ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/2024 от 09.02.2024 Курского областного суда (Курская область)

дело № 3а-9/2024 (3а-92/2023)

УИД 46OS0000-01-2023-000103-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Курск 9 февраля 2024 года

Курский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Павловой Е.Б.,

при секретаре: Сенчук Д.С.,

с участием: прокурора Польской И.И.,

представителя административного истца Букреевой Л.Н. – по доверенности Лазуренко И.П.,

представителя административного истца Саакяна В.В. – по доверенности Орлова В.В.,

представителя административного ответчика Министерства имущества Курской области - по доверенности Непочатых М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Букреевой Людмилы Николаевны, Саакяна Владимира Вагановича к Министерству имущества Курской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,

у с т а н о в и л :

Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 24.12.2021 № утвержден Перечень объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 г., Перечень на 2022 г.).

27.12.2021 указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области http://www.imkursk.ru.

В Перечень на 2022 г. под пунктом включено нежилое здание с кадастровым номером

Постановлением Губернатора Курской области от 19.09.2022 № 261-пг «Об утверждении структуры исполнительных органов Курской области» комитет по управлению имуществом Курской области переименован в Министерство имущества Курской области, который является правопреемником по всем обязательствам предыдущего исполнительного органа Курской области.

27.12.2022 Министерством имущества Курской области принято решение № «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2023 год (далее - Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 г., Перечень на 2023 г.).

30.12.2022 данное решение опубликовано на официальном сайте Министерства имущества Курской области http://www.imkursk.ru.

В Перечень на 2023 г. под пунктом также включено нежилое здание с кадастровым номером

13.10.2023 Букреева Л.Н. обратилась в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта Перечня объектов недвижимого имущества на 2022 г. и пункта Перечня объектов недвижимого имущества на 2023 г.

27.10.2023 Саакян В.В. обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта Перечня объектов недвижимого имущества на 2022 г.

Административные истцы мотивируют свои требования тем, что здание с кадастровым номером и принадлежащие им на праве собственности нежилые помещения, расположенные в этом здании, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем включение здания в оспариваемые перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает их права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Определением от 16.11.2023 дела по административным исковым заявлениям Букреевой Л.Н. и Саакяна В.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании представители административных истцов Лазуренко И.П. и Орлов В.В. поддержали административные исковые требования по изложенным в заявлениях основаниям, указав, что в принадлежащем административному истцу Букреевой Л.В. помещении никакой деятельности не ведется, а нежилое помещение административного истца Саакяна В.В. сдается в аренду под фитнес-центр.

Представитель административного ответчика Непочатых М.В. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Польской И.И. полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения разграничены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанной нормой предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности указано, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, направить указанный перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» на территории Курской области установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.

Комитет по управлению имуществом Курской области в соответствии с пунктом 3.58 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 № 286 (в редакции, действовавшей до 22.11.2022), являлся органом исполнительной власти Курской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Руководство комитетом осуществляет председатель, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (пункты 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области).

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 22.11.2022 № 365-пг в постановление от 25.06.2007 № 286 внесены изменения в части изменения наименования с «комитета по управлению имуществом» на «Министерство имущества» и утверждено Положение о Министерстве имущества Курской области, к функциям которого отнесено определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 3.60).

Постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно указанному Порядку Перечень объектов недвижимого имущества формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области, а в редакции постановления Администрации Курской области от 28.12.2022 № 1637-па, а после 28.12.2022 – Министерством имущества Курской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Курской области от 28.12.2022 № 1637-па), решение комитета по управлению имуществом Курской области от 24.12.2021 № «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и решение Министерства имущества Курской области от 27.12.2022 г. № «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» были сформированы, подписаны председателем (27.12.2022 – Министром), после чего 27.12.2021 и 30.12.2022, соответственно, вместе с приложением - Перечнем объектов недвижимого имущества, размещены и опубликованы на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области (после 28.12.2022 – Министерства имущества Курской области) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://imkursk.ru.

Вступившим в законную силу решением Курского областного суда от 16.03.2023 по ранее рассмотренному делу № установлено, что решение комитета по управлению имуществом Курской области от 24.12.2021 № и решение Министерства имущества Курской области № от 27.12.2022 приняты уполномоченным лицом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Исходя из положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эти обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.

Статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, к которому в соответствии с подпунктами 4 и 6 пункта 1 указанной статьи относится, в том числе, помещение.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером по адресу: <адрес> Букреевой Л.Н. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 1 464, 1 кв.м (помещение 2), Саакяну В.В. - с кадастровым номером , общей площадью 1 699,9 кв.м (помещение 1б).

Вышеуказанное нежилое здание включено в Перечни на 2022-2023 гг. под пунктами и соответственно (том 2 л.д. 10-11, 12-13).

Законом Курской области от 10.09.2015 № 84-ЗКО установлена единая дата начала применения на территории Курской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2016.

Пунктом 2 решения Курского городского Собрания от 23.10.2015 № 143-5-РС «Об установлении на территории муниципального образования «Город Курск» налога на имущество физических лиц» (в редакции решения Курского городского Собрания от 21.06.2022 № 243-6-РС) на территории муниципального образования город Курск налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента в 2022 году и в последующие годы от их кадастровой стоимости, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения составляет 0,5 процента.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты применяются к административным истцам, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество за 2022 и 2023 годы в повышенном размере, что дает им право требовать признания данных нормативных правовых актов недействующими в части в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50).

Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 этого Кодекса.

В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) либо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, соответственно.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях указанного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здание, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Статьей 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Таким образом, оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества будут соответствовать статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО, если нежилое здание отвечает условиям, указанным в одном из пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером имеющее назначение «нежилое», наименование «Административно-бытовой корпус», расположено по адресу: <адрес>

Здание находится на земельном участке с кадастровым номером площадью 115 129 кв.м, относящемся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «производственная деятельность».

Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и не соответствует кодам разрешенного использования Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, и Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, позволяющих отнести здание к административно-деловому или торговому центру.

Таким образом, на дату принятия оспариваемых решений земельный участок, не являлся безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и прямо не предполагал размещения на нем объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания либо объектов офисного назначения, в связи с чем для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости, размещенного на вышеназванном земельном участке, к объектам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований.

Наименование здания «Административно-бытовой корпус» не отнесено федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для выяснения предназначения здания необходимо установить, что назначение, разрешенное использование или наименование распложенных в нем помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) в общей площади не менее 20 процентов от общей площади этого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых помещений либо помещений общественного питания.

Судом установлено, что по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости помещения, расположенные в здании с кадастровым номером , имеют назначение «нежилое», у 7-ми помещений указан вид разрешенного использования «нежилое», в отношении остальных данные отсутствуют (том 2 л.д. 65).

Стороной административного истца суду представлена техническая документация, из которой следует, что в период 2017, 2019 г.г. в здании неоднократно производилась перепланировка, в результате которой единое помещение здания было разделено на несколько самостоятельных объектов недвижимости, которые в свою очередь делились и объединялись в иные, в связи с чем учитывать сведения, содержащиеся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 01.04.2005, как и в техническом паспорте на 16.08.2005 (том 1 л.д. 18-36, 101-124), невозможно без учета информации, содержащейся в более поздних технических планах.

Так, на момент принятия Перечня на 2022 год, в спорном здании согласно техническому плану от 30.09.2019, изготовленному на основании проектной документации № от 29.09.2019, имелись помещения с наименованиями «кабинет», «подсобное», «тамбур», «раздевалка» и другие, которые однозначно не свидетельствуют о том, что в них предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наличие в здании помещений с наименованием «буфет» площадью 10,1 кв.м, «торговый зал» площадью 46,5 кв.м и 17,4 кв.м, а также помещений с наименованиями «обеденный зал», «мойка», «цех», «склад», распложенные на 3-м этаже здания, которые по ранее действовавшей технической документации относились к предприятиям общественного питания, также не позволяют определить предназначение здания в целях указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку общая площадь этих помещений составляет 1755,4 кв.м, что менее 20 процентов от площади всего здания.

Более того, суд принимает во внимание, что указанное в техническом плане наименование «обеденный зал», само по себе, не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания, поскольку в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» такое наименование объекта общественного питания отсутствует.

Из технического плана от 09.09.2022, действовавшего на момент принятия Перечня на 2023 год, усматривается, что документом, содержащим описание объекта, также является проектная документация № от 29.09.2019, в связи с чем, наименования помещений в здании с кадастровым номером не изменились.

Таким образом, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета, суд приходит к выводу, что здание с кадастровым номером не могло быть отнесено к объектам недвижимости, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем для его включения в оспариваемые Перечни должно было выясняться его фактическое использование.

В соответствии с требованиями пункта 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 № 840-па (далее - Порядок, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правых актов) вид фактического использования объектов недвижимости определяется комитетом по управлению имуществом Курской области (далее – Комитет) на основании материалов, полученных в результате осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Курской области (далее – мероприятия) и представленных в Комитет подведомственным ему учреждением (далее – Учреждение).

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что вид фактического использования объектов недвижимости определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведений об использовании объектов недвижимости. В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.

Обстоятельства фактического использования нежилого здания с кадастровым номером для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего дела, и бремя доказывания этих обстоятельств в силу положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложено на административного ответчика.

Однако Министерством имущества Курской области акт обследования либо иные относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни на 2022-2023 гг., суду не представлены.

Судом установлено, что в здании на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов имелись помещения, в которых осуществлялась торговая деятельность. Однако площадь этих помещений по сведениям, предоставленным стороной административного истца (413,4 кв.м), не превышает 20 процентов от площади здания. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на дату принятия оспариваемых решений данное нежилое здание не могло быть отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, и не подлежало включению в Перечни на 2022-2023 гг., поскольку спорный объект недвижимости не является административно-деловым или торговым центром и помещения в нем не предусматривают размещение офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, и административным ответчиком не представлено доказательств того, что фактическое использование объекта недвижимости соответствует условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые в части нормативные правовые акты следует признать недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества имеют ограниченный срок действия, в связи с чем, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, решения комитета по управлению имуществом Курской области и Министерства имущества Курской области в оспариваемой части подлежат признанию недействующим со дня их принятия.

В силу части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения либо сообщения о его принятии по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что опубликованию подлежит сообщение о принятом судом решении на официальном сайте Министерства имущества Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска. Административными истцами при подаче административных исковых заявлений была уплачена государственная пошлина Букреевой Л.Н. в размере 600 рублей, а Саакяном В.В. – 300 рублей. Размер излишне уплаченной госпошлины составил 300 рублей, которая на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату Саакяну В.В.

На основании изложенного, руководствуясь статями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Букреевой Людмилы Николаевны, Саакяна Владимира Вагановича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 24 декабря 2021 года №

Признать недействующим со дня принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного решением Министерства имущества Курской области от 27 декабря 2022 года №

Возложить на Министерство имущества Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте Министерства имущества Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Министерства имущества Курской области в пользу Букреевой Людмилы Николаевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей.

Возвратить Саакяну Владимиру Вагановичу уплаченную по чеку-ордеру от 09.10.2023 государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2024 года.

Председательствующий судья: Е.Б. Павлова