Дело №3га-100/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 08 февраля 2024 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в
гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина И.Ф.,
при секретаре судебного заседания Галимове Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 В.А.О. о признании недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года № 2603 определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту – Перечень).
Приказ опубликован 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
В пункт 1179 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ...
ФИО1 В.А.О., являясь собственником указанного здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеуказанного пункта Перечня, полагая, что данное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, предъявляемым статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемый пункт Перечня противоречит действующему законодательству и нарушают его права, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
ФИО1 В.А.О. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
От ФИО1 В.А.О. поступили письменные пояснения, согласно которым спорное здание в 2021-2022 годах сдавалось в аренду частично, договоры аренды представлены в материалы дела, оставшаяся часть площади здания использовалась в производственных (производство фруктовых соков, пюре, томатной пасты, киселя) и складских целях.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что спорное здание сдается по договорам аренды под склады, а также используется под производственную деятельность.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО3 с административным иском не согласилась, указала, что включение в оспариваемый Перечень произведено обоснованно, причину невозможности доступа комиссии в здание пояснить не может.
Выслушав представителей административного истца, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, заключение прокурора Сафина И.Ф., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения»).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и утверждается его приказом.
Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется актом, составленным комиссией по обследованию.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения здания в Перечень законным суду надлежит установить, что оно либо:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
-назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., включено в пункт 1179 Перечня на 2022 год.
ФИО1 В.А.О. является собственником данного здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости(л.д....).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах объект недвижимости – здание с кадастровым номером ... имеет назначение «нежилое», наименование «консервный завод», площадь ... кв.м. (л.д....).
Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Республике Башкортостан от ... года следует, что по состоянию на 15 декабря 2021 года у здания с кадастровым номером ... с характеристиками: назначение – нежилое, наименование – консервный завод, площадь ... кв.м, связь с какими-либо помещениями и земельными участками отсутствует(л.д....).
Учитывая изложенное, спорное здание не могло быть включено в оспариваемый Перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
В связи с этим административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании спорного объекта недвижимости или представлены сведения, содержащиеся в кадастровых паспортах данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или размещении торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади здания.
По запросу суда ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» представлена копия технического паспорта на отдельно стоящее ... этажное нежилое строение по адресу: ..., по состоянию на 17 февраля 2010 года, согласно которому нежилое строение общей площадью ... кв.м состоит из литеры ... – Здание консервного завода с фактическим использованием под торгово-складское.
Согласно экспликации к данному техническому паспорту помещения нежилого строения имеют назначение: склад, эл.щитовая, кабинет, коридор, цех, мойка, бытовая, умывальная, туалет, сан.узел, подсобное.
Таким образом, из технического паспорта не усматривается размещение в спорном объекте недвижимости каких-либо помещений, используемых для размещения офисных помещений и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и соответствующих критериям статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наименование «кабинет» не идентичен наименованию «офис».
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Административным ответчиком представлен акт обследования фактического использования здания с кадастровым номером ... по состоянию на 25 марта 2021 года.
В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (п.21.1, 2.2 Методики).
Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов, поскольку не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.
Кроме того, в акте указано, что обследование произведено без доступа в здание, на основании сведений с сайта ... в здании ведется торговая производственная деятельность. Из приложенных к акту фотографий не представляется возможным установить осуществление в здании деятельности, отвечающей требованиям статьям 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из фотографий, приобщенных к акту, видно, что в помещении размещены товары однородных групп на оборудованных стеллажах для хранения.
Данных о выкладке товаров, размещении контрольно-кассовой техники, наличии ценников на фотографиях не содержится.
В акте имеются внутренние противоречия, в п.3 акта указано, что он составлен без доступа в здание, между тем, к акту приложены фотографии помещений внутри здания. В акте отсутствует указание на причину невозможности проникновения в здание при наличии открытых дверей, представитель ответчика в судебном заседании 8 февраля 2024 года не смогла назвать причины, по которым члены комиссии не смогли осмотреть здание изнутри в полном объеме.
Не представляется возможным согласиться и с указанием в акте об отсутствии технической документации, поскольку на дату составления акта в ГУП «БТИ Республики Башкортостан» имелся технический паспорт, составленный по состоянию на 17 февраля 2010 года, на строение литера ..., имеющего наименование «здание консервного завода», ... кв.м., что соответствует площади здания по выписке из ЕГРН.
Исследовав данный акт с участием представителей истца, административного ответчика и прокурора, проанализировав вышеприведенную нормативную базу, суд, полагает, что он не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 НК РФ в качестве необходимого условия для признания спорного здания объектом, налоговая база которого на 2022-2024 годы исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дела не представлено.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно на административного ответчика возложена обязанность по доказыванию законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования спорного здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения не менее 20% от общей площади здания на начало налогового периода 2022 года.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал ППК «Роскадастр» по Республике Башкортостан) от ... г. реестровое дело на объект недвижимости с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., отсутствует на архивном хранении. Запрашиваемые сведения в виде копии договоров аренды (субаренды) на объект недвижимости с кадастровым номером ... отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости(л.д....).
Административным истцом в материалы дела представлены краткосрочные договоры аренды, из которых также не усматривается использование помещений здания в целях, отвечающим критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:
- № ... от ... года с ИП С.И.Б. на помещения № ... общей площадью ... кв.м. для производства мясных полуфабрикатов;
- № ... от ... года с ООО «...» на помещение литер ... общей площадью ... кв.м. для склада;
- № ... от ... года с ООО «...» на помещение литер ... общей площадью ... кв.м. для склада;
- № ... от ... года с ООО «...» на помещение литер ... общей площадью ... кв.м. для склада.
Из представленных Управлением ФНС по Республике Башкортостан сведений о регистрации, перерегистрации контрольно-кассовой техники по адресу: ..., следует, что по данному почтовому адресу зарегистрирована ККТ, однако данные о регистрации техники за административным истцом, а также лицами, арендующими помещения в спорном здании, имеющими местом регистрации ККТ здание с порядковым номером ..., отсутствуют(л.д....).
Как установлено судом, на территории, имеющей почтовый адрес: ..., размещено множество зданий и складских помещений, имеющих официальную и неофициальную нумерацию, точное количество которых не представляется возможным определить.
На основании изложенного с учетом назначения, разрешенного использования или наименований здания в нем в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, суд полагает, что спорное здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем включение его в пункт 1179 Перечня на 2022 год противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Таким образом, суд признает недействующим пункт 1179 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года № 2603, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2022 год), признание отдельного его положения недействующим со дня принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах пункт 1179 Перечня на 2022 год подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года № 2603.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 В.А.О. о признании недействующими нормативных правовых актов в части удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1179 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года № 2603, со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2024 года.