ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/2022 от 18.04.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000524-67

Дело № 3а-9/2022 (3а-950/2021;)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.,

при секретаре Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,

представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Саркисян Д.Г., действующей на основании доверенностей, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Пермскому краю Хохряковой Н.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Костиной Нины Геннадьевны о признании не действующими со дня принятия пункты 2286, 2328 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п» «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пунктов 375, 3411 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1131 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

У С Т А Н О В И Л:

На основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года №141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п). Нормативный правовой акт опубликован 04 декабря 2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 2286 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п включено здание с кадастровым номером **431, расположенное по адресу: ****.

Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п).

Нормативный правовой акт опубликован 03 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, часть 2, а также размещен 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 3411 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п включено здание с кадастровым номером **431, расположенное по адресу: ****.

Костина Н.Г. обратилась в Пермский краевой суд к с административным иском о признании не действующими со дня принятия пункт 1131 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 2286, 2328 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», и пункты 375, 3411 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером **597, расположенное в здании с кадастровым номером **367, наименование: теплая стоянка, общей площадью 3 410,7 кв.м. по адресу: ****.

Вместе с тем, как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 25 марта 2021 года № 4877-2.7 в ходе анализа сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, Управлением установлено, что кадастровым инженером, подготовившим технический план от 17 июня 2016 года в результате образования помещений при проведении кадастровых работ допущена реестровая ошибка – неверно установлена связь со зданием с кадастровым номером **367. По результатам анализа технической документации выявлено, что помещения с кадастровыми номерами **597, **598, **599 не могут входить в здание с кадастровым номером **367, поскольку конфигурация здания не соответствует конфигурации помещений в нем, помещения фактически находятся в здании, ранее поставленном на кадастровый учет с кадастровым номером **431. При этом, данное здание, согласно сведениям ЕГРН имеет адрес: ****, которое по результатам обследования было снято Управлением с кадастрового учета 21 марта 2019 года.

Считает, что включение в оспариваемые Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы объекта недвижимости, в состав которого входит нежилое помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности, является незаконным и необоснованным, поскольку здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечни противоречит статье 378.2 НК РФ, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

Определением Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года производство по административному делу по административному иску Костиной Нины Геннадьевны в части признания не действующими со дня принятия пункт 2328 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 375 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1131 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» прекращено, судом установлено, что требования, заявленные в административном иске об оспаривании административным истцом нормативных правовых актов Правительства Пермского края, определяющих перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020, 2021 годы в части включения в них здания с кадастровым номером **367 в данном случае не может затрагивать права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

Административный истец Костина Н.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Саркисян Д.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагает, что сведения Единого государственного реестра недвижимости в части наименования спорного здания с кадастровым номером **431 «административное здание» свидетельствует о соответствии объекта недвижимости критериям, предусмотренным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» и является достаточным основанием для включения здания в соответствующие Перечни. Также пояснила, что на момент формирования оспариваемых Перечней объект не имел привязку к земельному участку.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Хохрякова Н.А., присутствующая в судебном заседании 14 апреля 2022 года до объявления перерыва, разрешение требований, изложенных в административном иске, оставила на усмотрение суда. Пояснила, сто принадлежащее административному истцу нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером **431, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером **601. Связь помещения со зданием с кадастровым номером **367, установленная в сведениях ЕГРН, является реестровой ошибкой, которая в настоящее время не устранена. Здание с кадастровым номером **367 является дублем здания с кадастровым номером ** и подлежит снятию с кадастрового учета после устранения реестровой ошибки в части связи нежилых помещений с указанным зданием.

Заинтересованные лица ЗАО «Черновская ПМК-14», Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, УФНС России по Пермскому краю, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Д1. в лице её законного представителя Д2., З1., З2. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Пермскому краю, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 4 и 6 пункта 1 названной статьи).

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 5 марта 2022 года (исх-21-26/127-2022) следует, что при анализе воспроизведенных на публичной кадастровой карте сведений о земельном участке с кадастровым номером **601 можно сделать вывод, что находящееся в его границах здание соответствует объекту с кадастровым номером **431, а не объекту с кадастровым номером **367. Кроме того, в ЕГРН также содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером **515, расположенном по адресу: **** объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **120. Исходя из анализа технической документации на здание с кадастровым номером **367 и здание с кадастровым номером **515, в том числе сравнения графических сведений в виде планов этажей, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сделан вывод, что указанные объекты являются одним и тем же объектом недвижимости. Кроме того, в своем ответе органом указано на наличие реестровой ошибки в части установления связи между помещениями **597, **598, **599 со зданием **367, а также в части установления связи здания с кадастровым номером **367 с земельным участком **601. При этом, в целях возможности установления корректной связи Управлением проведены работы по внесению сведений о здании с характеристиками, соответствующими объекту недвижимости с кадастровым номером **431, как о ранее учтенном объекте недвижимости. Зданию присвоен кадастровый номер **762. В административном деле также содержатся материалы реестрового дела №**762, в котором имеется служебная записка от 20 октября 2021 года №2.7-1422 «О необходимости внесения сведений о ранее учтенном здании в рамках рассмотрения обращения от 20 сентября 2021 года № 993-Ж», подтверждающая обстоятельства, изложенные ранее, в том числе необходимость установления корректной связи между объектами.

Из заключения, содержащегося в служебной записке от 28 декабря 2021 года №2.2-1311, следует, что в ходе работы с поручением Росреестра наличие реестровых ошибок подтвердилось, при анализе сведений ЕГРН, сопоставлении технической документации в отношении объектов недвижимости, указанных в поручении Росреестра, анализа данных публичной кадастровой карты было установлено следующее:

На земельном участке с кадастровым номером **601 находится здание, которое по своей конфигурации соответствует объекту с кадастровым номером **431 (ошибочно снятое с учета и восстановленное в рамках рассмотрения обращений Костиной Н.Г. с кадастровым номером **762). В указанном здании расположены помещения с кадастровыми номерами **597, **598, **599. Установлено, что в ЕГРН содержатся помещения с кадастровыми номерами **533, **542, у которых в настоящее время не установлена связь с родительским объектом, однако они также расположены в здании с кадастровым номером **431 (**762). Указанные объекты являются жилыми помещениями (квартирами), находятся в собственности физических лиц.

Кроме того, было выявлено, что объект недвижимости с кадастровым номером **367 является бесправным дублем объекта недвижимости с кадастровым номером **515, права на который зарегистрированы в ЕГРН. Объект с кадастровым номером **367 должен быть снят с государственного учета, однако это невозможно сделать до тех пор, пока он имеет актуальные связи с иными объектами недвижимости. Учитывая, что у здания **515 была установлена связь с земельным участком **120 по результатам кадастровых работ, можно сделать вывод о нахождении объекта с кадастровым номером **367 также на земельном участке с кадастровым номером **120. Таким образом, помещения с кадастровыми номерами **597, **598, **599, **533, **542 не могут входить в состав здания с кадастровым номером **367 (дубль объекта **515). В свою очередь здание с кадастровым номером **367 не может находится на земельном участке с кадастровым номером **601.

Таким образом, судом установлено, что принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером **597 на момент принятия оспариваемых Перечней было расположено в здании с кадастровым номером **431. Сведения ЕГРН о связи помещения административного истца со зданием с кадастровым номером **367 являются реестровой ошибкой.

Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п, а также Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года №756-п были утверждены сформированные Министерством перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы. Под пунктами 2286 и 3411 указанных Перечней соответственно включено здание, в котором находится помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности.

Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года, Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликованы на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года №223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие, что не оспаривается административным истцом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), спорный объект недвижимости, в котором находится помещение, принадлежащее административному истцу, значился как «административное здание», назначение «нежилое», общей площадью 3 172 кв.м. Исходя из выписки ЕГРН, имеющейся в материалах дела, следует, что объект на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не имел привязки к земельному участку. Вместе с тем, судом установлено, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов объект расположен на земельном участке с кадастровым номером **601.

В соответствии с ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 10 сентября 2021 года №01-15/01/3062 на дату принятия оспариваемых перечней земельный участок имел вид разрешенного использования «деловое управление».

Между тем, вид разрешенного использования земельного участка «деловое управление» не позволяет однозначно полагать, что на таком земельном участке возможно исключительно расположение объектов недвижимости, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным нормами Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющими отнести объект недвижимости с кадастровым номером **431, расположенном на данном земельном участке, к административно-деловому центру.

Кроме того, анализируя сведения о виде разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу, что предусмотренный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу здание, не предусматривает размещение именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, однозначным основанием для включения в Перечни спорного объекта вид разрешенного использования земельного участка являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены признаки здания, которое может быть признано предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, к которым относится наличие помещений, не менее 20 процентов общей площади, в соответствии со сведениями технического учета, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Исходя из содержания технического паспорта нежилого здания (строения) по адресу: ****, составленного по состоянию на 4 мая 2012 года следует, что здание имеет назначение «нежилое», использование «нежилое здание», площадь 1 261,1 кв.м. Разночтения относительно сведений о площади здания, содержащихся в указанном техническом паспорте с площадью здания, указанной в выписке из ЕГРН (3 172 кв.м.), вызваны ошибкой при внесении в государственный кадастр сведений. Характеристика со значение «3172», внесенная в сведения о площади объекта соответствует характеристике «строительный объем», содержащейся в разделе «Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели» технического паспорта от 4 мая 2012 года с инвентарным номером 267 и не является значением площади. Указанные обстоятельства следуют из служебной записки от 28 декабря 2021 года № 2.2 -1311. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания (строения), имеющего встроенные жилые помещения, помещения в здании имеют следующие назначения: «тамбур», «фойе», «кабинет», «туалет», «коридор», «архив», «комната», «сан.узел», «кухня», «лестничная клетка», «умывальная», «газовая котельная», «мойка», «подсоб. пом», «обеденный зал»

При этом указанные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Помещения с назначением «обеденный зал», «кухня» наименование которых могло бы позволить определить спорное здание объектом общественного питания, занимают площадь 91,8 кв.м., что составляет менее 20 процентов от общей площади спорного здания, следовательно, условиям, определенным пунктом 4 приведенной нормы, не соответствует.

Одно лишь назначение (наименование) здания «административное» без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3,4 и абзаце 3 пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, площадь которых составляет 20% площади здания, не достаточно для отнесения его к административно-деловому или торговому центру (комплексу).

Техническая документация на здание не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, ввиду отсутствия технических документов, подтверждающих возможность отнесения спорного объекта к административно-деловому центру или торговому центру по вышеназванным признакам, данный объект мог быть включен в оспариваемые Перечни на основании его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.

Осмотр спорного объекта по установлению обстоятельств фактического использования до принятия Перечней в установленном порядке не проводился, что не оспаривает в судебном заседании представитель Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.

Доказательства фактического использования объекта для целей делового, административного или коммерческого назначения, то есть: для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком в материалы дела не представлены.

Административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и не представил доказательств соответствия пунктов 2286, 3411 Перечней на 2018, 2019 гг. нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах следует признать, что объект недвижимости с кадастровым номером **431 в оспариваемые Перечни включен быть не мог, поскольку данный объект не расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривал бы размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также для использования в целях делового, административного и коммерческого назначения указанный объект недвижимости не предназначен и фактически в этих целях не используется.

Тот факт, что в сведениях ЕГРН отсутствует связь принадлежащего административному истцу помещения со зданием с кадастровым номером **431 не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска либо полагать об отсутствии нарушения прав административного истца в силу следующего.

Налогоплательщики обязаны оплачивать законно установленные налоги. Принимая во внимание положения п. 2 ст. 22 НК РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону, в отношении административного истца налог на имущество подлежит исчислению с учетом фактического расположения принадлежащего административному истцу помещения, поскольку сам по себе факт наличия в сведениях ЕГРН связи с иным объектом недвижимости, что является реестровой ошибкой, не может возлагать на административного истца обязанности по оплате налога в большем размере.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признании не действующим со дня принятия пункт 2286 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3411 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что заявленные административные исковые требования удовлетворены судом, то расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с административного ответчика в пользу истца в размере 600 рублей.

Кроме того, административным истцом заявлены также требования о присуждении с Правительства Пермского края в пользу административного истца расходов за нотариальное удостоверение доверенности в размере 1700 рублей.

В соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле.

В силу разъяснений, изложенных в абз. 3 п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» перечень судебных издержек, предусмотренный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не является исчерпывающим. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Судом установлено, что в материалы дела представлена копия нотариально удостоверенной доверенности, выданная Костиной Н.Г. на имя К.. Принимая во внимание, что данная доверенность выдана Костиной Н.Г. на представление ее интересов К. сроком на 1 год, предусматривает возможность представления интересов доверителя не только в суде, но и других организациях, в том числе по вопросам не связанным с судебной защитой в рамках настоящего административного дела, приходит к выводу о том, что указанные расходы не подлежат взысканию с ответчика, поскольку не свидетельствует о их несении непосредственно в связи с рассмотрением настоящего административного дела.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать не действующими со дня принятия пункт 2286 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермскогокрая от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3411 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Костиной Нины Геннадьевны расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 600 рублей. В удовлетворении требований Костиной Нине Геннадьевне о взыскании расходов по составлению доверенности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2022 года