Дело №3а-9/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Русецкой А.А.,
при помощнике судьи Филипповой О.В.,
с участием прокурора Зайцевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 12 октября 2020 года №38 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые публичным акционерным обществом «Холмский морской торговый порт»,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» (далее – ООО «Трансбункер-Холмск», Общество) обратилось в Сахалинский областной суд с административным иском к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) о признании приказа РЭК Сахалинской области от 12 октября 2020 г. №38 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые публичным акционерным обществом «Холмский морской торговый порт» (далее – ПАО «Холмский морской торговый порт») недействующим в части пунктов 2.1.2 и 2.2.3 Раздела 2 «Перечень операций, стоимость которых включена в предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов» Приложения 2 «Правил применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт» к приказу от 12 октября 2020 г. №38 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее – Раздел 2 Приложения 2 к Приказу №38), несоответствующим законодательству Российской Федерации и возложении обязанности на административного ответчика внести в Раздел 2 Приложения 2 к Приказу №38, дополнительные пункты: 2.1.2.1 – проезд транспортного средства от КПП по территории порта, включая места временной стоянки, сроком до 12 часов; 2.2.3.1 – проезд транспортного средства по территории порта до КПП включая места временной стоянки, сроком до 12 часов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым Приказом №38 нарушаются права и законные интересы Общества, которое, по мнению истца, является субъектом отношений, регулируемых Приказом №38, поскольку осуществляет эксплуатацию причала №6 морского порта Холмск и производственных объектов «Склада хранения и выдачи светлых нефтепродуктов в городе Холмск» (нефтебаза), которые входят в границы территории морского порта Холмск и не имеет другого прохода и проезда к своим производственным объектам.
Общество осуществляет деятельность по перевалке следующим образом: по прибытию танкера и постановки его к причалу №6 производится подсоединение к технологическому трубопроводу и с танкера производится раскачка нефтепродуктов (дизельное топливо, топливо судовое маловязкое и др.) по нефтепроводу на «Склад хранения и выдачи светлых нефтепродуктов в городе Холмск», расположенный по адресу: <адрес>, а далее автотранспортом (бензовозами) нефтепродукты вывозятся по территории порта. Проезд и проход на территорию ПАО «Холмский морской торговый порт» осуществляется по пропускам через контрольно-пропускной пункт с соблюдением пропускного режима, а также на основании договора от 21 декабря 2020 года № «Об оказании услуг по предоставлению объектов транспортной инфраструктуры», в соответствии с которым портом оказывается услуга по обеспечению порядка в порту с предоставлением объектов транспортной инфраструктуры для проезда автотранспортных средств истца по территории морского порта Холмск.
Административный истец указывает, что в оспариваемом Приказе №38 содержится перечень операций, стоимость которых включена в предельные максимальные тарифы по перевалке грузов, перевозимых на паром, другие услуги, в частности, проезд по территории порта до места погрузки (выгрузки) или от склада до КПП, в приказе не указаны. Общество считает, что РЭК Сахалинской области подлежат регулированию все услуги, связанные с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, организацией и обслуживанием движения грузов по территории порта. Отсутствие регулирования указанных услуг в оспариваемом Приказе №38, по мнению административного истца, противоречит положениям пункта 7 части 1, пункта 9 части 2 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, указывающих об обеспечении равного доступа к услугам в морском порту, пункта 16 Правил допуска на объекты транспортной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта», содержащий нормы о допуске на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры в сопровождении работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности, а также подпункта 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающему навязывание контрагенту невыгодных условий, в связи с созданием неравных условий для осуществления деятельности в морском порту и ограничением круга автотранспортных средств, для которых установлены тарифы.
Определением суда от 19 февраля 2021 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо – ПАО «Холмский морской торговый порт».
Административный ответчик, не согласившись с административными исковыми требованиями, представил возражения, в которых просит отказать административному истцу в удовлетворении иска, поскольку в отношении ООО «Трансбункер-Холмск» оспариваемый Приказ №38 не применялся, Общество не является субъектом правоотношений по перевалке грузов, оказываемой ПАО «Холмский морской торговый порт», его права, свободы и законные интересы данным нормативным правовым актом не нарушаются, так как перевалку Общество осуществляет с использованием своего оборудования и на территории, которая принадлежит Обществу, что говорит об отсутствии права оспаривания данного Приказа №38. Кроме того, административный ответчик считает, что отсутствуют противоречия оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливая тарифы на перевалку грузов, регулирующий орган создал равные условия для перевозчиков, пользующихся услугой по перевалке в зависимости от способа перевалки грузов и в зависимости от схемы перевалки. Полномочия устанавливать тарифы для отдельной операции перемещения от склада до КПП, которую использует административный истец, у комиссии отсутствуют, помимо этого, данная услуга не относится к регулируемой деятельности.
В возражениях заинтересованное лицо - ПАО «Хомский морской торговый порт» указывает, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку факт нарушения Приказом №38 прав административного истца не доказан, так как ПАО «Хомский морской торговый порт» услуги в виде перевалки грузов ООО «Трансбункер-Холмск» не оказывает в связи с тем, что административный истец самостоятельно занимается перевалкой на своей территории.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований, просил признать недействующими со дня принятия пункты 2.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.2., 2.2.3, 2.2.4 Раздела 2 Приложения 2 к Приказу №38 и возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный акт об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт», заменяющий частично недействующий Приказ №38.
Представитель административного ответчика – ФИО2 возражала против административных исковых требований истца, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в возражениях.
Представитель заинтересованного лица – ФИО3 возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Сахалинской области Зайцевой Я.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Оспариваемым приказом РЭК Сахалинской области от 12 октября 2020 года №38 установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».
Приложение 1 – Предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».
Приложение 2 - Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».
1.1. Тарифы применяются для расчетов за услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее - Порт).
1.2. Применение тарифов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.3. Тарифы являются предельными максимальными.
1.4. Порт вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального уровня.
1.5. Тарифы указаны без учета налога на добавленную стоимость.
2.1. Перевалка грузов, следующих на паром, накатным вариантом.
2.1.1. Документальное оформление приема груза.
2.1.2. Следование автотранспортного средства от КПП Порта до парома, включая места временной стоянки, сроком до 12 часов.
2.1.3. Сопровождение автотранспортного средства сотрудниками Порта.
2.1.4. Предоставление бытовых помещений с обустроенными санитарно-гигиеническими комнатами.
2.2. Перевалка грузов, прибывающих на пароме, накатным вариантом.
2.2.1. Доставка водителей автотранспортных средств, сопровождающих и экспедиторов до места оплаты услуг Порта и обратно.
2.2.2. Документальное оформление приема груза.
2.2.3. Следование автотранспортного средства от парома до выезда с территории Порта, включая места временной стоянки, сроком до 12 часов.
2.2.4. Сопровождение автотранспортного средства сотрудниками Порта.
2.2.5. Предоставление бытовых помещений с обустроенными санитарно-гигиеническими комнатами.
3. Применение тарифов
При исчислении платы за услуги по перевалке грузов накатным вариантом общая масса автотранспортного средства определяется с учетом массы перевозимого груза на основании транспортно-экспедиторских документов, сопровождающих груз.
Указанный Приказ №38 размещен на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) – 12 октября 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/) – 16 октября 2020 года.
Приложение 1 - Предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт»
Каботажные, экспортно-импортные грузы
Перевалка грузов (накатный вариант) (тариф, руб. без НДС)
1. Автотехника (накатный вариант):
1.1. общей массой до 5 т - прямой вариант -1651,0 руб.;
1.2. общей массой свыше 5 т - прямой вариант - 5327,0 руб.;
2. Мотоциклы - прямой вариант - 1200,0 руб.
Перевалка грузов (крановый вариант)
3. Груз навалом
- прямой вариант - 450,0 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 550,0 руб.;
- прямой вариант - 450,0 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 550,0 руб.;
5. Грузы в биг-бегах
- прямой вариант - 422,4 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 549,6 руб.;
6. Грузы в ящиках и без упаковки:
6.1. до 1500 кг
- прямой вариант – 1010,0 руб.;
- с внутрипортовым перемещением -1292,8 руб.;
6.2. свыше 1500 кг
- прямой вариант – 1510,0 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 2186,5 руб.;
7. Рельсы, трубы, прокат, металлоконструкции до 12 м
- прямой вариант – 748,8 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 1058,0 руб.;
8. Длинномерные грузы свыше 12 м
- прямой вариант – 1130,5 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 1463,0 руб.;
9. Тяжеловесные грузы свыше 20 т
- прямой вариант – 1928,5 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 2793,0 руб.;
10. Объемный груз (куб. м)
- прямой вариант – 867,1 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 1255,9 руб.;
11. Автотехника:
11.1. общей массой до 5 т
- прямой вариант – 4322,5 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 5852,0 руб.;
11.2. общей массой свыше 5 т
- прямой вариант – 5685,8 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 7647,5 руб.;
12. Контейнеры груженые:
12.1. 10, 20-футовые
- прямой вариант – 5617,2 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 7488,0 руб.;
12.2. 30, 40-футовые
- прямой вариант – 6926,4 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 9235,2 руб.;
13. Контейнеры порожние:
13.1. 10, 20-футовые
- прямой вариант – 3012,1 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 3947,9 руб.;
13.2. 30, 40-футовые
- прямой вариант – 3457,5 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 4531,7 руб.;
14. Контейнеры рефрижераторные груженые:
14.1. 10, 20-футовые
- прямой вариант – 6739,2 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 8985,6 руб.;
14.2. 30, 40-футовые
- прямой вариант – 8311,2 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 10984,8 руб.;
15. Контейнеры рефрижераторные порожние:
15.1. 10, 20-футовые
- прямой вариант – 5046,0 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 6614,4 руб.;
15.2. 30, 40-футовые
- прямой вариант – 5046,0 руб.;
- с внутрипортовым перемещением - 6614,4 руб.
Приложение 2 – Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Хомский морской торговый порт».
1. Общие положения.
1.1. Тарифы применяются для расчетов за услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее - Порт).
1.2. Применение тарифов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.3. Тарифы являются предельными максимальными.
1.4. Порт вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального уровня.
1.5. Тарифы указаны без учета налога на добавленную стоимость.
1.6. Классификация тарифов:
1.6.1. В зависимости от способа перевалки грузов тарифы подразделяются на группы:
- накатный вариант;
- крановый вариант.
1.6.2. В зависимости от схемы перевалки грузов при перевалке крановым вариантом тарифы подразделяются на группы:
- прямой вариант (транспортное средство - транспортное средство);
- с внутрипортовым перемещением (транспортное средство - склад - транспортное средство).
2. Перечень операций, стоимость которых включена в предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов
2.1. Перевалка грузов, следующих на паром, накатным вариантом.
2.1.1. Документальное оформление приема груза.
2.1.2. Следование автотранспортного средства от КПП Порта до парома, включая места временной стоянки, сроком до 12 часов.
2.1.3. Сопровождение автотранспортного средства сотрудниками Порта.
2.1.4. Предоставление бытовых помещений с обустроенными санитарно-гигиеническими комнатами.
2.2. Перевалка грузов, прибывающих на пароме, накатным вариантом.
2.2.1. Доставка водителей автотранспортных средств, сопровождающих экспедиторов до места оплаты услуг Порта и обратно.
2.2.2. Документальное оформление приема груза.
2.2.3. Следование автотранспортного средства от парома до выезда с территории Порта, включая места временной стоянки, сроком до 12 часов.
2.2.4. Сопровождение автотранспортного средства сотрудниками Порта.
2.2.5. Предоставление бытовых помещений с обустроенными санитарно-гигиеническими комнатами.
2.3. Перевалка грузов (с моря) крановым вариантом по прямому варианту.
2.3.1. Освобождение грузов от крепления в транспортных средствах (за исключением специальных креплений).
2.3.2. Выгрузка грузов из судов и погрузка в транспортные средства.
2.3.3. Документальное оформление приема груза.
2.3.4. Прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза.
2.3.5. Крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах (в соответствии с общими и специальными правилами перевозки грузов или техническими условиями погрузки и крепления грузов), исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, дополнительное крепление и сепарирование.
2.3.6. Составление обязательного комплекта транспортных документов и передача его грузовладельцу.
2.3.7. В случае отказа грузовладельца или его представителя от каких-либо операций, стоимость которых включена в тариф, величина тарифа не изменяется.
2.4. Перевалка грузов (с моря) крановым вариантом с внутрипортовым перемещением.
2.4.1. Освобождение грузов от крепления в транспортных средствах (за исключением специальных креплений).
2.4.2. Выгрузка грузов из судов на причал, с их укладкой, при необходимости, на площадках.
2.4.3. Документальное оформление приема груза.
2.4.4. Подвозка грузов из зоны выгрузки до склада.
2.4.5. Внутрискладское перемещение грузов в Порту.
2.4.6. Зачистка (уборка) складских помещений и территории Порта (за исключением очистки от загрязняющих грузов).
2.4.7. Прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза.
2.4.8. Подвозка грузов от складов к зоне погрузки в транспортные средства.
2.4.9. Погрузка грузов, находящихся в зоне погрузки, в транспортные средства.
2.4.10. Крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах (в соответствии с общими и специальными правилами перевозки грузов или техническими условиями погрузки и крепления грузов), исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, дополнительное крепление и сепарирование.
2.4.11. Составление обязательного комплекта транспортных документов и передача его грузовладельцу.
2.4.12. Услуги Порта по обслуживанию движения грузов внутри Порта.
2.4.13. В случае отказа грузовладельца или его представителя от каких-либо операций, стоимость которых включена в тариф, величина тарифа не изменяется.
2.5. Перевалка грузов (на море) крановым вариантом по прямому варианту.
2.5.1. Освобождение грузов от крепления в транспортных средствах (за исключением специальных креплений).
2.5.2. Документальное оформление приема груза.
2.5.3. Выгрузка грузов из транспортных средств и погрузка в суда.
2.5.4. Прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза.
2.5.5. Крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах (в соответствии с общими и специальными правилами перевозки грузов или техническими условиями погрузки и крепления грузов), исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, дополнительное крепление и сепарирование.
2.5.6. Составление обязательного комплекта транспортных документов и передача его грузовладельцу.
2.5.7. В случае отказа грузовладельца или его представителя от каких-либо операций, стоимость которых включена в тариф, величина тарифа не изменяется.
2.6. Перевалка грузов (на море) крановым вариантом с внутрипортовым перемещением.
2.6.1. Освобождение грузов от крепления в транспортных средствах (за исключением специальных креплений).
2.6.2. Документальное оформление приема груза.
2.6.3. Выгрузка грузов из транспортных средств в зону выгрузки, с их укладкой, при необходимости, на площадках.
2.6.4. Подвозка грузов из зоны выгрузки до склада.
2.6.5. Внутрискладское перемещение грузов в Порту.
2.6.6. Зачистка (уборка) складских помещений и территории Порта (за исключением очистки от загрязняющих грузов).
2.6.7. Прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза.
2.6.8. Подвозка грузов из складов Порта до борта судна.
2.6.9. Погрузка грузов, находящихся в зоне погрузки, на судно.
2.6.10. Крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах (в соответствии с общими и специальными правилами перевозки грузов или техническими условиями погрузки и крепления грузов), исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, дополнительное крепление и сепарирование.
2.6.11. Составление обязательного комплекта транспортных документов и передача его грузовладельцу.
2.6.12. Услуги Порта по обслуживанию движения грузов внутри Порта.
2.6.13. В случае отказа грузовладельца или его представителя от каких-либо операций, стоимость которых включена в тариф, величина тарифа не изменяется.
2.7. По дополнительным заявкам заказчика возможно оказание на возмездной основе иных услуг, не перечисленных выше.
3. Применение предельных максимальных тарифов
3.1. Определение предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов:
3.1.1. Определение предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов производится в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов согласно Приложению 1 к настоящему приказу.
3.1.2. По грузам, не подходящим под приведенную в Приложении 1 к настоящему приказу классификацию, применяются максимальные тарифы, предусмотренные для грузов с аналогичными транспортно-технологическими свойствами.
3.2. Количество грузов, принимаемое для расчетов, определяется:
3.2.1. При накатном варианте общая масса автотранспортного средства определяется с учетом массы перевозимого груза на основании перевозочных документов.
3.2.2. При крановом варианте - на основании данных перевозочных документов и соответствующих актов, составляемых в процессе транспортировки и приема-передачи груза, а также по клиентским справкам.
При исчислении платы за перевалку грузов используется одна из следующих расчетных единиц количества груза: метрическая тонна, кубический метр, количество единиц.
Масса груза по отдельной отправке менее 100 кг принимается к расчету как 100 кг.
Масса груза каждого наименования, сданного в количестве до 10 т включительно, округляется до 100 кг, считая неполные 100 кг за 100 кг, а масса груза каждого наименования, сданного в количестве более 10 т, округляется до полной тонны, считая неполную тонну за полную тонну.
Кубические метры по каждому наименованию грузов округляются до целых кубических метров, считая неполный кубический метр за полный.
Округление массы (объема) производится по каждому коносаменту (накладной).
3.2.3. К расчету принимается масса груза брутто с учетом тары и дополнительных приспособлений и оборудования, используемых при перевозке.
3.3. Стоимость перевалки грузов определяется путем умножения тарифа на количество груза, вне зависимости от количества произведенных Портом операций, указанных в Разделе 2.
3.4. При предоставлении услуги по перевалке грузов плата за предоставление причалов дополнительно к плате за перевалку грузов не взимается.
Приказ РЭК Сахалинской области от 13 ноября 2020 года №46 опубликован на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) – 13 ноября 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 18 ноября 2020 года.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях).
Абзацем вторым пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) постановлено: Правительству Российской Федерации определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление №239) утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с названным Перечнем государственному регулированию среди прочих подлежит перевалка грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
Федеральный закон от 08 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (здесь и далее в редакции от 08.12.2020) (далее – Федеральный закон №261-ФЗ) регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
Под перевалкой грузов в Федеральном законе №261-ФЗ понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (пункт 9 части 1 статьи 4).
В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 19 июня 2007 года №115-па (в редакции от 21 февраля 2020 года) «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов и надбавок и признании утратившими силу некоторых актов Губернатора Сахалинской области и администрации Сахалинской области» в Сахалинской области осуществляется государственное регулирование тарифов и надбавок на перевалку грузов в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) утвержден приказом Федеральной службы по тарифам России от 24 июня 2009 №135-т/1 (далее – Порядок №135-т/1).
Глава 3 Порядка №135-т/1 определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 28 Порядка №135-т/1 рассмотрение вопросов по установлению (изменении) тарифов осуществляется органами регулирования на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе Федеральной службы по тарифам.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13 июля 2020 года №643/20, вступившим в действие с 18 сентября 2020 года, Холмский морской торговый порт включен в Перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов РЭК Сахалинской области осуществлено государственное регулирование субъекта естественной монополии – ПАО «Холмский морской торговый порт» путем принятия оспариваемого Приказа №38.
Согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года №244 «Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области» региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 1.1), в том числе устанавливает тарифы на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (подпункт 3.6.10 Положения). Согласно подпункту 3.7.1 указанного Положения в области регулирования деятельности естественных монополий осуществляет государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.8, 5.9 указанного Положения, в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек.
Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.
Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.
Как следует из тарифного дела и иных материалов, поводом для рассмотрения РЭК Сахалинской области вопроса об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт» послужило включение Холмского морского порта в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. №239, а также обращение ПАО «Холмский морской торговый порт» об установлении вышеуказанного тарифа на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».
Согласно протоколу заседания правления от12 октября 2020 года №1 РЭК Сахалинской области в составе шести из семи членов правления, установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт» (Приложение 1) и Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт» (Приложение 2), Приказ №38 размещен на официальном сайте РЭК Сахалинской области и интернет-портале правовой информации.
Поскольку административный истец отказался от требований в части признания недействующими пунктов 2.1.2 и 2.2.3 Раздела 2 Приложения 2 Приказа №38 и производство в указанной части прекращено (определение от 29 марта 2021 года), судом данные пункты не рассматриваются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят РЭК Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в установленной форме, с соблюдением процедуры его принятия.
Обосновывая заявленные требования, истец настаивает на том, что пункты 2.1, 2.1.3, 2.2., 2.2.4 Раздела 2 Приложения 2 к оспариваемому Приказу №38 противоречат пункту 7 части 1, пункту 9 части 2 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ, пункту 16 Правил допуска на объекты транспортной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» (далее – Правила №1638), подпункту 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с созданием не равных условий для осуществления деятельности в морском порту и ограничением круга автотранспортных средств, для которых установлены тарифы.
В соответствии с пунктом 7 части 1, пунктом 9 части 2 статьи 8 Федерального закона №261-ФЗ государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения равных условий для осуществления деятельности в морском порту и осуществляется посредством создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах.
В силу пункта 16 Правил №1638 лица, обладающие разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, допускаются на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры только в сопровождении работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Оспариваемым Приказом №38 установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт», в зависимости от способа перевалки грузов (накатный и крановый варианты), от схемы перевалки – прямой вариант (транспортное средство – транспортное средство), с внутрипортовым перемещением (транспортное средство – склад – транспортное средство) и от вида груза (Приложение 1).
Раздел 2 Приложения 2 содержит перечень операций, стоимость которых включена в предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов. Накатный вариант перевалки грузов технически возможен в условиях порта только на паром либо с него. Для того чтобы осуществить погрузку груза на судно необходим кран.
Действующим законодательством под перевалкой грузов понимается комплексный процесс, включающий в себя вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Судом установлено, в настоящее время ПАО «Холмский морской торговый порт» по техническим возможностям может осуществлять услуги по перевалке грузов только накатным и крановым способом.
Из изложенного следует, что все действия, включенные в процесс перевалки грузов, неразрывно связаны между собой, являются необходимым элементом осуществления перевалки в морском порту, предоставляются грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), перевозчику, экспедитору либо иным физическим или юридическим лицам, пользующимся услугой по перевалке грузов в зависимости от способа и схемы перевалки, в этой связи оснований для вывода о создании неравных условий при установлении тарифов не имеется.
Государственное регулирование тарифов для отдельной операции, в частности: проезд по территории порта до места погрузки (выгрузки) или от склада до КПП, как указывает административный истец, без связи с перевалкой грузов, действующим законодательством не предусмотрено.
Следует учитывать и то, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры I категории обязаны обеспечить сопровождение транспортных средств, следующих на объект транспортной инфраструктуры, работниками сил обеспечения транспортной безопасности, что следует из Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638.
В этой связи оснований согласиться с доводами административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, не имеется.
Оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку не распространяет свое действие на деятельность Общества, так как ПАО «Холмский морской торговый порт» не оказывает административному истцу комплексную услугу по перевалке грузов. ООО «Трансбункер-Холмск» осуществляет перевалку нефтепродуктов самостоятельно, с использованием своего оборудования и техники, на территории, которая находится у Общества в пользовании, а затем вывозятся административным истцом на своих автотранспортных средствах по территории морского порта Холмск на основании заключенного с ПАО «Холмский морской торговый порт» договора «Об оказании услуг по предоставлению объектов транспортной инфраструктуры» от 21 декабря 2020 года №31/2020.
Для признания незаконным обжалуемого административным истцом Приказа №38 необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения его прав и законных интересов и несоответствие оспариваемого акта закону.
Между тем судом не установлено и ООО «Трансбункер-Холмск» не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми положениями Приказа №38, который не создает для Общества никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности, а также не возлагает на административного истца никаких обязанностей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 12 октября 2020 года №38 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые публичным акционерным обществом «Холмский морской торговый порт» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 02 июня 2021 года.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая