ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3Г-81/2013 от 29.08.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Уфа ...

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,

при секретаре судебного заседания - Садрисламовой А.З.,

с участием прокурора - Сафина А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ... гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 Т.Х.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по тому же избирательному округу Г.Р.А.,

установил:

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан (далее - ЦИК РБ) от ... №... на ... назначены выборы депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва.

Постановлением ЦИК РБ от ... №... полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва были возложены на территориальные избирательные комиссии, в частности, полномочия окружной избирательной комиссии Юрюзаньского избирательного округа № 44 возложены на Территориальную избирательную комиссию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.

Постановлением ЦИК РБ от ... №... заверен список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутого Башкортостанским региональным отделением политической партии «Патриоты России» (далее - БРО ПП «Патриоты России»), в котором, по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 числится кандидат Т.Х.А.

Постановлением ЦИК РБ от ... №... заверен список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутого Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии «Гражданская Платформа» (далее - РО в РБ ПП «Гражданская Платформа»), в котором, по тому же избирательному округу числится кандидат Г.Р.А.

Решением Территориальной избирательной комиссии муниципального района Караидельский район (далее - ТИК Караидельского района РБ) №... от ... кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 зарегистрирован Т.Х.А.

Решением ТИК Караидельского района РБ №... от ... кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по тому же избирательному округу зарегистрирован Г.Р.А.

Кандидат в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 44 Т.Х.А. (далее - заявитель, кандидат Т.Х.А.) обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты по тому же избирательному округу Г.Р.А. (далее - кандидат Г.Р.А., Г.Р.А.), в связи с допущенным им нарушением избирательного законодательства в форме подкупа избирателей.

Заявление обоснованно тем, что на территории Юрюзаньского избирательного округа № 44 Республики Башкортостан распространяется посредством размещения в агитационных материалах кандидата Г.Р.А. информация о том, что Г.Р.А. проводит агитационную встречу с избирателями, а так же представляет безвозмездный концерт профессиональных артистов М.Ш., Р.М., Л.Я., Ф.Г., А.Н., Р.Г.. Анонс мероприятия сопровождается цветной афишей с изображением М.Ш., Ф.Г., Р.Г. и других исполнителей. О проведении данных встреч-концертов заблаговременно уведомлялись органы местного самоуправления. Концерты проходят совместно с агитационными публичными мероприятиями кандидата Г.Р.А., где непосредственное выступление исполнителей имеет место после встречи кандидата либо его доверенного лица по представлению кандидата либо его доверенного лица. По неподтверждённым данным услуги артистов за их участие в концерте были оплачены из средств избирательного фонда кандидата Г.Р.А.

Заявитель полагает, что указанные нарушения в значительной мере повлияли на формирование волеизъявления избирателей, привели к нарушению основополагающего принципа избирательного законодательства - принципа равенства прав и обязанностей всех кандидатов, установленных статьёй 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а так же привели к нарушению его прав.

В письменных возражениях представители Г.Р.А.: Б.И.Г. (доверенность от ...), Х.Р.И. (доверенность от ...), М.Д.А. (ордер серии №... №... от ..., выданный на основании соглашения от ..., удостоверение адвоката №...) утверждают, что нарушений избирательного законодательства в ходе предвыборной агитации кандидата в депутаты Г.Р.А. не допускалось, доказательств суду не представлено.

Из возражений также следует, что Г.Р.А. заключил договор возмездного оказания услуг по агитации, согласно которому, исполнители обязались оказать услуги по организации и осуществлению агитационной деятельности в период и в рамках предвыборной агитации заказчика с ... по ... по форме, не запрещённой законодательством Российской Федерации (в том числе путём исполнения музыкальных номеров), оплата услуг предусмотрена из избирательного фонда кандидата, в размерах, согласно заключённым договорам. Встречи кандидата с избирателями с привлечением исполнителей договора об агитационной деятельности проводились в помещениях, предоставленных администрациями муниципальных образований в пользование безвозмездно.

В возражениях утверждается, что бесплатные услуги указанными лицами по поручению кандидата Г.Р.А. либо его доверенных лиц избирателям не оказывались. Они выполняли принятые на себя обязательства по агитации за кандидата Г.Р.А. в соответствии с заключёнными договорами с их последующей оплатой.

Кроме того, в возражениях отмечается, что подкуп избирателей является административным правонарушением, факт подкупа избирателей кандидатом Г.Р.А. или его доверенными лицами не установлен по правилам административного производства.

В судебном заседании представитель заявителя Г.С.Р. (доверенность от ... №...) требования заявителя поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представители Г.Р.А., подавшие письменные возражения, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель РО в РБ ПП «Гражданская платформа» П.Н.В. (доверенность от ...) в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, утверждая, что кандидатом Г.Р.А. производилась агитационная деятельность с участием уважаемых в республике людей и использованием музыкальных номеров, что подкупом избирателей не является.

Представители ТИК Караидельского района РБ Ш.Э.К. (удостоверение председателя ТИК Караидельского района РБ №... от ...), С.Э.Р. (доверенность №... от ...), Х.Э.М. (доверенность №... от ...) требования кандидата Т.Х.А. поддержали и просили их удовлетворить, так как при проведении агитационных мероприятий кандидатом Г.Р.А. действительно населению района давались бесплатные концерты, что является запрещённой агитационной деятельностью.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан С.А.Р. полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд считает, что в удовлетворении заявления кандидата Т.Х.А. следует отказать.

Согласно подпункту «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также, действующими по их поручению, иным лицом или организацией.

Такая же норма содержится в подпункте 4 пункта 7 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 06.12.2006 № 380-з (далее - Кодекс РБ о выборах).

В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сказано, что при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:

подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании, принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Такая же норма содержится в части 2 статьи 68 Кодекса РБ о выборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона № 67-ФЗ агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Заявление о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 Г.Р.А. подано в ТИК Караидельского района РБ ..., входящий номер №.... С этой даты для Г.Р.А. начался агитационный период.

... кандидатом Г.Р.Ф. заключены договоры об оказании услуг агитационной деятельности в рамках предвыборной агитации в период с ... по ... с агитаторами Ш.М.Т., Г.Ф.С., ФИО2, Г.Ф.Ф., ... - с агитаторами Я.Л.Ф., М.Р.А.

В договорах с агитаторами Я.Л.Ф., М.Р.А. предусмотрено вознаграждение за оказанные услуги в сумме ... (...) рублей, а в договорах с агитаторами Ш.М.Т., Г.Ф.С., ФИО31, Г.Ф.Ф. - по ... (...) рублей.

Как видно из выписки по операциям на счёте кандидата Г.Р.А., из избирательного фонда этого кандидата произведена оплата по указанным договорам за проведение концертов в рамках предвыборной агитации.

ТИК Караидельского района РБ суду представлены экземпляры агитационного материала кандидата Г.Р.А., в которых даётся объявление о встрече с ним жителей Юрюзаньского избирательного округа. В этих объявлениях указана программа, в которой предусмотрено: встреча Г.Р.А. с избирателями, выступление доверенных лиц, вопросы-ответы и концерт.

Заявителем суду представлены диски с видеосюжетами этих встреч, а по ходатайству представителей Г.Р.А. на предварительном судебном заседании - оригиналы видеосъёмок (два диска), где зафиксированы встречи кандидата Г.Р.А. с избирателями в полном объёме.

Представитель заявителя пояснил в судебном заседании, что видеосъёмку ... в Доме культуры села Караидель производила К.А.Н., а в деревне Тегерменево ... -Х.А.Р.

Содержание представленных видеосъёмок свидетельствует о том, что на встречах с избирателями кандидата Г.Р.А. участвовали известные в республике артисты, которые агитировали голосовать за кандидата Г.Р.А., а после встречи эти же артисты на той же сцене выступали с музыкальными номерами.

Зафиксированные в видеосъёмках обстоятельства никем из заинтересованных лиц не отрицаются.

В судебном заседании допрошен в качестве свидетеля Г.Ф.С., который также подтвердил, что в соответствии с заключённым договором между ним и кандидатом Г.Р.А. он принимал участие в его встречах с избирателями (всего ... встреч), агитировал их голосовать за этого кандидата, а затем спел несколько песен из своего репертуара, получив в качестве вознаграждения ... (...) рублей.

Таким образом, факт проведения публичных агитационных встреч кандидатом Г.Р.А. с участием известных в республике артистов с демонстрацией музыкальных номеров нашёл своё подтверждение.

В заявлении кандидата Т.Х.А. агитационная деятельность кандидата Г.Р.А. оценивается как подкуп избирателей только на основании того, что он при проведении этой деятельности использовал выступления с концертными номерами известных в республике артистов, оплатив эти выступления из своего избирательного фонда.

Суд считает, что сами по себе эти обстоятельства не свидетельствуют о подкупе избирателей кандидатом Г.Р.А. либо иными лицами.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Из пункта 2 этой статьи следует, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными, либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Приведённые нормы федерального законодательства имеются также в статье 61 Кодекса РБ о выборах.

Таким образом, содержание, форма и метод проведения агитации, самостоятельное её проведение либо с помощью иных лиц, федеральным и республиканским законодательством отнесено к выбору кандидата.

Как видно из представленных видеосюжетов, кандидат Г.Р.А., а также, участвовавшие в его агитационных мероприятиях иные лица, призывали голосовать за этого кандидата, объясняя возможные последствия его избрания, говорили о его семье, личных качествах, о том, что он является земляком избирателей Юрюзаньского округа. В их выступлениях явно видна цель - создание положительного отношения избирателей к этому кандидату. При этом встречи происходили в помещениях, специально предоставленных для агитационных мероприятий, вход в которые был свободным (что видно из одного из видеосюжетов и не оспаривалось участниками процесса), какая-либо плата за вход в помещение для участия в агитационной встрече не бралась, билеты на просмотр, в частности, музыкальных номеров, не распространялись, обещаний голосовать определённым образом от избирателей ни сам кандидат, ни его агитаторы не требовали, условия голосовать «за» или «против» конкретного кандидата никто из них избирателям не ставил, в том числе и при демонстрации музыкальных номеров.

Под подкупом избирателя в федеральном и республиканском законодательстве подразумевается осуществление действий по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата, либо действий, которые ставились в зависимость от результатов выборов.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что при проведении публичных агитационных мероприятий кандидатом Г.Р.А. таких условий никто не ставил, творческие выступления известных в республике артистов были представлены всем желающим, вне зависимости от их выбора при голосовании за того или иного кандидата.

О том, что выступления артистов производились под условием голосования «за» или «против» какого-либо кандидата не говорится в заявлении кандидата Т.Х.А. и не подтверждается добытыми судом доказательствами.

Таким образом, учитывая, что один из основных признаков подкупа избирателей - совершение действий по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата отсутствует, действия кандидата Г.Р.А. и иных лиц, принимавших участие в его агитационных публичных мероприятиях нельзя оценивать как подкуп избирателей. Они представляют собой выполнение принятых на себя по договору обязательств по агитации за кандидата Г.Р.А., выбранными им методами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 7 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ для отмены регистрации кандидата в депутаты Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 Г.Р.А.

Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

в удовлетворении заявления кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому одномандатному избирательному округу № 44 Т.Х.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по тому же избирательному округу Г.Р.А., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан 3.Ш. Касимова