площадь земельного участка под указанный жилой дом согласно расчетам составила 3853 кв.м.
При разработке документации по внесению изменений в проект межевания территории образуемый земельный участок под жилой [адрес] сформирован с видом разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка» площадью 2180 кв.м, что на 1673 кв.м меньше положенного.
При этом разработчики проекта учли необходимость подхода и подъезда к формируемым и смежным земельным участкам, расположенным на них объектам недвижимости, а именно: в границах формируемого земельного участка №1 под многоквартирным домом №8а установлена зона обременения для обеспечения проезда к земельному участку с кадастровым номером 52:18:0060087:146 (для строительства пристроя под лифтовую шахту в рамках реконструкции с устройством 1-2-этажной надстройки офисного здания по Верхне-Волжской набережной д. 8/59) а размере 231 кв.м, а с западной стороны исключен из границ образуемого земельного участка пешеходный проход к дому №8/59 (л.д.69).
Таким образом, нарушения прав Общества суд не усматривает.
Административный истец так же указывает, что проект межевания территории с внесенными изменениями не соответствует постановлению Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2018 г. №929 «Об установлении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на [адрес] в [адрес], и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах данных зон».
Однако такого нарушения суд также не находит.
Как следует из протокола публичных слушаний от 31.07.2018 и пояснений представителя административного истца в судебном заседании, Обществу необходима дополнительная площадь для стоянки автомобилей.
Вместе с тем, согласно вышеназванному постановлению Правительства №929, на территории охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс зданий, где размещалась губернская земская управа, председателем которой с 1900 по 108 гг. был ФИО1» ([адрес] (литеры Б, В, Д)) запрещается устройство надземных автостоянок (п.6 ч.2 раздела II Требований к градостроительным регламентам в границах охранных зон объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на [адрес] в [адрес]).
При этом в пп. «г» п.2 ч.1 этого же раздела указано, что на данной территории разрешено благоустройство территории, в том числе озеленение территории, что и будет иметь место согласно вносимым изменениям в проект межевания территории, утвержденным приказом Департамента [номер] от 12.12.2018 (л.д.70).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приказ Департамента [номер] от 12.12.2018 соответствует требованиям градостроительного законодательства, имеющему большую юридическую силу, в том числе требованиям ст.ст. 5.1, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления «НорКемикал» о признании незаконным приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №07-02-03/53 от 12.12.2018 надлежит отказать.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления «НорКемикал» о признании незаконным приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №07-02-03/53 от 12.12.2018 отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Решение в окончательной форме принято 7 февраля 2020 года.