ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/2016 от 13.05.2016 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-9/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 13 мая 2016 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Шумиловой У.Е.,

с участием прокурора Зайцевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Борисова Ю.М. о признании недействующим пункта 463 приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - приказ) опубликован 18 декабря 2015 г. в республиканской газете «Хакасия» (№ 243).

Пункт 1 данного приказа определяет на 2016 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), согласно приложению.

В перечень включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (п. 463 перечня).

Индивидуальный предприниматель Борисов Ю.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 463 приложения к приказу, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в ст. 378.2 НК РФ. Включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога.

Борисов Ю.М. в судебное заседание не явился, направил представителя.

Представитель истца Чаптыкова И.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Галимова О.А. требования не признала, представила письменные возражения, пояснила, что обследование здания для установления фактического использования не проводилось, поскольку из представленной информации возможно было установить назначение здания, отвечающее признакам административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу ст. 378.2 НК РФ. Включение здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Зайцевой О.И., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В п. 1 ст. 402 НК РФ закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. № 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ).

На основании подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).

12 августа 2014 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление № 407 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РХ № 407).

Пунктом 1 указанного постановления Правительство Республики Хакасия уполномочило Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (Е.Б. Соломонова) по: а) определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); б) направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; в) размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; г) определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.

1 декабря 2015 г., ссылаясь на ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Республики Хакасия от 27.11.2003 № 73 «О налоге на имущество организаций», постановление Правительства Республики Хакасия от 12.08.2014 № 407 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Приказ подписан уполномоченным лицом - министром Соломоновой Е.Б.

Пунктом 1 данного приказа определен на 2016 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), согласно приложению. Перечень размещен на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.r-19.ru).

Пунктом 463 перечня включено здание (строение, сооружение) с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Собственником данного объекта недвижимости, общей площадью ... кв. м, является Борисов Ю.М. (л.д. 8, 49).

Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, утверждая перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, применило единый подход, как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц.

Из ЕГРИП следует, что Борисов Ю.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 23-25).

В силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пункт 3 ст. 378.2 НК РФ закрепляет, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В п. 9 ст. 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 3 постановления Правительства РХ № 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Согласно п. 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Минимущество Хакасии) в формах:

1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;

2) обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.

Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.

Обследование спорного объекта недвижимости с целью установления вида фактического использования не проводилось.

Представитель административного ответчика указал, что здание было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании информации, полученной из администрации г. Абакана (л.д. 55-57). Данная информация представлена в виде перечня нежилых здания (помещений), в котором под номером 493 указано спорное здание. При этом оснований для признания задания торгово-административным, информация не содержит.

6 апреля 2013 г. индивидуальный предприниматель А.Н. и индивидуальный предприниматель Борисов Ю.М. заключили договор аренды, из пункта 1.2 которого следует, что последний передал арендатору во временное владение и пользование за плату склад строительных материалов, площадью ... кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В договоре указана цель использования имущества – складское хранение непродовольственных товаров (л.д. 33-35).

В кадастровом паспорте назначение здание обозначено – склад строительных материалов (л.д. 49).

В техническом паспорте комплекса нежилых здания, строений, сооружений указано, что по адресу: <адрес> имеется два помещение Б1, Б. Наименование комплекса – складское. Б1 – склад строительных материалов, Б – металлический склад.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания блока гаражей, общая площадь ... кв.м. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Борисову Ю.М. (л.д. 7).

Доказательств фактического использования здания для оказания бытовых услуг, а также доказательств размещения в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, невозможно отнести здание к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) в зависимости от вида его фактического использования.

Таким образом, здание, включенное в приложение (п. 463) к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п, не отвечает признакам административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу пп. 3, 4, 4.1 ст. 378 НК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Руководствуясь статьями 174-179, 215 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Борисова Ю.М. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 463 приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Направить для опубликования в республиканскую газету «Хакасия» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 18 мая 2016 г.