дело №...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 марта 2013 года город Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.
при секретаре Фоминой А.Ю.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании Закона Республики Башкортостан №126-з от 17 декабря 2004 года «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в части определения правового статуса муниципального образования г.Б. – городское поселение недействительным с 17 декабря 2004 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании Закона Республики Башкортостан №126-з от 17 декабря 2004 года «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» (далее – Закон) в части определения правового статуса муниципального образования г.Б. – городское поселение недействительным с 17 декабря 2004 года.
В обоснование своих требований заявители указали следующее:
16 декабря 2004 года Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан принят Закон №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан».
В соответствии с вышеуказанным законом г.Б. наделен статусом городского поселения, а не статусом городского округа. Вопреки требованиям п.7 ст.13 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение статуса городского поселения произведено без согласия жителей городского поселения, референдум по данному вопросу не проводился.
В заявлении ФИО1, ФИО2 просят в соответствии с п.п. 2, 3 ст.253 ГПК РФ признать Закон РБ №126-з от 17.12.2004г. в части определения правового статуса муниципального образования г.Б. – городское поселение – недействительным с 17.12.2004г. со всеми вытекающими из этого последствиями (в редакции заявителей).
В судебном заседании ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и пояснили, что обжалуемым Законом нарушены права граждан на участие в референдуме по вопросу определения статуса городского поселения. Признание г.Б. городским поселением повлекло неравномерность распределения бюджетов между городом и районом, миграцию молодежи в связи с отсутствием должной зарплаты, ветхость социально-культурных объектов.
ФИО1 уточнил, что по данному делу он обращается в качестве физического лица с учетом интересов жителей г.Б.. Несмотря на то, что зарегистрирован в гг.М., проживает в гг.Б. и является председателем координационного Совета жителей Б-го р-на.
ФИО2 пояснил, что является жителем г.Б., является членом координационного Совета жителей г.Б., в рассматриваемом деле выступает как физическое лицо, отражая интересы жителей города. Законом №126-з было нарушено его право на участие в референдуме при изменении статуса г.Б.. В городе наблюдается износ тепловых сетей, отсутствует полигон, канализация и очистные сооружения не справляются с большими объемами. При наделении г.Б. статусом городского округа из бюджета на содержание города выделялись бы более значительные суммы.
Просили признать Закон РБ №126-з от 17.12.2004г. в части определения правового статуса муниципального образования г.Б. – городское поселение – недействительным с 17.12.2004г.
Представитель Государственного Собрания – Курултай Республики Башкортостан Я.Г.Г. (доверенность №...-ГС от ... ) с заявлением ФИО1, ФИО2 не согласилась и просила оставить его без удовлетворения. При этом пояснив, что согласно п.1 ч.1 ст.85 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19 июня 2004 года №53-ФЗ, 12 августа 2004 года №98-ФЗ) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» установлены границы муниципальных образований и впервые произведено наделение их статусом (городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района). Изменение статуса городского поселения г.Б., на которое ссылаются заявители, не производилось, оспариваемым Законом г.Б. впервые был наделен статусом городского поселения.
Представитель Президента Республики Башкортостан Г.М.В. (доверенность №... от ... ) поддержал позицию представителя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и пояснил, что в соответствии с требованиями №131 Федерального закона Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» установлены границы муниципальных образований и впервые произведено наделение их статусом (городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района). Федеральное законодательство наделяет субъекты этим правом и с учетом ст. 64 Конституции Республики Башкортостан был использован принцип административно-территориального устройства.Изменение территориальных границ не произошло. Требования федерального законодательства выполнены. Изменение экономического положения не зависит от наделения г.Б. статусом городского поселения.
Представитель Администрации городского поселения г.Б.К.И.В. (удостоверение №..., выданное ... ) поддержал доводы представителя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и представителя Президента Республики Башкортостан. Считает, что заявление ФИО1 и ФИО2 не подлежит удовлетворению по приведенным в заявлении основаниям. Проведение референдума не требуется для наделения статусом муниципального образования – городского поселения г.Б., так как в соответствии с требованиями ФЗ №131 проведение голосования необходимо только при изменении статуса городского поселения, преобразовании, изменении территориальных границ. До принятия Закона № 126-з от 17.12.2004г. «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» иные законы о наделении статусом не принимались. г.Б. имеет два основных источника бюджета, поступающих в 100% соотношении: НДФЛ и земельный налог.
Представитель Совета городского поселения г.Б. МР Б-кий р-нХ.Д.Р. (удостоверение №... от ... ) в ходе предварительного судебного заседания поддержала позицию представителя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и пояснила, что муниципальное образование – городское поселение г.Б. Законом от 17.12.2004 г. № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» было наделено статусом городского поселения впервые в соответствии с требованиями федерального законодательства. Проведение референдума не требуется для наделения статусом муниципального образования – городского поселения г.Б. впервые, так как в соответствии с требованиями п.7 ст. 13 ФЗ №131, указанного заявителями в качестве правового основания, проведение референдума необходимо только при преобразовании, изменении границ городского поселения, что в данном случае не производилось.
Представитель Администрации и Совета муниципального района Б-кий р-н, Совета городского поселения г.Б. Республики Башкортостан П.Е.Н. (доверенности №... от ... , №... от ... , №...-с от ... ) пояснила, что заявление ФИО1 и ФИО2 не подлежит удовлетворению по приведенным в заявлении правовым основаниям. Требования заявителей считает необоснованными. Муниципальное образование – городское поселение г.Б. с принятием Закона от 17.12.2004 г. № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» было наделено статусом городского поселения впервые в соответствии с требованиями федерального законодательства. Изменение экономического, демографического положения в г.Б. не связано с наделением его статусом городского поселения. Проведение референдума не требуется для наделения статусом городского поселения г.Б., так как в соответствии с требованиями ФЗ №131 проведение референдума необходимо только при изменении статуса городского поселения. ... сельские советы входили в состав муниципального района Б-кий р-н, являлись административными территориальными единицами. Ранее Законом №235-з от 25.07.2001 г. им присвоен статус поссоветов. На момент введения №126-з от 17.12.2004 г., в целях реализации ФЗ №131 им присвоен статус сельского поселения. Изменения границ при этом не произошло, по Закону №126-з от 17.12.2004г. произошло лишь наделение статусом, в данном случае, г.Б. - статусом городского поселения. В общей сложности 19 сельских поселений и 1 городское поселение впервые наделены статусом на территории муниципального образования Б-кий р-н.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, заключение прокурора Сафина А.Р., суд находит, что в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 следует отказать по следующим основаниям.
16 декабря 2004 года Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан принят Закон №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан», 17 декабря 2004 года Закон подписан Президентом Республики Башкортостан.
Закон опубликован в «Ведомостях Государственного Собрания-Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 2005, №1(199) ст.1; газете « Республика Башкортостан» 18.12.2004 г.№243(25726).
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов до 01.01.2005г. обязаны были установить границы муниципальных образований и наделить соответствующим статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района с учетом требований названного Закона.
В силу абзаца 4 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городские поселения, являющиеся на день вступления в силу главы 12 Закона муниципальными образованиями, предмет ведения которых на 30 апреля 2003 года не разграничен в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", с 1 января 2006 года являются городскими округами, если законом субъекта Российской Федерации до 1 февраля 2005 года в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 и части 7 статьи 13 настоящего Федерального закона не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, т.е. право наделять статусом городского поселения или городского округа отнесено к компетенции субъекта, который учитывает при этом требования ст. ст. 15 и 16 этого же Закона.
Действующее законодательство под преобразованием муниципального образования понимает наделение законом субъекта РФ городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских округов. Тем самым, мнение населения при изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа требуется в тех случаях, когда соответствующее городское поселение выделяется из состава муниципального района.
Между тем, в соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Частями 3, 4, 5 статьи 24 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ установлено, что в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования. Голосование проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом для поселений, входящих в состав административных районов и бывших на день вступления закона в силу самостоятельными муниципальными образованиями, исключений не сделано. В связи с этим наделение населенных пунктов, расположенных на территории муниципальных образований статусом городских и сельских поселений, является наделением муниципальных образований полномочиями на осуществление местного самоуправления в связи с двухуровневой системой местного самоуправления, вводимой на основании нового закона.
Как усматривается из материалов дела, Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» впервые после опубликования Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, были образованы муниципальные образования в Республике Башкортостан и наделены соответствующим статусом городского, сельского поселения, городского округа и установлены границы муниципальных образований в субъекте.
В силу ст. 13 п. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение и разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Из материалов дела видно, что г.Б. на момент принятия Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» ни городским поселением, ни городским округом не являлся.
Таким образом, суд считает установленным, что наделение г.Б., как самостоятельного образования, статусом городского поселения, оспариваемым законом было произведено впервые, преобразование или изменение границ указанного муниципального образования, требующего учета мнения населения, оспариваемым законом не осуществлялось. При этом г.Б. не утратил своей самостоятельности, приобретая лишь новый статус в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ.
Анализ Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что право наделять статусом городского или сельского поселения городских или сельских населенных пунктов предоставлено законодателю субъекта РФ, в данном случае, Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан. Закон принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан в соответствии с имеющимися у него полномочиями.
Доводы ФИО1 о нецелесообразности наделения статусом городского поселения г.Б. судом рассмотрены и признаны неубедительными в связи с тем, что федеральное законодательство наделяет субъекты этим правом и оспариваемый Закон принят в рамках имеющихся у него полномочий с учетом сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Таким образом, основываясь на положениях Федерального закона (с учетом поэтапного введения их в действие), законодатель республики имел право наделить соответствующим статусом муниципального образования без согласия населения этих муниципальных образований, при этом они не утратили своей самостоятельности и границы их изменены не были. То обстоятельство, что они включены в систему местного самоуправления как муниципальные образования «первого уровня» не нарушает прав граждан на осуществление местного самоуправления. Наделение таких муниципальных образований, как муниципальный район и городской округ, отдельными государственными полномочиями, возможно на основании федеральных законов или законов субъекта Федерации. Следовательно, доводы о том, что муниципальное образование г.Б. в результате принятия обжалуемого Закона лишится переданных ему государством полномочий являются необоснованными.
Кроме того, судом установлено, что изменение границ муниципальных образований при принятии оспариваемого Закона не произошло.
Доводы ФИО1 ФИО2 об ухудшении экономической, демографической, криминальной обстановки в городском поселении вследствие наделения его статусом городского поселения, не содержат оснований для удовлетворения требований. Несмотря на то, что в качестве правового основания заявленных требований, по мнению заявителей, явилось нарушение требований п.7 ст. 13 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года, суд не связан с доводами заявителя и вправе дать оценку законности оспариваемого нормативного правового акта по неприведенным в заявлении основаниям. В связи с вышеуказанным, суд считает, что изложенные выше заявителями обстоятельства ( ухудшение экономической, демографической обстановки и т.д.) непосредственно не зависят от наделения г.Б. статусом городского поселения в рамках рассматриваемого Закона и не влекут его незаконности.
Не содержит оснований для удовлетворения требований и утверждение ФИО1 об изменении территориальных границ.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан №235-з от 25.07.2001 года существовали муниципальное образование г.Б. и 19 муниципальных поселений. Из пояснений представителя Государственного Собрания – Курултая РБ Я.Г.Г.., представителя администрации Муниципального района Б-кий р-н РБ и Совета городского поселения г.Б. РБ П.Е.Н. и представителя администрации городского поселения г.Б. РБ – К.И.В. судом установлено, что МО г.Б. и 19 муниципальных образований - поссоветы существовали до принятия оспариваемого Закона самостоятельно и при издании Закона №126-з от 17.12.2004 года они впервые наделены статусом: г.Б. - городское поселение, 19 сельских поселений( в том числе и упомянутые заявителем ...) в составе МР Б-кий р-н. Территориальные границы при этом каждого из них не изменились.
Судом с участием лиц, участвующих в деле, исследованы Законы №434-з от 25.12.2002г., №366-з от 29.11.2002г., в которых приведено описание границ муниципальных образований, а также имеются схематические карты. При сопоставлении схематических границ по вышеуказанным Законам и оспариваемому заявителями Закону изменений границ не установлено.
В соответствии с ч.5 ст.251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
В нарушение вышеуказанных требований заявителями не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены их права и свободы, так как Законом не ограничивается право населения г.Б. на осуществление местного самоуправления. Возможное изменение полномочий руководителя муниципального образования, каковым является г.Б. в результате проведения территориально-муниципальной реформы не может расцениваться как нарушение гражданских прав заявителей. Заявителями также не представлены суду доказательства, подтверждающие, что при принятии оспариваемого Закона была нарушены процедура его принятия.
Кроме того, как установлено судом, заявитель ФИО1 зарегистрирован в г. М.Б-го р-на и при проведении голосования в форме референдума( при решении вопроса не о наделении статусом, а о преобразовании, изменении) не наделен правом участия в нем.
Поэтому суд приходит к выводу, что Закон Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года №126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» не нарушает действующее федеральное законодательство, что влечет отказ в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании Закона Республики Башкортостан №126-з от 17 декабря 2004 года «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в части определения правового статуса муниципального образования г.Б. – городское поселение недействительным с 17 декабря 2004 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Козлова Н.В.