Решение Именем Российской Федерации
16 февраля 2017 года
Смоленский областной суд
В составе: председательствующего (судьи) Холиковой Е.А.
При секретаре: Трищенкове А.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Герасева Л.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Герасев Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ... категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей.
Податель заявления сослался на то, что на основании договора купли-продажи земельного участка рег.№ от (дата) является собственником земельного участка категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения. Согласно отчету об оценке земельного участка и положительному экспертному заключению, рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рублей, тогда как установленная кадастровая стоимость является явно завышенной и определена в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель Герасева Л.А. – Лысенко Т.В., обладающая соответствующими полномочиями, просила установить рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. согласно отчету об оценке рыночной стоимости № от (дата) , выполненному ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области», и представленному в суд Администрацией Смоленской области.
Представитель Администрации Смоленской области Гришутина Е.А. не возражала против удовлетворения административного иска, путем установления рыночной стоимости земельного участка равном <данные изъяты> руб.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Федосеева А.В. решение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости оставила на усмотрение суда.
Представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области – Бабурченкова О.Н. указала на необоснованность предъявленного иска, полагая себя ненадлежащим ответчиком.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Герасев Л.А. на основании договора купли-продажи земельного участка рег.№ от (дата) является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ... категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для объектов общественно-делового значения.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III. 1 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, а также п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
В 2012 году (по состоянию на 01.01.2012), в рамках долгосрочной областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области» на 2009-2013 годы, на территории Смоленской области был проведен очередной тур работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее — ГКОЗ НП).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ... категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для объектов общественно-делового значения установлена в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно сведениям кадастровой справки следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на 17 июля 2012 года, сведения об утверждении кадастровой стоимости отсутствуют, внесена в государственный кадастр недвижимости соответственно 27.10.2016. Кадастровая стоимость по состоянию на 27 декабря 2016 года определена в размере <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, административным истцом представлен отчет № от (дата) года об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 17.07.2012, согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей. Выводы отчета об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки и его соответствие требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, подтверждены положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков» от (дата) .
Администрация Смоленской области, не согласившись с данным отчетом, в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости предоставила отчет ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» № от (дата) о рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка в размере <данные изъяты> руб.
Административный истец согласился с данным отчетом и просил установить рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб.
Согласно разъяснениям, данным в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», спор о пересмотре кадастровой стоимости может быть урегулирован соглашением сторон, основанном на имеющихся в деле доказательствах (одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости).
Оснований не доверять представленному административным ответчиком отчету у суда не имеется, поскольку он является допустимым доказательством, подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, и содержит все сведения доказательственного значения.
Учитывая согласие административного истца и административного ответчика руководствоваться для определения рыночной стоимости земельного участка отчетом ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области», результат которого относительно кадастровой стоимости, незначительно отличается от отчета, предоставленного административным истцом, оценивая данный отчет по правилам, установленным в ст.84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами, и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб.
При принятии решения суд учитывает также следующее.
Согласно п.25 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 №28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что (дата) Герасев Л.А. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, соответственно, данная дата подлежит указанию в резолютивной части решения.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 с учетом того, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной вышеназванного объекта недвижимости, которая административными ответчиками не оспаривалась, судебные расходы необходимо отнести на его счет.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей на период с 07 июля 2012 года, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 23 ноября 2016 года.
В части удовлетворения требования к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Смоленского областного суда
Е.А.Холикова