ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/2023 от 01.09.2023 Магаданского областного суда (Магаданская область)

УИД 49OS0000-01-2023-000006-60 Дело № 3а-9/2023

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 сентября 2023 года город Магадан

Магаданский областной суд в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.С.,

при секретаре Мазыйкиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал» к департаменту цен и тарифов Магаданской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

департаментом цен и тарифов Магаданской области (далее – Департамент, тарифный орган) 25 марта 2022 года издан приказ № 2-ЖКК/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал» на 2019 – 2023 годы, утверждении производственных программ МУП города Магадана «Водоканал» (далее– МУП г. Магадана «Водоканал», Предприятие) в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019 – 2023 годы» (далее – Приказ № 2-ЖКК/4).

Нормативный правовой акт опубликован 5 апреля 2022 года на сайте сетевого издания областного государственного автономного учреждения «издательский дом «Магаданская правда» https://magadanpravda.ru/, а также 28марта 2022 года на официальном сайте Департамента https://deptarif.49gov.ru.

Решением Магаданского областного суда от 19 сентября 2022 года по административному делу № 3а-8/2022 признан недействующим со дня принятия пункт 2 «Водоотведение» Приложения № 1 «Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУПг.Магадана «Водоканал» на 2019 - 2023 годы» к Приказу № 2-ЖКК/4.

На Департамент возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на водоотведение для потребителей МУПг.Магадана «Водоканал» на 2019 - 2023 годы.

Приказом Департамента от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/67 внесены изменения в Приказ № 2-ЖКК/4 (далее – Приказ № 2-ЖКК/67).

Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2023 года на сайте сетевого издания областного государственного автономного учреждения «издательский дом «Магаданская правда» https://magadanpravda.ru/, а также 28ноября 2022 года на официальном сайте Департамента https://deptarif.49gov.ru/.

Приказом Департамента от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/68 внесены изменения в Приказ № 2-ЖКК/4 (далее – Приказ № 2-ЖКК/68).

Нормативный правовой акт опубликован 20 декабря 2023 года на сайте сетевого издания областного государственного автономного учреждения «издательский дом «Магаданская правда» https://magadanpravda.ru/, а также 28ноября 2022 года на официальном сайте Департамента https://deptarif.49gov.ru/.

МУП г. Магадана «Водоканал» обратилось в суд с административным иском к Департаменту о признании недействующим нормативного правового акта в части.

В обоснование административного иска указывает, что в соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Основы ценообразования) (в редакции, действующей до 5 февраля 2022 года), пунктами 28, 89, 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания) при корректировке необходимой валовой выручки (далее – НВВ) по результатам деятельности прошлых периодов регулирования амортизация в (i-2)- году () определяется исходя из фактического состава имущества в i-2 году по данным бухгалтерского учета.

Предприятие в установленном порядке по правилам бухгалтерского учета произвело начисление амортизации по услуге водоотведения за 2017 – 2021годы исходя из фактического состава имущества. Все необходимые в целях тарифного регулирования обосновывающие документы, материалы и информация представлены в материалы тарифного дела.

Утверждает, что Департамент занизил НВВ Предприятия по услуге водоотведения за 2019 – 2023 годы, исключив на основании пункта 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов) из НВВ за i-2 год в составе корректировки в нарушение вышеприведенных норм фактически начисленную амортизацию (за исключением вновь приобретаемых основных средств), указав на экономическую необоснованность такой амортизации, поскольку Предприятием не производилось расходование средств амортизационных отчислений на восстановление основных средств, а также на приобретение основных средств в размере равном фактически исчисленной амортизации.

Отмечает, что действующее тарифное законодательство и законодательство в сфере бухгалтерского учета не содержит нормативных положений, возлагающих на регулируемую организацию обязанность тратить ежегодные амортизационные отчисления в тот же год, в который они начислены, либо в иной ограниченный период, и не содержит запрета на накопление амортизации, являющейся источником мероприятий по восстановлению основных фондов и не являющейся в этой связи экономически необоснованными расходами регулируемой организации.

Полагает, что Департамент неправомерно не принял во внимание фактические расходы на строительство и восстановление основных средств, сославшись на то, что мероприятия по строительству и реконструкции основных средств в обязательном порядке необходимо осуществлять через утвержденную инвестиционную программу, поскольку действующее законодательство не содержит норм о включении средств амортизационных отчислений в состав регулируемых тарифов только в той части, в которой они являются источником мероприятий инвестиционной программы.

Указывает, что Департамент занизил НВВ Предприятия по услуге водоотведения в связи с неправильным применением расчетных показателей при определении фактической величины НВВ в (i-2) году, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных () в составе корректировки НВВ по результатам деятельности прошлых периодов регулирования ().

Отмечает, что в составе формулы 38 (пункт 95 Методических указаний) используется показатель, утвержденный и учтенный органом регулирования в i-2 году. Действующее законодательство в области ценообразования не содержит норм, которые позволяли бы учитывать в формулах расчета корректировки НВВ, формулах расчета отдельных показателей корректировки НВВ, исключенные регулятором по подпункту «а» пункта 16 Основ ценообразования экономически необоснованные доходы с отрицательным значением.

Приказом № 2-ЖКК/67 в составе корректировки 2020 года корректировка по результатам деятельности за 2018 год определена в размере 23360,02 тыс. руб., в составе корректировки 2022 года - за 2020 год определена в размере -29602,84 тыс. руб., что не соответствует утвержденному и учтенному в 2020 году. Этим же приказом в составе корректировки 2021 года корректировка по результатам деятельности за 2019 год определена в размере -39097,28 тыс. руб., при корректировке тарифа на 2023 год Приказом № 2-ЖКК/68 показатель определен в размере -61541,04 тыс. руб., что не соответствует утвержденному и учтенному в 2021году. В связи с эти НВВ Предприятия занижена в 2022 году на 52962,86 тыс. руб., в 2023 году на 22443,76 тыс. руб.

Кроме того, указывает, что Предприятием заявлен в тариф на 2023 год размер средств по статье «амортизация» по водоснабжению в размере 11811,86 тыс. руб., по водоотведению – 92712,08 тыс. руб. Объектом, построенным за счет бюджетных средств, являются очистные сооружения биологической очистки сточных вод в г. Магадане, годовая амортизация которых составляет 72599,71 тыс. руб. Амортизация по указанному объекту основных средств может быть включена в состав валовой выручки Предприятия в размере, учтенном в инвестиционной программе на капитальные вложения. Иных объектов основных средств, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, за счет бюджетных средств не имеется.

В соответствии с утвержденной приказом Департамента от 22 июля 2022 года № 2/2022-ИП инвестиционной программой МУП г. Магадана «Водоканал» Предприятием за счет средств амортизационных отчислений планируется осуществление капитальных вложений: по водоснабжению в размере 6987,46 тыс. руб., по водоотведению – 20742,37 тыс. руб.

Полагает, что в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования при установлении тарифа на водоснабжение на 2023 год включению в НВВ Предприятия подлежала амортизация по услуге водоснабжения в размере 11811,86 тыс.руб., а по услуге водоотведения - 40854,74 тыс.руб. (20112,37 тыс.руб. амортизация по объектам, не построенным за счет бюджетных средств + 20742,37 тыс. руб. амортизация очистных сооружений биологической очистки сточных вод в г. Магадане в целях выполнения мероприятий инвестиционной программы).

Между тем административный ответчик при корректировке тарифов по водоснабжению и водоотведению на 2023 год НВВ по статье «амортизация» принял расходы на амортизацию за 2022 год по водоснабжению в размере 6987,46 тыс. руб., по водоотведению - 20742,37 тыс.руб., занизив НВВ Предприятия при проведении корректировки тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2023 год за счет исключения части плановых расходов по статье «амортизация».

Отмечает, что действующее тарифное законодательство не содержит норм, позволяющих учитывать амортизацию на плановый год исходя из % освоения амортизационных отчислений за предыдущие годы.

Доводы Департамента об искажении данных бухгалтерского учета Предприятия не соответствуют действительности и опровергаются материалами тарифного дела.

Правильность ведения бухгалтерского учета подтверждается аудиторскими заключениями по результатам ежегодных аудиторских проверок, проводимых Предприятием в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Также указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 года № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 13 сентября 2020 года, внесены изменения в Основы ценообразования, согласно которым не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги (пункт 21(1) Основ ценообразования).

В Приказе № 2-ЖКК/67 по услуге водоотведения административный ответчик, пересчитывая НВВ Предприятия, неправомерно исключил как экономически необоснованный доход прошлых периодов регулирования, включенные в состав НВВ расходы на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей: по водоотведению в 2021 году в размере 2747 тыс. руб. за 2019 год, в 2022 году – 2812,08 тыс.руб. за 2020 год.

Аналогичным образом в Приказе № 2-ЖКК/4 по услуге водоснабжения неправомерно исключены как экономически необоснованный доход прошлых периодов регулирования, включенные в состав НВВ расходы на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей: в 2021 году в размере 2118,56 тыс. руб. за 2019 год, в 2022 году – 2168,69 тыс. руб. за 2020 год.

Отмечает, что в 2019-2020 годах Предприятие законно получало доход от включения в состав НВВ расходов на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей, поскольку запрета на включение данных расходов в состав операционных расходов при расчете НВВ не имелось. В материалы тарифного дела предоставлялись первичные учетные документы, подтверждающие фактическое несение соответствующих расходов в указанные годы.

Также полагает, что административным ответчиком неправомерно занижена НВВ Предприятия на 2023 год по услугам водоснабжения и водоотведения за счет исключения в составе корректировки тарифа на 2023 год Приказом № 2-ЖКК/68 на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования необоснованного дохода за 2021 год (i-2), образовавшегося за счет включения в состав НВВ на 2021 год расходов на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей: по водоснабжению в размере 2290,85 тыс.руб.; по водоотведению в размере 2970,48 тыс. руб.

Обращает внимание на то, что в период с 1 января 2021 года по 27 июня 2021 года действовали тарифы, установленные приказом от 25 октября 2019 года № 2-ЖКК/32 (в редакции приказа от 18 декабря 2020 года № 2-ЖКК/71), в период с 28 июня 2021 по 31 декабря 2021 года действовали тарифы, утверждённые приказом от 28 июня 2021 года № 2-ЖКК/5. Предприятие получало доходы исходя из установленного названными приказами размера валовой выручки. В соответствии с протоколом заседания Правления Департамента от 18 декабря 2020 года № 32 административным ответчиком при корректировке операционных расходов на 2021 год были исключены вышеуказанные суммы из плановой величины валовой выручки на 2021 год, в связи с чем Предприятие не получало доходы при реализации услуг в части расходов на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей.

Между тем обязательным условием применения нормы подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования является фактическое получение дохода, признанного необоснованным в соответствующем периоде регулирования.

Ссылаясь на пункт 65 Методических указаний, пункты 25 и 29 ФСБУ 6/2020, утверждает, что в нарушение названных норм административным ответчиком при корректировке НВВ по услуге водоснабжения на 2023 год исключена как экономически необоснованный доход предыдущих периодов по подпункту «а» пункта 16 Основ ценообразования «амортизация», включенная в НВВ Предприятия в 2019 году в размере 10638,39 тыс. руб. и в 2020 году в размере 17279,04 тыс. руб.

Отмечает, что на счете 02 «Амортизация основных средств» отражается амортизация, накопленная за время эксплуатации объектов основных средств. Действующее законодательство о бухгалтерском учете не содержит требований об обязательном расходовании средств амортизационных отчислений в году, в котором такие отчисления имели место.

Из протокола заседания Правления от 28 ноября 2022 года № 56 и экспертного заключения от 25 ноября 2022 года следует, что административный ответчик исключил из НВВ Предприятия по услуге водоснабжения экономически необоснованный доход, полученный в связи с включением в НВВ Предприятия 2020 года плановых расходов по амортизации в размере 17279,04 тыс. руб. (17405,73 тыс. руб. – 126,69 тыс. руб.).

Между тем из протокола заседания Правления от 20 декабря 2019 года №42 следует, что плановые расходы по амортизации на 2020 год по услуге водоснабжения были приняты в размере 9108,00 тыс. руб., в связи с чем настаивает, что исключение из НВВ 17279,04 тыс. руб. неправомерно, поскольку доходов в указанном размере Предприятие не получило.

Считает, что Департамент произвольно исключает из валовой выручки Предприятия расходы за ранние периоды регулирования. Так, при корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2023 год из валовой выручки Предприятия исключены финансовые средства равные сумме доходов, полученных в 2019 и 2020 годах: за счет включения в тариф на водоснабжение на 2019 год «амортизации» в размере 10638, 39 тыс. руб.; за счет включения в тариф на водоснабжение на 2020 год «амортизации» в размере 17279,04 тыс. руб., за счет включения в тариф на водоотведение на 2020 год расходов на электроэнергию в размере 15551,61 тыс. руб.

По мнению административного истца, ни Основы ценообразования, ни Методические указания не содержат положений, которые позволяли бы административному ответчику самостоятельно определять, в каком году, за какие периоды исключать те или иные доходы Предприятия. При расчете плановой валовой выручки Предприятия (год i) анализируются и учитываются доходы и расходы организации, полученные и понесенные в i-2 и i-1 (Приложение 2-2.4, Приложение 7 к Методическим указаниям). Исключая доходы Предприятия, полученные в i-3 и i-4 году, административный ответчик занижает размер валовой выручки.

Полагает, что исключение из состава НВВ затрат по разным статьям приводит к занижению НВВ, на основании которой определен тариф, что нарушает его права и законные интересы, так как приводит к невозможности осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, что не может не отразиться на качестве оказываемых услуг.

С учетом уточнений просило признать недействующим Приложение № 1 к приказу Департамента от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019 - 2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана «Водоканал» в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019 - 2023 годы» в редакции приказа Департамента от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/67 «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4» и приказа Департамента от 28 ноября 2022 года №2-ЖКК/68 «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4»; возложить на Департамент обязанность принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019 – 2023 годы.

Представитель административного истца МУП г. Магадана «Водоканал» Карташева В.А. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика ТаранЗ.А., Бухонина Е.А. требования не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и вида, а также процедуры принятия.

Во исполнение судебных актов при принятии Приказа № 2-ЖКК/67 в составе НВВ каждого из четырех годов: 2019, 2020, 2021 и 2022 – по статье «амортизация» ранее учтенная сумма 89001,83 тыс.руб. годовых расходов на амортизацию в отношении объекта основных средств «Очистные сооружения» (в том числе 86283,675 тыс. руб. в отношении той части стоимости Очистных сооружений, которая была построена за счет средств целевого бюджетного финансирования), рассчитанная исходя из минимального полезного срока 240 месяцев, пересчитана исходя из максимального срока полезного использования 300 месяцев и учтена в сумме 71201,46 тыс. руб. В связи с этим расходы на амортизацию в тарифах на водоотведение на 2019 – 2022 годы составили: в 2019 году – 80311,92 тыс. руб.; в 2020 году – 87577,99 тыс. руб.; в 2021 году – 79263,71 тыс. руб.; в 2022 году – 79263,71 тыс. руб.

При корректировке НВВ по формуле (32) (пункт 90 Методических указаний) в составе плановой НВВ параметр - плановые расходы на амортизацию для 2019 – 2022 годов приняты Департаментом в соответствии с данными бухгалтерского учета Предприятия в размере прогнозируемых сумм начисляемой амортизации объектов основных средств, без уменьшения плановых расходов на амортизацию i-го года на суммы амортизации в отношении «Очистных сооружений»; параметр - размер корректировки НВВ по результатам деятельности прошлых периодов регулирования принят Департаментом с учетом в составе параметра - фактических расходов на амортизацию за 2017 – 2020 годы в размере реальных денежных затрат Предприятия на фактическое увеличение стоимости основных средств.

Департаментом проведен анализ расходов по статье затрат на амортизацию по услуге водоотведения. На основании пункта 30 Правил регулирования тарифов в тарифах на 2019 – 2022 годы скорректированы ранее принятые расходы на амортизацию за 2017 – 2020 годы в размере сумм, превышающих реальные денежные затраты Предприятия на фактическое увеличение стоимости основных средств, в связи с тем, что экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена. К статье «амортизация» в отношении стоимости Очистных сооружений подпункт «а» пункта 16 Основ ценообразования не применялся.

В части доводов административного истца о занижении НВВ при проведении корректировки тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2023 год за счет исключения части расходов по статье «амортизация» указывает, что расходы на амортизацию в тарифах на холодное водоснабжение и водоотведение на 2023 год приняты на основании пункта 43 Основ ценообразования и пункта 28 Методических указаний, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, с учетом сумм амортизации как источника финансирования капитальных вложений, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой на 2023 – 2025 годы, а также проведенного анализа фактического увеличения стоимости основных средств Предприятия за счет амортизационного фонда.

В результате анализа определены суммы фактического экономически обоснованного увеличения стоимости основных средств за 2017 – 2021 годы в сопоставлении с суммами начисленных Предприятием бухгалтерских расходов на амортизацию в 2017 - 2020 годах, определенных исходя из фактического состава имущества в соответствии с пунктом 28 Методических указаний и включенных ранее Департаментом в тарифы на 2019 - 2022 годы. Фактические затраты Предприятия на экономически обоснованное увеличение стоимости эксплуатируемых в производственном процессе основных средств в целях восстановления их износа за счет средств амортизационного фонда составили низкую, незначительную долю от сумм начисленных расходов на амортизацию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Учитывая, что экономическая обоснованность заявленных Предприятием на 2023 год расходов не была подтверждена, расходы на амортизацию на 2023 год были приняты на уровне 2022 года, исходя из того, что уровень 2022 года являлся экономически обоснованным, установленным ранее в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования и пунктом 28 Методических указаний с учетом исключения из статьи «амортизация» в составе тарифа на водоотведение на 2023 год расходов в отношении объекта основных средств «Очистные сооружения», спроектированного и построенного за счет средств областного и федерального бюджетов на основании абзаца 5 пункта 43 Основ ценообразования, а также, что статья «амортизация» в составе тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2023 год должна быть не меньше сумм амортизации, предусмотренных на 2023 год в качестве источника финансирования мероприятий по питьевому водоснабжению и водоотведению согласно инвестиционной программе на 2023 – 2025 годы.

Считает несостоятельным довод административного истца о том, что занижена НВВ в связи с неправильным применением расчетных показателей при определении фактической величины НВВ в (i-2), определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных в составе корректировки НВВ по результатам деятельности прошлых периодов регулирования ().

Согласно пункту 95 Методических указаний формула (38) предусматривает в качестве одного из расчетных показателей величину, которая является показателем, утвержденным и учтенным органом регулирования в (i-2).

Вместе с тем при установлении тарифов на водоотведение на 2019 – 2023 годы плановая НВВ на каждый из указанных годов арифметически определена путем включения в нее следующих статей, учитывающих фактические результаты деятельности Предприятия на (i-2): корректировка НВВ и экономически необоснованный доход прошлых периодов регулирования, исключаемый из плановой величины НВВ на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования.

Настаивает на том, что для правильного исчисления показателя и его корректного включения в тариф данный показатель необходимо рассчитывать как математическую сумму двух вышеуказанных статей, поскольку каждая из них представляет собой поправку плановой НВВ i-го года на результаты факта i-2-го года.

По мнению административного ответчика, наличие в составе показателя экономически необоснованного дохода за год i-4, исключенного из плановой величины НВВ за год i-2 на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования, не ведет к задвоению исключаемых из тарифа сумм и является необходимым, поскольку в противном случае не отражала бы в себе факт уменьшения фактически необходимых Предприятию денежных средств за год i-2 на величину экономически необоснованного дохода.

Отмечает, что была допущена техническая ошибка при исключении из НВВ 2021, 2022 годов сумм экономически необоснованного дохода, связанных с включением в НВВ на 2019, 2020 годы расходов регулируемой организации на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации при внесении потребителями платы за коммунальные услуги.

Вместе с тем недополученные Предприятием доходы в 2021, 2022 годах могут быть учтены в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в следующих тарифных периодах регулирования на 2024 год путем дополнительного включения в плановую НВВ 2024 года с указанием соответствующего повышающего эффекта на тариф 2024 года.

Считает ошибочным вывод административного истца о задвоении исключаемого из плановой НВВ на 2021 год экономически необоснованного дохода за 2019 год, связанного с включением в плановую величину НВВ на 2019 год расходов на услуги банка и почты по приему коммунальных платежей от населения.

Указывает, что во исполнение решения Магаданского областного суда от 25 октября 2021 года по административному делу № 3а-8/2021 величина плановых операционных расходов на 2021 год принята и из нее не исключались какие-либо суммы. В её состав в полном объеме включены расходы на услуги банков. Из плановой НВВ на 2021 год на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования исключены суммы экономически необоснованного дохода по результатам деятельности Предприятия за 2019 год, связанного с включением в плановую НВВ 2019 расходов на услуги банка: по холодному водоснабжению в размере 2118,56 тыс. руб., по водоотведению - 2747,08 тыс. руб.

Полагает несостоятельными доводы административного истца о том, что при корректировке НВВ по услуге водоснабжения на 2023 год в нарушение положений действующего законодательства исключен как экономически необоснованный доход предыдущих периодов, связанный с фактическим отсутствием затрат Предприятия на амортизацию, по подпункту «а» пункта 16 Основ ценообразования.

Утверждает, что действующее законодательство о бухгалтерском учете не содержит требований об обязательном расходовании средств амортизационных отчислений в году, в котором такие отчисления имели место. Однако, исходя из анализа бухгалтерской и финансовой отёчности, представляемой Предприятием, факт накопления амортизационных отчислений на мероприятия по восстановлению износа эксплуатируемых основных средств не установлен. Начисленная амортизация списывается на себестоимость. Документов, подтверждающих экономическую обоснованность списания расходов на себестоимость, Предприятием не представлено.

Отмечает, что сумма фактически начисленных расходов на амортизацию за 2020 год в размере 17405,73 тыс. руб. была включена в статью «корректировка НВВ» планового тарифа на 2022 год и в контексте долгосрочного периода регулирования была учтена Департаментом как фактически понесенные Предприятием расходы, что оказало повышающий эффект на величину тарифа. В ходе тарифного регулирования на 2023 год установлено, что фактически произошедшее увеличение стоимости основных средств за счет амортизационного фонда в 2020 году составило только 126,69 тыс. руб. В связи с чем разница между указанными суммами в размере 17279,04 тыс. руб. представляет экономически необоснованный доход Предприятия, подлежащий исключению из НВВ на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования.

Не соглашаясь с доводами административного истца о произвольном исключении из НВВ расходов за разные периоды регулирования, указывает, что подпункт «а» пункта 16 Основ ценообразования не содержит ограничений в части сроков исключения экономически необоснованных доходов. В связи с чем исключение из тарифов на 2023 год экономически необоснованных доходов Предприятия за 2019 и 2020 годы долгосрочного периода 2019 – 2023 годов является правомерным.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

Учитывая, что явка заинтересованного лица в судебное заседание обязательной судом не признавалась, суд на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Татаренковой Е.В., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности относится, в том числе холодное водоснабжение и водоотведение

В сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), в сфере водоотведения - тариф на водоотведение.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Подпунктом 104 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется федеральными государственными органами.

Органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги), за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 3-пп (далее – Положение о Департаменте), является Департамент.

В соответствии с названным Положением Департамент на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законов Магаданской области, нормативных правовых актов Губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленных сферах деятельности (пункт 3.2).

Департамент наделен полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 3.15.3).

Для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более девяти человек.

Руководитель Департамента является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности.

Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.

Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим (пункт 4.5) (т. 1 л.д. 181-193).

Исходя из пункта 3.6.2.1 приказа Департамента от 5 июля 2021 года № 35 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству департамента цен и тарифов Магаданской области» приказами оформляются решения персонального характера, решения по основной деятельности, решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам

Пунктом 62 регламента Правительства Магаданской области, утвержденного постановлением Губернатора Магаданской области от 25 декабря 2013 года № 183-п (действовавшего на период принятия Приказа № 2-ЖКК/4), определено, что опубликование нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Магаданской области осуществляется в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием актов исполнительных органов государственной власти Магаданской области считается первая публикация его полного текста в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru/).

Из пункта 62 регламента Правительства Магаданской области, утвержденного указом Губернатора Магаданской области от 11 мая 2022 года № 92-у, следует, что официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов Магаданской области считается первая публикация его полного текста в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru/) или первое размещение (опубликование) на «официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В силу пункта 32 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что приказами руководителя Департамента от 14 октября 2021 года № 53 и от 7 ноября 2022 года № 30 утверждены составы Правления Департамента, состоящие из девяти членов правления (т. 1 л.д. 196 – 199).

Решение об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы принято по итогам заседания Правления Департамента при наличии кворума (присутствовало семь из девяти членов Правления), что подтверждается протоколом заседания Правления от 25 марта 2022 года № 02 (т. 2 л.д. 1 - 28).

Решения о внесении изменений в Приказ № 2-ЖКК/4 (в том числе в части принятия тарифов на водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019 – 2023 годы и принятия скорректированных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2023 год) приняты по итогам заседания Правления Департамента при наличии кворума (присутствовало восемь из девяти членов Правления), что подтверждается протоколами заседания Правления от 28 ноября 2022 года № 55, от 28 ноября 2022 года № 56 (т. 2 л.д. 29 - 61).

Приказ № 2-ЖКК/4 размещен на сайте https://magadanpravda.ru/ 5 апреля 2022 года и вместе с протоколом заседания размещен на официальном сайте Департамента https://deptarif.49gov.ru/ 28 марта 2022 года (т. 2 л.д. 234-235).

Приказ № 2-ЖКК/67 размещен на сайте https://magadanpravda.ru/ 13декабря 2022 года и вместе с протоколом заседания размещен на официальном сайте Департамента https://deptarif.49gov.ru/ 28 ноября 2022 года (т. 2 л.д. 231,236).

Приказ № 2-ЖКК/68 размещен на сайте https://magadanpravda.ru/ 20 декабря 2022 года и вместе с протоколом заседания размещен на официальном сайте Департамента https://deptarif.49gov.ru/ 28 ноября 2022 года (т. 2 л.д. 232,233).

Таким образом, приказы приняты органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах, имеющихся у него полномочий, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также порядку принятия, правил введения в действие, что не оспаривалось в ходе судебного заседания административным истцом.

Проверяя доводы сторон по существу спора, суд установил следующее.

МУП г. Магадана «Водоканал» в соответствии с постановлением мэрии г. Магадана от 27 мая 2013 года № 2071 (в редакции от 14 марта 2014 года) «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Магадан» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Магадан».

Приказом № 2-ЖКК/4, с учетом внесённых в него изменений Приказом № 2-ЖКК/67 и Приказом №2-ЖКК/68, установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на 2019 – 2023 годы с применением метода индексации.

Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями (пункт 89 Методических указаний, пункт 77 Основ ценообразования в редакции до изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года № 44).

Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа (пункт 77 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года № 44, действующей с 5 февраля 2022 года).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 названного документа, а также с учетом положений пункта 78 данного документа.

В силу пункта 90 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка необходимой валовой выручки при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, осуществляется по формуле

(32), где

параметр - это размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33) названных Методических указаний, тыс. руб., где

параметр - это фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) указанных Методических указаний (пункт 95 Методических указаний)

(38).

Таким образом, для расчета параметра используется параметр - это расходы на амортизацию в (i-2)-м году, которые определяются исходя из фактического состава имущества в (i-2)-м году в соответствии с пунктом 28 названных Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний (в редакции до изменений, внесенных приказом ФАС России от 5 июля 2022 года № 498/22) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 28 Методических указаний (в редакции, действующей с 6августа 2022 года), пункту 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

При таких обстоятельствах, при определении расходов на амортизацию подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Пунктами 7, 17, 24 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001года № 26н (далее - ПБУ 6/01), и пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н, действовавших до 1 января 2022 года, было предусмотрено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости; стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации; начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Пунктами 12, 27, 29 Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» ФСБУ 6/2020, утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2022 года № 204н (введен в действие с 1 января 2022 года) также установлено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости; стоимость основных средств погашается посредством амортизации; начисление амортизации по основным средствам производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Как следует из протокола заседания Правления Департамента от 28ноября 2022 года № 55, при определении параметра - размера корректировки НВВ за 2019 – 2022 годы по результатам деятельности прошлых периодов регулирования по услуге водоотведения Департаментом при определении параметра (фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году) принят параметр () расходы на амортизацию за 2017 - 2020 годы в размере реальных денежных затрат Предприятия на фактическое увеличение стоимости основных средств на основании пункта 30 Правил регулирования тарифов.

В качестве экономически обоснованного увеличения стоимости объектов основных средств Департаментом принята исключительно стоимость новых объектов, приобретенных за счет средств амортизационного фонда и поставленных на бухгалтерский учет в 2017 – 2020 годах.

Согласно протоколу заседания Правления Департамента от 28 ноября 2022 года № 56 при определении параметра - размера корректировки НВВ за 2023 год по результатам деятельности прошлого периода регулирования по услуге водоотведения Департаментом при определении параметра (фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году) принят параметр () фактические расходы на амортизацию за 2021 год в размере реальных денежных затрат Предприятия на фактическое увеличение стоимости основных средств - стоимость новых объектов, приобретенных Предприятием в 2021 году на основании пункта 30 Правил регулирования тарифов.

Услуга водоотведения

Единица измерения

2019

(i-2 – 2017)

2020

(i-2 – 2018)

2021

(i-2 – 2019)

2022

(i-2 – 2020)

2023

(i-2 – 2021)

фактический

состав имущества по данным бухгалтерского учета

тыс.руб.

18569,12

30 985,84

98 112,29

93 307,93

95469.75

реальное увеличение стоимости основных средств

тыс.руб.

3921,91

7978,88

0,00

162,91

218,13

Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормы и исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что Департаментом в нарушение пунктов 28, 95 Методических указаний, пунктов 43, 77 Основ ценообразования необоснованно применен пункт 30 Правил регулирования тарифов и параметр (расходы на амортизацию) в (i-2)-м году принят в размере реальных денежных затрат Предприятия на фактическое увеличение стоимости основных средств, что повлекло занижение НВВ.

Доводы административного ответчика, приведенные в письменных возражениях, о том, что Предприятием не подтвержден факт накопления амортизационных средств, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для дела.

Определение Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2019 года № 305-ЭС19-20786 не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем ссылка Департамента на данное определение является необоснованной.

Кроме того, для расчета параметра (фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году) по формуле 38 (пункт 95 Методических указаний) используется параметр.

Как следует из протокола заседания Правления Департамента от 28 ноября 2022 года № 55, экспертного заключения от 25 ноября 2022 года и письменных возражений административного ответчика, для расчета параметра по услуге водоотведения Департаментом показатель определен исходя из показателя, утвержденного и учтенного органом регулирования в i-2 году и экономически необоснованного дохода прошлых периодов регулирования, исключенного из плановой величины НВВ на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования (т. 2 л.д. 38 оборот, 39, 97 оборот, 150-151).

показатель

год i, в котором учитывается параметр

год i-2

год i-4

2022

2020

2018

2023

2021

2019

23360,02

-39097,28

экономически необоснованный доход за i-2 исключенный из плановой величины НВВ на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования

-52962,87

-22443,75

-29602,85

-61541,04

Вместе с тем согласно пункту 95 Методических указаний в качестве параметра принимается показатель, утвержденный и учтенный органом регулирования в i-2 году, тыс. руб., то есть.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что тарифным органом в нарушение вышеуказанного пункта необоснованно в расчет параметра включен экономически необоснованный доход прошлых периодов регулирования, исключенный из плановой величины НВВ на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования, что также привело к занижению НВВ.

Рассматривая доводы административного истца о занижении НВВ по услугам питьевого водоснабжения и водоотведения на 2023 год в части принятия Департаментом плановых расходов на амортизацию, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 90 Методических указаний при корректировке НВВ по формуле (32) учитывается параметр (скорректированная величина амортизации на год i долгосрочного периода регулирования), который определяется в соответствии с пунктом 28 названных Методических указаний.

Как следует из экспертного заключения Предприятием заявлены плановые расходы на амортизацию на 2023 год:

по питьевому водоснабжению в размере 4824,4 тыс. руб. + 6987.46 тыс. руб. (по инвестиционной программе на 2023 – 2025 годы), всего 11811,86 тыс. руб.;

по водоотведению на 2023 год в размере 71969,71 тыс. руб. + 20742,37 тыс. руб. (по инвестиционной программе на 2023 – 2025 годы), всего 92712,08 тыс. руб. (т. 2 л.д. 80 оборот - 84).

Департамент при корректировке НВВ по услугам водоснабжения и водоотведения на 2023 год по формуле (32) параметр плановые расходы на амортизацию, в связи с тем, что их экономическая обоснованность не подтверждена, принял на уровне аналогичных расходов, утвержденных Департаментом на 2022 год:

по питьевому водоснабжению в размере 7657,58 тыс. руб., включая 6987.46 тыс. руб. по инвестиционной программе на 2023 – 2025 годы,

по водоотведению – 20742,37 тыс. руб. (79263,71 тыс. руб. – 69026,94 тыс. руб. - стоимость объекта «Очистные сооружения», построенного за счет бюджетных средств. Расходы по амортизации на данный объект включены в инвестиционную программу на 2023 – 2025 годы в размере 20742,37 тыс. руб. (т. 2 л.д. 83 оборот-84).

Между тем Департамент, указывая, что он принимает по услуге водоотведения плановые расходы на амортизацию на 2023 год на уровне аналогичных расходов 2022 года, фактически только принял плановые расходы на амортизацию на 2023 год по инвестиционной программе 20742,37 тыс. руб. Расходы на амортизацию в размере 10236,77 тыс. руб. (79263,71 тыс. руб. – 69026,94 тыс.) им не учтены.

При этом, исключение из плановых расходов на амортизацию расходов в отношении объектов, построенных не за счет бюджетных средств, не соответствует требованиям пунктов 28 и 90 Методических указаний, в связи с чем суд приходит к выводу, что Департаментом занижена НВВ по услугам питьевого водоснабжения и водоотведения на 2023 год.

Кроме того, из НВВ на 2023 год по услуге водоснабжения на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования исключен экономически необоснованный доход – амортизация, включённая в НВВ Предприятия в 2019 году в размере 10638,39 тыс. руб., в 2020 году в размере 17279,04 тыс. руб.

Сумма экономически необоснованного дохода определена экспертом как математическая разница между расходами на амортизацию в (i-2) году, определенными исходя из фактического состава имущества в (i-2) году, принятыми Департаментом в тариф на водоснабжение i-го года в составе статьи «Корректировка НВВ» и фактическим увеличением стоимости основных средств, находящихся на балансе Предприятия с учетом экономической обоснованности данного увеличения при наличии соответствующих мероприятий по строительству/реконструкции/модернизации, включенных в инвестиционную программу за счет источника финансирования «Амортизация».

Наименование показателя

Единица измерения

2019г.

2020г.

Расходы на амортизацию в (i-2) году, исходя из фактического состава имущества в (i-2) году

тыс.руб.

10638,39

17405,73

Фактическое увеличение стоимости основных средств в (i-2) году за счет амортизационного фонда в результате приобретения новых либо строительства/реконструкции/модернизации имеющихся средств производства, соответствующее Инвестиционной программе на 2018 – 2020 годы

тыс.руб.

0.00

126,69

Экономически необоснованный доход в (i-2) году

тыс.руб.

-10 638,39

-17 279,04

По мнению административного истца, данные действия Департамента неправомерны и повлекли занижение НВВ по услуге водоснабжения.

Проверяя доводы истца, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключается экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Из экспертного заключения следует, что вышеназванная величина необоснованного дохода образовалась у Предприятия в связи с неосвоением им по целевому назначению финансовых средств амортизационного фонда, полученных Предприятием в соответствующих годах в виде выручки за реализуемую услугу по тарифу, в которую были включены плановые расходы на амортизацию объектов водоснабжения при отсутствии фактически понесенных затрат Предприятия на восстановление износа эксплуатируемых средств производства, то есть при отсутствии подтвержденных фактически экономически обоснованных затрат на увеличение стоимости основных средств в виде приобретения новых либо строительства/реконструкции/модернизации действующих основных средств в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

В силу пункта 43 Основ ценообразования (в редакции до вступления в силу изменений 5 февраля 2022 года) и пункта 28 Методических указаний (в редакции до вступления в силу изменений 6 августа 2022 года) инвестиционная программа являлась обязательным условием для учета в регулируемых тарифах в размере, учтенном в инвестиционной программе в отношении амортизационных отчислений, начисляемых в результате переоценки основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года № 44 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», с 5 февраля 2022 года пункт 43 Основ ценообразования изложен в новой редакции, согласно которому инвестиционная программа является обязательным условием для учета в регулируемых тарифах в размере, учтенном в инвестиционной программе в отношении амортизационных отчислений, начисляемых в результате переоценки основных средств и нематериальных активов и начисляемых по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичные изменения внесены в пункт 28 Методических указаний приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2022 года № 498/22.

Таким образом, выводы административного ответчика о том, что мероприятия по строительству/реконструкции/модернизации основных средств, построенных не за счет бюджетных средств, в обязательном порядке необходимо осуществлять только через утвержденную инвестиционную программу, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Действующее тарифное законодательство, равно как и законодательство о бухгалтерском учете, не содержит нормативных положений, возлагающих на регулируемую организацию обязанность тратить ежегодные амортизационные отчисления в тот же год, в который они начислены, либо в иной ограниченный период. Не содержит указанное законодательство и запрета на накопление амортизации.

Установление факта накопления/ненакопления амортизационных отчислений правового значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеет.

Из протокола заседания Правления Департамента от 20 декабря 2019 года № 42 следует, что в НВВ на 2020 год включена амортизация по услуге водоснабжения в размере 9108,00 тыс. руб., соответственно, дохода от реализации данной услуги в 2020 году в размере 17405, 73 тыс. руб., как заявлено Департаментом, Предприятие не получило.

При таком положении у Департамента отсутствовали основания для исключения при принятии заменяющего нормативного правового акта из НВВ по услуге водоснабжения расходов на амортизацию в указанных выше размерах на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования.

Заслуживают внимания доводы Предприятия о том, что неправомерно исключен на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования из НВВ по услуге водоотведения экономически необоснованный доход – расходы на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей в 2021 году в размере 2747 тыс. руб. за 2019 год и в 2022 году в размере 2812.08 тыс. руб. за 2020 год, а также из НВВ по услуге водоснабжения необоснованный доход – расходы на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей в 2021 году в размере 2118,56 тыс. руб. за 2019 год и в 2022 году в размере 2168,69 тыс. руб. за 2020 год (т. 2 л.д. 6, 39).

Пунктом 21(1) Основ ценообразования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 года № 1164, действующей с 13 сентября 2020 года) включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги, не допускается.

Из содержания вышеизложенной нормы следует, что не подлежат включению в состав экономически обоснованных расходов расходы потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, с 13 сентября 2020 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Департамента не имелось оснований дляисключения из НВВ на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования как экономически необоснованного дохода - расходов на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей, понесенных в 2019 году и до 13 сентября 2020 года.

Департамент в письменных возражениях признал, что допустил техническую ошибку и предложил на основании статьи 15 Основ ценообразования учесть недополученные Предприятием доходы в 2021 и 2022годах при установлении тарифов на 2024 год – путем дополнительного включения в плановую НВВ 2024 года.

Кроме того, суд также отмечает, что Департаментом неправомерно исключен из НВВ на 2023 год на основании подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования экономически необоснованный доход – расходы на услуги банков и почты по приему коммунальных платежей за 2021 год по услуге водоотведения в размере 2970,48 тыс. руб., по услуге водоснабжения - 2290,85 тыс. руб. (т. 2 л.д. 56 оборот, 60, 78).

Из протокола заседания правления Департамента от 18 декабря 2020года № 32 и протокола заседания правления Департамента от 25 марта 2022 года № 02 следует, что из операционных расходов на 2021 год исключены расходы на услуги банка и почты по приему платежей по услуге водоснабжения в размере 2219,99 тыс. руб., по услуге водоотведения - 2878.6 тыс. руб. Операционные расходы, принятые Департаментом в 2021 году, составили: по услуге водоснабжения в размере 181879,67 тыс. руб., по услуге водоотведения – 202162,90 тыс. руб.

В целях исполнения решения Магаданского областного суда от 25 октября 2021 года по административному делу № 3а-8/2021 Департаментом исключенные расходы на услуги банка и почты по приему коммунальных платежей включены в состав базового уровня операционных расходов, в связи с чем операционные расходы за 2021 год по услуге водоотведения составили в размере 205041,50 тыс. руб., по услуге водоснабжения - 184099,66 тыс. руб. (т. 2 л.д. 3, т. 2 л.д. 184).

Учитывая, что фактически Предприятие в 2021 году не получило доход в части вышеприведенных расходов на услуги банков и почты при реализации услуг, оснований для применения подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования не имелось.

Суд не может согласиться с доводами административного истца в части того, что Департамент произвольно исключает из НВВ Предприятия расходы за разные периоды регулирования, в силу следующего.

Оспариваемым приказом установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019 – 2023 годы.

Подпункт «а» пункта 16 Основ ценообразования предусматривает исключение из НВВ экономически необоснованных доходов прошлых периодов регулирования.

Данная норма не содержит ограничений в части сроков исключения регулятором экономически необоснованных доходов за долгосрочный период, в рамках которого установлены тарифы.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что приказ Департамента от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4 в редакции приказа Департамента от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/67 и приказа Департамента от 28 ноября 2022 года №2-ЖКК/68 в оспариваемой части – Приложения № 1 - противоречит приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности: пунктам 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, пунктам 16, 21(1), 30, 43, 77 Основ ценообразования, пунктам 28, 89, 90, 95 Методических указаний, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, для признания Приложения № 1 к приказу Департамента от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4 в редакции приказа Департамента от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/67 и приказа Департамента от 28 ноября 2022 года №2-ЖКК/68 недействующим, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Руководствуясь частью 2 статьи 215 КАС РФ и исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд полагает, что нормативный акт Департамента в оспариваемой части должен быть признан недействующим со дня принятия.

Поскольку в связи с признанием судом Приложения № 1 к приказу Департамента от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4 в редакции приказа Департамента от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/67 и приказа Департамента от 28 ноября 2022 года №2-ЖКК/68 недействующим возникает недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений в области установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019 – 2023годы, суд полагает необходимым возложить на Департамент обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей МУП г. Магадана на долгосрочный период 2019 - 2023 годы.

Учитывая, что в распоряжении тарифного органа имеются все необходимые документы, суд приходит к убеждению, что достаточным сроком для принятия заменяющего нормативного акта является один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу статьи 111 КАС РФ в пользу МУП г. Магадана «Водоканал» с административного ответчика подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 4 500 руб.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете «Магаданская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим со дня принятия Приложение № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП города Магадана «Водоканал» на 2019 - 2023 годы, утверждении производственных программ МУП города Магадана «Водоканал» в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019 - 2023 годы» в редакции приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 ноября 2022 года № 2-ЖКК/67 «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4» и приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 ноября 2022 года №2-ЖКК/68 «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 марта 2022 года № 2-ЖКК/4».

Обязать департамент цен и тарифов Магаданской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП города Магадана «Водоканал» на 2019 – 2023 годы.

Взыскать с департамента цен и тарифов Магаданской области (ОГРН 1054900003872) в пользу МУП города Магадана «Водоканал» (ОГРН 1024900963988) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Магаданская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (город Новосибирск) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.С. Морозова

Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2023 года.