ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/2017 от 14.03.2017 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-9/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 14 марта 2017 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

при секретаре М,

с участием прокурора ЧДО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Торговый дом «Восторг» к Хуралу представителей муниципального образования поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Восторг» (далее - общество, ООО «ТД «Восторг») обратилось с административным исковым заявлением (с учётом уточнения) к Хуралу представителей муниципального образования поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (далее – Хурал представителей пгт. Каа-Хем) о признании нормативного правового акта недействующим в части, указывая на то, что постановление председателя администрации муниципального образования пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна» от 17 мая 2013 года № 36 признано Кызылской межрайонной прокуратурой противоречащим действующему законодательству, о чём был вынесен протест. В связи с этим ООО «ТД «Восторг» обратилось повторно в администрацию для получения справки о разрешении допуска розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: **. Администрацией обществу выдано письмо от 15 ноября 2016 года исх. , где было указано, что на основании действующего законодательства, а именно постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425 и решения Хурала представителей пгт.Каа-Хем от 1 ноября 2016 года № 9 не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Решение Хурала представителей пгт.Каа-Хем «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна» от 1 ноября 2016 года № 9 противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425. В Схему границ прилегающих территорий, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, неправомерно включена Центральная библиотека пгт.Каа-Хем. Этим нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Просит признать недействующим со дня принятия решение Хурала представителей пгт. Каа-Хем «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна» от 1 ноября 2016 года № 9 в части включения в Схему границ территории МБУ «Центральная библиотека» пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва.

Определением суда от 21 февраля 2017 года по административному делу в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «ЦБС».

Представитель административного истца - ООО «Торговый дом «Восторг» ПЛА, действующая на основании доверенности, представитель административного ответчика – Хурала представителей пгт.Каа-Хем, представители заинтересованных лиц - Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (далее - Администрация пгт. Каа-Хем) и МБУ «ЦБС» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

1 ноября 2016 года Хуралом представителей муниципального образования поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва принято решение № 9 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна».

Согласно пункту 16 Схемы границ, прилегающих к территории детских, образовательных, медицинских и социальных организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (далее - Схема) не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории, прилегающей к Центральной библиотеке пгт. Каа-Хем.

Как установлено судом, указанное в Схеме учреждение официально называется не Центральная библиотека пгт. Каа-Хем, а МБУ «Централизованная библиотечная система Кызылского кожууна Республики Тыва».

В соответствии с пунктом 2 данный документ подлежит обнародованию на информационном стенде и официальном сайте администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна.

Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Одним из видов деятельности, осуществляемым ООО «Торговый дом «Восторг», является розничная продажа алкогольной продукции, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца.

В пункте 1 части 2 статьи 214 КАС РФ указано, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменён или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

10 февраля 2017 года решением Хурала представителей пгт. Каа-Хем № 21 признано утратившим силу решение Хурала представителей пгт. Каа-Хем от 1 ноября 2016 года № 9 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна».

В данном решении указано, что оно вступает в силу после официального опубликования (обнародования), сведений об его опубликовании (обнародовании) административным ответчиком не представлено.

Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов (часть 11 статьи 213 КАС РФ)

Несмотря на то, что оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу, суд считает, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, так как этот нормативный акт был применён в отношении административного истца, ООО «Торговый дом «Восторг» было отказано в выдаче разрешения на розничную продажу алкогольной продукции в магазине, расположенном на территории, примыкающей к Центральной библиотеке пгт. Каа-Хем, что подтверждается письмом Администрации пгт. Каа-Хем от 15 ноября 2016 года исх. № 01-07-240.

Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425 (далее - Постановление) утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).

Пунктами 6 и 7 вышеуказанного Постановления установлено, что органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.

Согласно пункту 8 Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

Статьёй 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления определена в статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также указано, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Уставом городского поселения посёлка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (далее - Устав) предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют Хурал представителей городского поселения; глава городского поселения; администрация городского округа; контрольный орган городского поселения (пункт 1 статьи 16).

Полномочия главы, администрации городского поселения приведены в статьях 6, 19, 20 Устава. Определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции к компетенции этих органов местного самоуправления не отнесено.

В силу пункта 2 части 1, части 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Следовательно, при принятии оспариваемого решения Хурал представителей пгт. Каа-Хем действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Статьёй 17 Устава городского поселения посёлка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва определено, что численность депутатов Хурала пгт. Каа-Хем составляет 15 человек. В пункте 3 статьи 25 Устава указано, что решения Хурала представителей пгт. Каа-Хем принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Хурала представителей пгт. Каа-Хем.

Как установлено судом, 1 ноября 2016 года в заседании сессии, на которой был принят оспариваемый нормативный правовой акт, принимало участие 11 депутатов от числа избранных, за принятие решения 11 депутатов проголосовали единогласно (в выписке из протокола № 2, имеющейся в материалах дела, по-видимому, ошибочно указано 13 человек).

Таким образом, оспариваемое административным истцом решение принято правомочным составом Хурала представителей пгт. Каа-Хем и при наличии кворума.

Пунктом 9 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определено, что информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктами 4, 8 Устава городского поселения посёлка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна предусмотрено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в средствах массовой информации. Датой официального опубликования признаётся дата первого опубликования полного текста муниципального правового акта в официальном печатном издании. Муниципальные правовые акты могут быть доведены до сведения населения посредством телевидения, радио, переданы по каналам связи, распространены в машинописной свободно читаемой форме, опубликованы в иных печатных изданиях, направлены должностным лицам, организациям, общественным объединениям.

В рассматриваемом деле оспариваемый нормативный правовой акт не был официально опубликован, как пояснил председатель Хурала пгт. Каа-Хем, из-за отсутствия финансовых средств, он был обнародован путём размещения в местах массового скопления граждан, а именно на доске объявлений возле Администрации пгт. Каа-Хем, Администрации Кызылского кожууна, Центральной кожуунной больницы, Центра культуры им. С.Базыр-оола.

Из ответа Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 6 февраля 2017 года исх. № 234 следует, что оспариваемый нормативный правовой акт не был размещён на официальном сайте указанного государственного органа, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

Статьёй 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 1).

В Законе Республики Тыва от 26 декабря 2012 года № 1694-ВХ-1 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва» указано, что ведение Регистра осуществляется уполномоченным Правительством Республики Тыва органом исполнительной власти Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 24.07.2013 года № 452 «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва», регистр ведётся Министерством Республики Тыва по делам юстиции в документальном виде (на бумажных носителях) и в электронном виде на основе программного обеспечения в соответствии с едиными форматами и протоколами обмена, разработанными Министерством юстиции Российской Федерации.

Оспариваемый нормативный правовой акт был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается ответом Министерства Республики Тыва по делам юстиции от 6 февраля 2016 года № 01-06/226.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах; несовершеннолетним.

К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:

а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;

б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определённым органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) к объектам военного назначения.

Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что федеральное законодательство не предусматривает запрета на розничную продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к организациям культуры, в том числе библиотекам, запрет распространяется только на продажу алкогольной продукции в самих организациях культуры, в связи с чем решение Хурала представителей пгт. Каа-Хем от 1 ноября 2016 года № 9 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна» в части включения в Схему границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Центральной библиотеки пгт. Каа-Хем (пункт 16) является незаконным.

При таких обстоятельствах административные исковые требования ООО «Торговый дом «Восторг» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Признание оспариваемой части нормативного правового акта недействующей с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не был официально опубликован и размещён на официальном сайте Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, но в данном публичном образовании имеется периодическое печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, - еженедельная муниципальная газета «Вести Кызылского кожууна», то сообщение о принятии решения по делу подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в указанной газете и размещению на официальном сайте Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Восторг» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 16 Схемы границ, прилегающих к территории детских, образовательных, медицинских и социальных организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, утверждённой решением Хурала представителей муниципального образования посёлок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва от 1 ноября 2016 года № 9 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в еженедельной муниципальной газете «Вести Кызылского кожууна» и размещению на официальном сайте Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 17 марта 2017 года.

Судья С.А. Железнякова