ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3Г-82/2013 от 30.08.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Уфа ...

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего – судьи Касимовой З. Ш.,

при секретаре судебного заседания – Садрисламовой А.З.,

с участием прокурора – Сафина А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ... гражданское дело по жалобе кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 Г.Р.А. на решение Территориальной избирательной комиссии муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан №... от ...,

у с т а н о в и л :

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан (далее – ЦИК РБ) от ... №... на ... назначены выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва.

Постановлением ЦИК РБ от ... №... полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва были возложены на территориальные избирательные комиссии, в частности, полномочия окружной избирательной комиссии Юрюзаньского избирательного округа № 44 возложены на Территориальную избирательную комиссию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан (далее – ТИК Караидельского района РБ, комиссия).

Решением ТИК Караидельского района РБ от ... №... зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу Г.Р.А. (далее - кандидат Г.Р.А., заявитель).

Кандидат Г.Р.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой на решение ТИК Караидельского района РБ №... от ..., которым признаны незаконными его агитационные материалы:

- изготовленные ... ООО «СМУК-ПРЕСС»: плакат – календарь формата А3 «Наш земляк кандидат», плакат – календарь формата А3 «Достойным людям – достойный депутат», буклет «Я за Г.Р.А.!» формата А4, плакаты – самоклейки «Достойным людям – достойный депутат», формат А3, А4, А5 плакаты «Достойным людям – достойный депутат» формата А3, А4;

- изготовленные ... индивидуальным предпринимателем Г.Р.В.: плакаты «Афиши», формата А2 и А3, плакат «Я за Г.Р.А.», формат А4.

Из жалобы следует, что ТИК Караидельского района РБ решила обратиться в Отдел МВД России по Караидельскому району с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов кандидата Г.Р.А.

В обоснование жалобы кандидат Г.Р.А. указал, что им в соответствии с частями 4 и 7 статьи 67 Кодекса Республики Башкортостан о выборах № 380-з от 06.12.2006 (далее - Кодекс РБ о выборах) представлены сведения о предвыборных агитационных материалах из 11 пунктов, в которые входят вышеперечисленные агитационные материалы. ТИК Караидельского района РБ выдала заключение №... от ..., в котором указала, что представленные агитационные материалы соответствуют требованиям законодательства о порядке изготовления агитационных материалов.

Кроме того, в жалобе говорится, что из решения не усматривается, что о рассмотрении комиссией вопроса о признании незаконными агитационных материалов, заявитель был извещён.

В судебном заседании представитель Г.Р.А. - Х.Р.И. (доверенность от ... №...) требования Г.Р.А. поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, добавив, что агитационные материалы, признанные комиссией незаконными, вместе с теми, в которых нарушения были устранены, в настоящее время срываются с мест их прикрепления сотрудниками полиции и неизвестными лицами без объяснения причин.

Представители ТИК Караидельского района РБ С.Э.Р. (доверенность №... от ...) и Х.Э.М. (доверенность №... от ...) в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований кандидата Г.Р.А., объяснив суду, что рабочая группа, которая проверила агитационные материалы этого кандидата, не увидела в них каких-либо нарушений, о чём выдала заключение. После этого, ... поступили два заявления председателя Совета местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Караидельском районе Республики Башкортостан, копии которых представлены в дело, о том, что на территории Юрюзаньского избирательного округа №44 распространяется незаконный печатный материал кандидата Г.Р.А. В материале, изготовленном ООО «СМУК-ПРЕСС», вообще не указан субъект Российской Федерации в юридическом адресе изготовителя, а в материале, изготовленном индивидуальным предпринимателем Г.Р.В., в юридическом адресе изготовителя не указано полное наименование субъекта Российской Федерации. В связи с этим вопрос об агитационных материалах кандидата Г.Р.А. был вынесен на рассмотрение на заседании комиссии, о чём он был уведомлён. В заседании комиссии принимали участие доверенное лицо этого кандидата С.И.А. и начальник штаба Г.Ж.К. ... кандидат Г.Р.А. представил в ТИК Караидельского района РБ новые агитационные материалы, в которых правильно был указан субъект Российской Федерации.

Представители ТИК Караидельского района РБ считают, что оспариваемое решение на момент распространения материалов, в которых не был указан субъект Российской Федерации, и он был указан в сокращённом виде, являлось законным, кандидат Г.Р.А. принял его во внимание и исправил нарушения, после чего комиссией не применялись к нему какие-либо меры воздействия, задание об изъятии агитационных материалов ТИК Караидельского района РБ никому не давала, в комиссию изъятые агитационные материалы кандидата Г.Р.А. никто не приносил.

Судом по ходатайству представителя заявителя Х.Р.И. допрошен свидетель А.Ю.В., из показаний которой следует, что она распространяла по поручению Г.Р.А. в селе Караидель агитационные материалы, конкретно – газеты. К ней подходили неизвестные ей люди в форме и запрещали раздавать газеты. Другие агитаторы рассказывали ей, что агитационный материал неизвестными людьми срывается, но сама она этого не видела.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан С.А.Р. полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд считает, что в удовлетворении заявления кандидата Г.Р.А. следует отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Из пункта 2 этой статьи следует, что все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы (пункт 3 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 54 этого Федерального закона распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, запрещается.

Такие же условия выпуска и распространения печатных агитационных материалов предусмотрены статьёй 67 Кодекса РБ о выборах.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (пункт 3); комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения (пункт 4); комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти (пункт 5).

Согласно пункту 7 статьи 68 Кодекса РБ о выборах избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

Из приведённых норм федерального и республиканского законодательства следует, что в них содержится требование об указании в печатном агитационном материале адреса изготовителя, в том числе и наименование субъекта Российской Федерации, а также прямой запрет распространения агитационных материалов с нарушением, установленных законом требований.

Кроме того, в этих же нормах предусмотрена обязанность комиссии осуществлять контроль соблюдения установленного порядка проведения предвыборной агитации, в рамках которого она вправе проводить проверки по заявлениям граждан, организаций и принимать меры по устранению допущенных нарушений, в том числе путём направления представления об их устранении.

Кандидатом в депутаты Г.Р.А. в ТИК Караидельского района РБ представлены агитационные материалы, изготовленные ООО «СМУК-ПРЕСС», в которых не указан в адресе изготовителя субъект Российской Федерации, а также изготовленные индивидуальным предпринимателем Г.Р.В., в которых в адресе изготовителя субъект Российской Федерации указан в сокращённом виде – «РБ» без какой-либо расшифровки.

ТИК Караидельского района РБ, проверив заявление председателя Совета местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Караидельском районе Республики Башкортостан об этих нарушениях, рассмотрев его на заседании комиссии, вынесла решение о признании их незаконными, и о направлении в Отдел МВД России по Караидельскому району Республики Башкортостан представления о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов кандидата Г.Р.А.

Поскольку нарушение заявителем условий распространения печатных агитационных материалов, установленных федеральным и республиканским законодательством, действительно имело место, действия ТИК Караидельского района РБ по пресечению этих нарушений, путём рассмотрения заявления о них на заседании комиссии с участием доверенных лиц заявителя и с вынесением мотивированного решения, в котором эти нарушения отражены, со ссылкой на нормы права, а также с направлением представления в правоохранительные органы о пресечении этой деятельности, являются законными.

Суду представлена копия представления комиссии от ... №..., направленного во исполнение оспариваемого решения в Отдел МВД по Караидельскому району Республики Башкортостан, из которого следует, что комиссия предлагает отделу МВД России по Караидельскому району Республики Башкортостан принять меры по пресечению нарушений и изъятию незаконного агитационного материала.

Таким образом, в представлении содержится лишь предложение принятия мер по пресечению нарушений и изъятию незаконного агитационного материала, оно не содержит императивного требования об изъятии документов, следовательно, вопрос об изъятии агитационного материала, составленного с нарушением закона, оставлен на усмотрение Отдела МВД России по Караидельскому району Республики Башкортостан.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что само рассмотрение этого вопроса на заседании комиссии и направление представления в правоохранительные органы о пресечении нарушения является соразмерными мерами реагирования комиссии, допущенному нарушению. Других мер реагирования, как установлено судом, ТИК Караидельского района РБ не применяла.

Нельзя признать состоятельным довод заявителя о том, что комиссией ранее было выдано заключение, в котором агитационные материалы, представленные ей заявителем, были признаны законными. Как видно из приведённых выше норм, данное обстоятельство не препятствовало комиссии вновь рассмотреть этот вопрос после поступления официального заявления местного отделения политической партии о допущенных нарушениях в изготовлении агитационного материала кандидата Г.Р.А. Более того, они предписывают комиссии провести проверку указанных в заявлении фактов и сообщить о результатах проверки и принятых мерах заявителю.

Оценивая аргументы заявителя о том, что допущенные нарушения не существенные и не свидетельствуют о незаконности печатного агитационного материала, суд принимает во внимание, что федеральное и республиканское законодательство не предоставляет избирательной комиссии право оценивать существенность или несущественность нарушения. Иное толкование указанных выше норм приводило бы к неопределённости правовых последствий нарушения, что в свою очередь нарушало бы принцип равенства кандидатов и избирательных объединений.

Кроме того, сокращённое название субъекта Российской Федерации без его расшифровки («РБ»), может быть прочитано не только как Республика Башкортостан, но и как, например, Республика Бурятия, т.е. допускает неоднозначное прочтение.

Согласно статье 1 Конституции Республики Башкортостан официальным названием республики является «Республика Башкортостан» и «Башкортостан», т.е. сокращённое название республики «РБ» не является официальным её названием, следовательно, не подлежит применению без соответствующей расшифровки.

Несостоятельным является и довод представителя заявителя о том, что не был составлен акт о допущенном правонарушении, поскольку приведённые выше нормы законодательства не требуют при рассмотрении вопроса о законности печатного агитационного материала на заседании избирательной комиссии составлять отдельный акт о выявленном этой комиссией нарушении, установленных законом правил издания этого материала.

Утверждение в жалобе о том, что в оспоренном решении не отражено, был ли извещён кандидат Г.Р.А. о времени и месте заседания комиссии не ставит под сомнение это решение, так как закон не требует отражение этого обстоятельства в решении избирательной комиссии, в связи с чем, суд принимает во внимание объяснения по этому поводу представителей ТИК Караидельского района РБ о том, что кандидат Г.Р.А. был извещён о времени и месте рассмотрения данного вопроса на заседании комиссии и направил на это заседание своих доверенных лиц, которые приняли в нём участие, что представитель заявителя не отрицал в судебном заседании. ... допущенные нарушения были устранены и в комиссию были представлены печатные агитационные материалы с полным указанием субъекта Российской Федерации в адресе изготовителя.

Обращение ТИК Караидельского района РБ с представлением в правоохранительные органы не является противоправным, более того, это действие предусмотрено приведённой выше нормой федерального законодательства. Оно не служит безусловным основанием для привлечения к ответственности граждан, а действия сотрудников этих органов, о которых говорили в судебном заседании представитель заявителя и допрошенный судом свидетель, не были предписаны этим представлением.

Таким образом, суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения ТИК Караидельского района и считает, что оно вынесено в соответствии с приведёнными выше нормами федерального и республиканского законодательства, права заявителя не нарушает.

Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

р е ш и л :

в удовлетворении жалобы кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Юрюзаньскому избирательному округу № 44 Г.Р.А. на решение Территориальной избирательной комиссии муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан №... от ... отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З. Ш. Касимова