категория 011а
Дело № 3га-1004/2021
Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Уфа 30 сентября 2021 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Старичковой Е.А.,
при секретаре Даминовой Р.И.,
с участием прокурора Валиуллиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим нормативный правовой акт,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года N 50 (в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 1 апреля 2015 года N 107, от 20 ноября 2017 года N 535 и от 23 мая 2018 года N 232) утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, местного значения (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Постановление опубликовано в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 12.03.2012, N 8(374), ст. 452, размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 22.02.2012.
Пунктом 1.5. Порядка предусмотрено, что актом о введении ограничения устанавливаются:
сроки начала и окончания периодов временных ограничения или прекращения движения;
автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничение или прекращение движения;
организации, обеспечивающие временные ограничение или прекращение движения;
предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры транспортного средства;
периоды времени, в которые прекращается движение (раздел 4 настоящего Порядка).
Пунктом 2.2. Порядка установлено, что при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, когда о временных ограничении или прекращении движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
В случаях, предусмотренных разделом 4 настоящего Порядка, информация о введении ограничения за 30 дней до начала временного ограничения движения размещается на официальном сайте республиканского органа и официальных сайтах органов местного самоуправления (пункт 2.3 Порядка).
Уполномоченный орган, издавший акт о введении ограничения, информирует об этом соответствующие государственные контрольные и надзорные органы (пункт 2.4 Порядка).
Временное ограничение движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводится в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванного их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур (пункт 4.1. Порядка).
Во исполнение вышеуказанного акта Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года» в период с 1 по 30 апреля 2018 года включительно введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения.
Указанный нормативный правовой акт размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 30.03.2018, и опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", 23.04.2018, N 12(594), ст. 482.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия абзацы 1, 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122, ссылаясь на нарушение порядка официального опубликования данного нормативного правового акта, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, пункту 2.2 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года №50; части 5 статьи 8 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; пункту 7 Указа Президента Республики Башкортостан «О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений, распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 26 сентября 1996 года № УП-629. Также указывает, что оспариваемая норма нарушает его законные права и интересы, поскольку, основываясь на данном нормативном правовом акте, Арбитражный суд Свердловской области 24 декабря 2020 года удовлетворил иск ГКУ РБ «Центр организации дорожного движения», предъявленный к нему как индивидуальному предпринимателю, осуществляющему перевозки тяжеловесного груза, о взыскании материального ущерба на сумму 195 979 рублей, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан (решение вступило в законную силу 25.02.2021 года на основании постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда). По мнению административного истца, постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года» должно было быть опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации (www.p ravo. gov. ru), на котором публикуются нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В судебное заседание административный истец, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, заявив ходатайство при подаче административного иска о рассмотрении заявления и принятия решения без участия административного истца.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт не может быть отнесен к разряду актов, затрагивающим права и интересы граждан, порядок опубликование которых на сайте www.p ravo. gov. ru предусмотрен пунктом 7 Положения о порядке опубликования и вступления в силу постановлений Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ от 26 сентября 1996 года. Обжалуемый административным истцом нормативный правовой акт не затрагивает конституционных прав человека и гражданина, регулирует правоотношения в области транспортных перевозок по автомобильным дорогам в опасный период, осуществляемых, в частности, индивидуальными предпринимателями, к числу которых относится административный истец.
Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан по доверенности ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Республики Башкортостан и не противоречит федеральному и республиканскому законодательству.
Представитель заинтересованного лица ГКУ РБ Центр организации дорожного движения в судебное заседание не явился, согласно представленным в суд возражениям просит отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, поскольку информация о вводимых ограничений в весенний период заблаговременно размещена как на официальном интернет-портале правовой информации, на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан, сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, так и на официальном сайте ГКУ РБ Центр организации дорожного движения, а также на сайте биржи грузоперевозок, на сайте Главных новостей Уфы и Республики Башкортостан.
Выслушав пояснения сторон, проверив Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года» на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы административного дела № 3га-1004/2021 года, а также представленные сторонами документы, заслушав заключение прокурора Валиуллиной Г.Р., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу частей 7 - 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).
Поскольку оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт, прекративший свое действие, был применен к административному истцу в 2021 году, ИП ФИО1 не лишен права его обжалования в порядке главы 21 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениями статьи 3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из преамбулы постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 республиканский нормативный акт принят в соответствии с частью 2.1 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 2.1 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
С приведенными нормативными положениями согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (редакция от 1 мая 2019 года) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Башкортостан "О совершенствовании порядка официального опубликования правовых актов Республики Башкортостан" от 21 октября 2011 года N УП-534 (в ред. Главы Республики Башкортостан от 27.07.2017 № УГ-114), пунктом 3 Положения о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26 сентября 1996 года № УП-629 (в ред. Указов Главы РБ от 10.03.2015 №УГ-53), акты Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (размещению) в течение пяти рабочих дней после их подписания.
Официальным опубликованием актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 принято в пределах компетенции, в предусмотренной действующим законодательством форме, а также его опубликования на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Довод административного истца о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, поскольку, по мнению административного истца, последний подлежал обязательному размещению на Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npavo.qov.ru), является необоснованным.
В силу пункта 3 Положения о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан официальным опубликованием постановлений Правительства Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, считается также их первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.npa.bashkortostan.ru).
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт регулирует правоотношения в области перевозок тяжеловесных грузов при осуществлении профессиональной (предпринимательской) деятельности, какие-либо конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина не затрагивает, а также не устанавливает правовой статус организаций и не имеющий межведомственного характера, опубликование его на данном информационном ресурсе не является обязательным.
Кроме этого, следует учесть следующее.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ возложена обязанность на владельцев автомобильных дорог в случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств (часть 4 статьи 30).
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств, уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, когда о временных ограничении или прекращении движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
Материалами дела подтверждено, что информация о введении временного ограничения в период с 1 апреля по 30 апреля 2018 года была доведена до пользователей автомобильными дорогами путем опубликования на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 28 февраля 2018 года в 14.51 местного времени, на официальном сайте Государственного комитета (в настоящее время – Министерство) Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 28 февраля 2018 года в 15.02 местного времени, то есть с соблюдением 30-дневного срока до начала ограничения движения.
Из представленных ГКУ РБ Центр организации дорожного движения сведений, установлено также, что данным учреждением, подведомственным Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, размещена информация для перевозчиков о введении временного ограничения движения в период с 1 по 30 апреля 2018 года на сайте учреждения 27 февраля 2018 года.
Информация была также опубликована на информационных ресурсах:
- сайте https://bash.news, TRANS.RU (биржа грузоперевозок) – 2 марта 2018 года,
- сайтах https://glavufa.ru, https://gorobzor.ru, https://dorinfo 1 марта 2018 года и др.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма, принятая с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, поэтому в удовлетворении требований ИП ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими со дня принятия абзацы 1, 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Е.А.Старичкова