ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/2022 от 16.02.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-9/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2022 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.

с участием прокурора Гурьевой Е.А.,

представителей административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3, административного ответчика – Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 9 апреля 2021 г. № 12-т/1 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2024 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново»,

УСТАНОВИЛ:

решением Ивановского областного суда от 9 ноября 2020 г. по административному делу № 3а-83/2020, вступившим в законную силу 11 февраля 2021 г. в соответствии с Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции №66а-811/2021, признано недействующим со дня принятия постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) от 20 декабря 2019 г. № 59-т/5 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2024 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в части установленных для Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (<адрес>) на 2020 - 2024 годы (приложение 1); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (<адрес>) на 2020 - 2024 годы (приложение 2); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (<адрес>) на 2020 - 2023 годы (приложение 4); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (<адрес>), на 2020 - 2023 годы (приложение 5).

Основанием для признания нормативного правового акта недействующим послужили выводы суда о неправильном расчете регулирующим органом необходимой валовой выручки (НВВ) на 2020 г. в части расходов по статьям «Амортизационные отчисления», «Расчетная предпринимательская прибыль».

В связи с этим Департамент энергетики и тарифов Ивановской области обязан судом принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.

Во исполнение решения суда Департаментом принято постановление № 12-т/1 от 9 апреля 2021 г. «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2024 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» (далее – Постановление № 12-т/1), которым установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» <адрес>:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (руб./Гкал, без НДС) (приложение 1):

1 полугодие 2 полугодие

2020

1935,22

1958,48

2021

1717,01

2578,13

2022

1817,80

1842,99

2023

1712,15

1738,15

2024

1738,15

2270,17

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (руб./Гкал, без НДС) (приложение 2):

2020

2676,37

2706,80

2021

2493,05

3412,91

2022

2570,52

2631,12

2023

2483,61

2522,18

2024

2522,18

2919,43

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 22 октября 2021 г. № 46-т/5 (в редакции от 28 января 2022 г.) «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022 - 2023 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2022 - 2024 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» с 1 января 2022 г. признаны утратившими силу в том числе и указанные приложения 1 и 2 к Постановлению № 12-т/1.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» (далее – Общество, регулируемая организация) 29 декабря 2021 г. обратилось в Ивановский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании просит признать недействующим Постановление № 12-т/1 в части установленных для Общества на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (приложение 1), и для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в <адрес> (приложение 2).

Административный истец считает неправомерным исключение из состава необходимой валовой выручки 2021 г. суммы 31 010,979 тыс. руб. по статье сметы затрат «операционные расходы» по результатам деятельности Общества за 2017 – 2019 г.г. и полагает, что разница между утвержденным в тарифе размером операционных расходов и фактическими операционными расходами является экономией операционных расходов организации, подлежащей учету в НВВ на следующий долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктами 66 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и 43 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с учетом выполнения организацией всех своих обязательств в регулируемый период 2017-2019 г.г., в частности, показателей надежности и утвержденной ремонтной программы, а также указывает на то, что Департамент в нарушение абзаца 7 пункта 43 Методических указаний не произвел самостоятельный расчет экономии операционных расходов по форме приложения 5.5.

В судебных заседаниях представители административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали заявленные требования по доводам административного искового заявления.

Представители административного ответчика ФИО4, ФИО6 административный иск не признали, изложив свои возражения в письменном отзыве (т.1 л.д.53-56), пояснив, что в рамках корректировки долгосрочных тарифов на 2021 - 2024 г.г. орган регулирования осуществил оценку деятельности регулируемой организации за предыдущий долгосрочный период регулирования (2017 - 2019 гг.), определил сумму экономически необоснованных доходов, полученных организацией по статьям операционных расходов, и произвел исключение необоснованного дохода из НВВ Общества. При этом оснований для включения в НВВ на 2021 г. образовавшейся разницы между предусмотренным в тарифе уровнем операционных расходов и фактически понесенными административным истцом операционными расходами в качестве экономии средств, подлежащей сохранению за регулируемой организацией, Департамент не установил, поскольку регулируемой организацией не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемая разница обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организации в указанный период. Кроме того, в рамках тарифной заявки ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» не заявляло право на включение в НВВ экономии, определенной в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащей учету в текущем долгосрочном периоде регулирования, и не представляло соответствующий расчет экономии.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и материалы дела об установлении тарифов, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующим выводам.

ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» осуществляет регулируемую деятельность по производству, передаче и сбыту тепловой энергии потребителям на территории <адрес>, имеет статус единой теплоснабжающей организации.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в «Собрании законодательства Ивановской области» и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

Оспариваемое Постановление от 9 апреля 2021 г. № 12-т/1 было опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 14 апреля 2021 г.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.

Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 (далее по тексту – Основы ценообразования и Правила регулирования), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее по тексту – Методические указания № 760-э).

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

Соблюдение названных общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (где свободное ценообразование по тем или иным причинам невозможно) достигается, в частности, применением государственного регулирования цен на соответствующие товары и услуги.

Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов (подпункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.

В силу пунктов 11, 12 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности; определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.

Согласно пункту 33 Методических указаний № 760-э при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования. К долгосрочным параметрам регулирования относится базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов с применением указанного метода включает в себя текущие расходы, в которые входят операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, а также амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункты 57, 71 Основ ценообразования).

Порядок расчета долгосрочных тарифов с применением метода индексации предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом НВВ, установленной до начала долгосрочного периода регулирования, в целях корректировки тарифов (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний № 760-э).

Согласно пункту 9 Основ ценообразования, пункту 13 Методических указаний № 760-э органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Размер уточненной (скорректированной плановой) НВВ рассчитывается по формуле (20) Методических указаний как сумма скорректированных операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли, а также величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенной в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний.

Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).

Оспариваемое Постановление № 12-т/1 от 9 апреля 2021 г., которым, в том числе, в системе теплоснабжения г Заволжск утверждены тарифы на 2020 - 2024 г.г., принято во исполнение вступившего к этому моменту в законную силу решения Ивановского областного суда от 9 ноября 2020 г. по делу 3а-83/2020, признавшего недействующим постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 59-т/5 от 20 декабря 2019 г., которым тарифы были установлены на долгосрочный период 2020 - 2024 г.г.

В указанных целях Департамент определил величину отклонения уточненного планового размера спорных статей затрат и учел ее в качестве экономически обоснованных расходов, образовавшихся вследствие неполного учета в 2020 г. сумм амортизационных отчислений и расчетной предпринимательской прибыли, в необходимой валовой выручке Общества, восстановив таким образом ранее нарушенные права регулируемой организации. В указанной части Постановление № 12-т/1 административным истцом не оспаривается.

Одновременно Постановлением № 12-т/1 с 9 апреля 2021 г. признаны утратившими силу приложения 1, 2, 4, 5 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 67-т/1 от 8 декабря 2020 г., которым до вступления решения суда в законную силу была произведена корректировка долгосрочных тарифов для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» (<адрес>) на 2021 - 2024 г.г. в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования. Данное постановление административным истцом в судебном порядке не оспаривалось.

При принятии указанного Постановления № 67-т/1 от 8 декабря 2020 г. в рамках корректировки долгосрочных тарифов на 2021 - 2024 г.г. Департамент осуществил оценку регулируемой деятельности за предыдущий долгосрочный период регулирования (2017-2019 гг.) и определил сумму экономически необоснованных доходов, полученных организацией по статьям операционных расходов. В течение долгосрочного периода регулирования (2017 - 2019 гг.) такая оценка не проводилась, операционные расходы учитывались в составе НВВ согласно формуле 10 Методических указаний № 760-э.

Порядок расчета экономически необоснованных доходов, образовавшихся вследствие снижения фактических операционных расходов над учтенными в тарифах в долгосрочном периоде 2017 - 2019 г.г., изложен в пункте 10 экспертного заключения от 8 декабря 2020 г. (стр. 52).

При принятии оспариваемого Постановления № 12-т/1 Департамент не проводил повторную экспертизу экономически необоснованных доходов по статьям «операционных расходов», поскольку они уже определены в экспертном заключении от 8 декабря 2020 г. Экспертное заключение от 9 апреля 2021 г. к оспариваемому Постановлению № 12-т/1 содержит ссылку на экспертное заключение от 8 декабря 2020 г.

Таким образом, в рамках настоящего административного дела административным истцом Постановление № 12-т/1 от 9 апреля 2021 г. оспаривается в части произведенной корректировки долгосрочных тарифов на 2021 - 2024 г.г., которая ранее была закреплена в Постановлении № 67-т/1 от 8 декабря 2020 г., признанном утратившим силу с 9 апреля 2021 г. в связи с принятием оспариваемого постановления.

Несмотря на то, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 22 октября 2021 г. № 46-т/5 (в редакции от 28 января 2022 г.) в связи с очередной корректировкой долгосрочных тарифов с 1 января 2022 г. признаны утратившими силу, в том числе, и оспариваемые приложения 1 и 2 к Постановлению № 12-т/1, административный истец имеет право на обращение в суд, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части установленных тарифов на 2021 г. не перестал затрагивать права, свободы и законные интересы ООО «Газпром теплоэнерго Иваново».

Проверяя доводы административного истца о неправомерности исключения из состава необходимой валовой выручки ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» суммы 31 010,979 тыс. руб. по статье сметы затрат «операционные расходы» по результатам деятельности Общества за 2017 - 2019 г.г., суд приходит к следующему.

Как следует из содержания пункта 10 экспертного заключения от 8 декабря 2020 г., посвященного определению спорной суммы необоснованных доходов, Департамент руководствовался письмом Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2019 г. №ВК/61463/19 в адрес Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, в котором указано, что согласно пунктам 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка включает в себя операционные расходы, учитываемые в составе текущих расходов и определяемые в соответствии с пунктами 58-60 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Корректировка НВВ и долгосрочных тарифов, проводимая в соответствии с пунктами 49, 51, 52, 55 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. №760-э, предусматривает осуществление корректировки операционных расходов и фактических значений индексов потребительских цен и индексов изменения количества активов, т.е. без учета фактически понесенных регулируемой организацией расходов на оплату труда персонала, расходов на ремонт и иных расходов, относимых к операционным расходам, по данным бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации.

Вместе с тем в случае, если по итогам долгосрочного периода регулирования фактические операционные расходы по отчетным данным регулируемой организации меньше операционных расходов, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, и указанное снижение не является экономией средств в понимании пункта 66 Основ ценообразования, данная разница может быть исключена органом регулирования из НВВ регулируемой организации при установлении тарифов на очередной долгосрочный период регулирования как экономически необоснованные доходы в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования.

В случае выявления органом регулирования превышения фактических операционных расходов регулируемой организации над операционными расходами, учтенными при установлении тарифов в долгосрочном периоде регулирования, указанные расходы учитываются в НВВ регулируемой организации в следующем долгосрочном периоде регулирования в порядке, предусмотренном пунктом 13 Основ ценообразования при наличии экономического обоснования и документального подтверждения данными бухгалтерской и статистической отчетности.

Общая сумма необоснованных доходов, образовавшихся по статье расходов «Операционные расходы» по результатам деятельности 2017 - 2019 г.г., подлежащих исключению из НВВ, определена органом регулирования как разница между операционными расходами, учтенными экспертной группой при установлении долгосрочных тарифов, и фактическими операционными расходами ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в 2017 - 2019 г.г.

При этом фактические расходы ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» определены по формуле 27 Методических указаний №760-э, что соответствует пункту 56 Методических указаний, согласно которому операционные расходы, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, определяются по формуле 27, то есть с учетом базового уровня операционных расходов, установленных на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний, и фактических индексов изменения потребительских цен.

Департамент применил в расчете базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период 2017 - 2019 г.г. в приложении 8 к постановлению Департамента от 14 декабря 2016 г. № 120-т/8 (в системе теплоснабжения <адрес>).

Спорная сумма необоснованных доходов за регулируемый период 2017 – 2019 г.г. сложилась следующим образом:

Наименование расхода

Факт ТСО

тыс. руб.

Факт Департамента (по Методике), тыс. руб.

Сумма необоснованных доходов, тыс. руб.

Операционные (подконтрольные) расходы, в том числе:

80 264,840

110 894,790

31 010,979

Расходы на приобретение сырья и материалов

1 020,724

1 887,856

867,132

Расходы на ремонт основных средств

2 729,487

2 177,4860

-552,000

Расходы на оплату труда

50 902,777

73 681,322

22 778,544

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера по договорам со сторонними организациями

16 657,206

18 743,202

2 085,996

Расходы на оплату иных работ и услуг по договорам с организациями

1 287,412

2 928,648

1 641,237

Расходы на служебные командировки

0,538

83,947

83,409

Расходы на обучение персонала

170,982

477,152

306,170

Лизинговый платеж

110,327

3 763,774

3 653,446

Другие расходы

7 384,585

7 151,403

147,044

в том числе не признанные экономически-обоснованными:

380,226

-

-

Добровольное страхование автотранспорта

49,363

-

-

Расходы на лицензии и ПО (расходы по использованию товарного знака)

330,863

-

-

С целью сглаживания уровней тарифов на тепловую энергию в будущих периодах Экспертной группой принято решение исключить сумму необоснованных доходов, образовавшихся вследствие применения формул Методических указаний по статье расходов «Операционные расходы» по результатам 2017 - 2019 г.г., подлежащих исключению из НВВ, в следующих размерах, тыс. руб.:

Сумма необоснованных доходов – всего, в том числе:

31 010,979

2021

10 336,993

2022

10 336,993

2023

10 336,993

Как следует из содержания административного искового заявления и пояснений представителей административного истца, данные, указанные в таблицах 10.1, 10.2 экспертного заключения от 8 декабря 2020 г., административным истцом не оспариваются, претензий к определенному Департаментом уровню фактических операционных расходов за 2017 - 2019 г.г. не высказано.

При этом, как видно из приведенных таблиц и не оспаривалось административным истцом в судебном заседании, основная статья затрат, по которой произошло существенное снижение фактических операционных расходов (переизбыток средств) по данным ТСО, - это расходы на оплату труда.

При этом доводы административного истца о том, что определенная органом регулирования величина является экономий операционных расходов, которая должна быть сохранена за организацией в соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования и 43 Методических указаний, представляются основанными на неправильном толковании законодательства в области тарифного регулирования.

Согласно пункту 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.

Пункт 66 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусматривает, что экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с Основами ценообразования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.

Согласно пункту 43 Методических указаний № 760-э экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, вышеприведенные нормы допускают учет в необходимой валовой выручке на будущие периоды запланированных, но не потраченных организацией средств, но только если такая экономия обусловлена повышением эффективности деятельности этой организации при выполнении ей взятых на себя обязательств.

Системный анализ приведенных нормативных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в теплоснабжении, в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.

Между тем, фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации.

Административный истец считает, что исполнение программы текущих и капитальных ремонтов, учтенной при установлении тарифов, признается исполнением обязательств теплоснабжающей организации и позволяет сохранить экономию операционных расходов.

Вместе с тем в материалах тарифного дела ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» отсутствуют документы, подтверждающие точное исполнение запланированных мероприятий, как и обоснование возникшей экономии. Копия ремонтной программы с планом конкретных мероприятий, разработанная на 2017-2019 гг., под цифры, учтенные в утвержденных тарифах на 2017 - 2019 гг., в материалы тарифного дела на 2021 г. не представлена, с Департаментом не согласовывалась. В качестве подтверждающих документов фактических расходов по статье «Расходы на ремонт» приобщены карточки счета 20 за 2019 г. (стр. 335-360 тарифного дела), которые отражают списание материалов в производство, при этом содержат лишь перечень материалов и не позволяют идентифицировать исполнение конкретных работ, проведенных в котельных теплоснабжающей организации.

В материалах тарифного дела отсутствует документальное подтверждение выполнения конкретных мероприятий, с которыми ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» связывает возникшую экономию операционных расходов за прошлые периоды.

Таким образом, является обоснованным решение регулирующего органа об отсутствии оснований для включения в НВВ Общества на 2021 г. образовавшейся разницы между предусмотренным в тарифе уровнем операционных расходов и фактически понесенными административным истцом операционными расходами в качестве экономии средств, поскольку регулируемой организацией не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемая разница обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организации в указанный период.

По своей сути спорная сумма складывается из операционных расходов, учтенных при установлении тарифов, которые не были понесены Обществом в период регулирования.

В этой связи Департамент правомерно не рассматривал сокращение операционных расходов в качестве такой экономии и не отражал в экспертном заключении обоснование не учета экономии.

Кроме того, необходимо отметить, что в рамках тарифной заявки ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» не заявляло право на включение в НВВ экономии, определенной в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащей учету в текущем долгосрочном периоде регулирования, и не представляло соответствующий расчет экономии, выполненный в соответствии с Методическими указаниями (т. 1 стр. 11 материалов дела на 2021- 2024 гг., пункт 2.10.), пояснительная записка не содержит на этот счет никаких обоснований.

В этой связи следует согласиться с доводами Департамента, что в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), а не самостоятельный расчет расходов.

Указание административного истца на абзац 7 пункта 43 Методических указаний №760-э, предусматривающий, что орган регулирования рассчитывает экономию операционных расходов и экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в соответствии с приложениями 5.5, 5.6, 5.7 к настоящим Методическим указаниям, не может быть принято во внимание, поскольку орган регулирования обоснованно не усмотрел оснований для признания сокращения операционных расходов в предыдущем долгосрочном периоде экономией средств, подлежащей учету в текущем долгосрочном периоде регулирования.

В свете изложенного, исключение органом регулирования необоснованного дохода в течение предыдущего периода регулирования в 2017 - 2019 г.г. основано на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Таким образом, установленное оспариваемым постановлением Департамента нормативное регулирование соответствует требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, тарифы установлены с учетом принципа экономической обоснованности, экономические интересы административного истца не нарушены, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

Решение суда принято в окончательной форме 3 марта 2022 г.