Дело № 3а - 9/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2017 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
прокурора Холманских Т.А.,
представителя административного ответчика - комитета тарифов и цен правительства ЕАО Журбеновой Н.А.,
при секретаре Шаровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане административное дело по административным исковым заявлениям и.о. прокурора ЕАО Колесникова А.В. о признании недействующими приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.11.2006 № 26/1-п «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования «Город Биробиджан» и от 06.05.2013 № 13/3-п «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан»,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 28.11.2006 № 26/1-п установлены тарифы на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области (далее - Приказ 26/1-п).
Впоследствии в приказ внесены изменения следующими приказами комитета тарифов и цен правительства ЕАО:
- от 24.07.2008 № 8/6-п «О внесении изменений и дополнений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.11.2006 № 26/1-п «Об установлении тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области»;
- от 06.05.2013 № 13/3-п «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан».
Первоначальный текст приказа № 26/1-п опубликован в «Биробиджанер штерн», № 94, 19.12.2006.
Изменения, внесенные приказами комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.07.2008 № 8/6-п, 06.05.2013 № 13/3-п, опубликованы в изданиях «Биробиджанер штерн», № 57, 05.08.2008, «Биробиджанская звезда», № 33, 08.05.2013.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 06.05.2013 № 13/3-п установлены тарифы на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан» (далее - Приказ 13/3-п).
Впоследствии в приказ внесены изменения приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/5-п «О внесении изменений в некоторые приказы комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области».
Первоначальный текст приказа № 26/1-п опубликован в издании «Биробиджанская звезда», № 33, 08.05.2013.
Изменения, внесенные приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/5-п, опубликованы в издании «Биробиджанская звезда», № 7, 04.02.2015.
И.о. прокурора области Колесников А.В. обратился в суд ЕАО с административным исковым заявлением о признании приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 28.11.2006 № 26/1-п «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования «Город Биробиджан» недействующим.
И.о. прокурора области Колесников А.В. обратился в суд ЕАО с административным исковым заявлением о признании приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 06.05.2013 № 13/3-п «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан» недействующим.
Требования мотивировал тем, что в результате правового анализа приказов № 26/1-п и 13/3-п установлено, что они в настоящее время противоречат федеральному законодательству, в частности п. 11 ст. 27.12 КоАП РФ и приказу ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты» (далее - Методические указания).
Определением суда ЕАО от 20.04.2017 административное дело № 3а-9/2017 по административному исковому заявлению и.о. прокурора области Колесникова А.В. о признании приказа № 13/3-п недействующим и административное дело № 3а-10/2017 по административному исковому заявлению и.о. прокурора области Колесникова А.В. о признании приказа № 26/1-п недействующим объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании прокурор Холманских Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика - комитета тарифов и цен правительства ЕАО Журбенова Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзывах.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 11 чт. 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в ч. 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.
Такие Методические указания утверждены Приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16, вступили в силу 09.09.2016.
Согласно п. 1 ст. 4 закона ЕАО от 27.06.2012 № 82-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стояку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, а также возврата задержанных транспортных средств» (далее - закон № 82-ОЗ) плата за перемещение и хранение задержанных транспортных средств рассчитывается исходя из тарифов, установленных органом исполнительной власти области, уполномоченным правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 29.06.2012 № 305-пп (в ред. от 19.12.2016) «Об определении уполномоченных органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 27.06.2012 № 82-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стояку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, а также возврата задержанных транспортных средств» комитет тарифов и цен правительства ЕАО определен уполномоченным органом в части определения базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и сроков их оплаты.
В соответствии с п. 5.36 Положения о комитете тарифов и цен правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп (в ред. от 12.04.2017), комитет определяет базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, устанавливает тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и сроки оплаты.
Аналогичные полномочия были предусмотрены в п. 4.29 и п. 11.27 ранее действующих Положений о комитете тарифов и цен правительства ЕАО от 30.06.2005 № 157-пп и 26.05.2009 № 169-пп.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 28.11.2006 № 26/1-п установлены тарифы на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области.
Впоследствии в приказ внесены изменения следующими приказами комитета тарифов и цен правительства ЕАО:
- от 24.07.2008 № 8/6-п «О внесении изменений и дополнений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.11.2006 № 26/1-п «Об установлении тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области»;
- от 06.05.2013 № 13/3-п «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан».
Пунктом 4 установлено, что приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
19.12.2006 приказ опубликован в газете «Биробиджанер штерн».
Изменения, внесенные приказами комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 24.07.2008 № 8/6-п, 06.05.2013 № 13/3-п, опубликованы в изданиях «Биробиджанер штерн», № 57, 05.08.2008, «Биробиджанская звезда», № 33, 08.05.2013.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 06.05.2013 № 13/3-п установлены тарифы на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан».
Пунктом 3 установлено, что приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
08.05.2013 приказа опубликован в газете «Биробиджанская звезда».
Впоследствии в приказ внесены изменения приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/5-п «О внесении изменений в некоторые приказы комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области».
Изменения, внесенные приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/5-п, опубликованы в издании «Биробиджанская звезда», № 7, 04.02.2015.
Считая указанные приказы противоречащими федеральному законодательству, и.о. прокурора Еврейской автономной области оспорил их.
Рассматривая порядок принятия оспариваемых приказов, суд пришёл к выводу, что они приняты компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения их действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание приказов на предмет их соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно ч. 11 чт. 27.13 КоАП РФ и Методическим рекомендациям, суд установил следующее.
Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств органы регулирования определяют базовый уровень тарифов, который рассчитывается следующими методами: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данные методы могут применяться совместно, в том числе при расчете расходов по отдельным статьям затрат. Выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования.
Исполнители услуг (коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель) по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств (далее - исполнитель услуг) вправе обратиться в орган регулирования с предложением, содержащим расчет тарифа на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств.
В силу п. 4 Методических рекомендаций тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.
В случае признания торгов несостоявшимися орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определенного базового уровня.
По решению субъекта Российской Федерации тарифы устанавливаются на уровне ниже определенных по результатам аукциона тарифов или базового уровня тарифов (в случае признания торгов несостоявшимися) при условии компенсации исполнителям услуг доходов, недополученных в результате установления таких тарифов, в случае, если такие тарифы будут установлены на уровне ниже экономически обоснованных расходов (затрат) исполнителей услуг.
Согласно п. 7 Методических рекомендаций перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам, установленным в соответствии настоящими Методическими указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.
Судом установлено, что тарифы на хранение задержанных транспортных средств, установленные оспариваемыми приказами, были рассчитаны на основании Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 07.04.2006 № 37-а.
Между тем, указанные Методические указания признаны утратившими силу в силу п. 2 приказа ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16.
При указанных обстоятельствах приказы № 26/1-п и 13/3-п противоречат вышеприведенным требованиям федерального законодательства.
Доводы представителя комитета тарифов и цен правительства ЕАО о том, что закон № 82-ОЗ не предусматривает проведение конкурса при отборе организации, которая будет осуществлять хранение задержанных транспортных средств; выбор исполнителя услуг в соответствии с Методическими указаниями не позволит обеспечить исполнение ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ и ч. 5 ст. 3 закона № 82-ОЗ; на территории ЕАО не определен уполномоченный орган по проведению торгов (аукциона на понижение цены) являются несостоятельными, поскольку отсутствие правового регулирования в указанной части, относящегося, как указано в письме ФАС России от 06.12.2016 № СП/84437/16, к полномочиям субъекта РФ, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является.
Как указано выше, ст. 27.13 КоАП закреплено, что лицо, привлеченное к административной ответственности, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями.
Однако с момента вступления в силу положений ст. 27.13 КоАП лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, установленным в соответствии с Методическими указаниями.
В связи с этим данные положения КоАП являются основанием для пересмотра уполномоченными органами субъектов Российской Федерации ранее установленных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
По вышеуказанным основаниям подлежит отклонению довод жалобы представителя комитета тарифов и цен правительства ЕАО об отсутствии нарушений прав неопределенного круга лиц в связи с тем, что базовый уровень тарифа на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в два раза выше действующего.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии оспариваемых приказов ст. 27.12 КоАП РФ и Методическим указаниям, имеющим большую юридическую силу.
В силу пунктов 1, 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу должны содержаться: указание удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти в котором были опубликованы или должны быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление и.о. прокурора ЕАО о признании недействующими приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.11.2006 № 26/1-п (в редакции от 06.05.2013) «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования «Город Биробиджан» и от 06.05.2013 № 13/3-п (в редакции от 30.01.2015) «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан» удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу приказы комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.11.2006 № 26/1-п (в редакции от 06.05.2013) «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования «Город Биробиджан» и от 06.05.2013 № 13/3-п (в редакции от 30.01.2015) «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Биробиджан».
Опубликовать в газете «Биробиджанская звезда» сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова