дело №3га-1042/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 13 сентября 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Р.А.Р..,
с участием прокурора Республики Башкортостан Фахретдиновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Пивоварни Хейнекен» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 3999, 4001, 4003, 4025 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год или Перечень).
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктами 3999, 4001, 4003, 4025 Перечня на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, были включены нежилые здания по адресу адрес: здания гаражей, пристрой гаража (литеры III, III1, III2), площадью 1172,1 кв.м, с кадастровым номером №...:508, склад солода, пункт проката барды, транспортная галерея (литеры У, У1, У2, У3), площадью 2739,8 кв.м, с кадастровым номером №...:515, здание котельной, пристрой к котельной, пристрой к котельной – установка деаэратора (литеры Ю, Ю1, Ю2), площадью 1872,5 кв.м, с кадастровым номером №...:518, корпус производства пива, площадью 14852,1 кв.м, с кадастровым номером №...:466.
Общество с ограниченной ответственностью «Объединенные Пивоварни Хейнекен» (ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен»), собственник вышеуказанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункты 3999, 4001, 4003, 4025 Перечня на 2019 год вышеуказанных зданий. В обоснование требований указано, что основной вид деятельности общества – производство пива, здания входят в единый производственный комплекс, вид разрешенного использования земельного участка «для обслуживания нежилого строения – административного здания» не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение производственных зданий, которые составляют инфраструктуру промышленного предприятия, в Перечень на 2019 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представители ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» – ФИО1, ФИО2 административный иск поддержали, просили удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО3 иск считает необоснованным, пояснила, что спорные здания были включены в Перечень на 2019 год исходя из вида разрешенного использования земельного участка «для обслуживания нежилого строения – административного здания», один из видов которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Представитель Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Сведения об уважительности причин неявки в суд не представлены. В возражениях на административный иск указано, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2019 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» (вступившего в силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.
Порядок опубликования Перечня на 2019 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включению в Перечень на 2019 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».
В судебном заседании установлено, что в пункты 3999, 4001, 4003, 4025 Перечня на 2019 год включены нежилые здания по адресу адрес: здания гаражей, пристрой гаража (литеры III, III1, III2), площадью 1172,1 кв.м, с кадастровым номером №...:508, склад солода, пункт проката барды, транспортная галерея (литеры У, У1, У2, У3), площадью 2739,8 кв.м, с кадастровым номером №...:515, здание котельной, пристрой к котельной, пристрой к котельной – установка деаэратора (литеры Ю, Ю1, Ю2), площадью 1872,5 кв.м, с кадастровым номером №...:518, корпус производства пива, площадью 14852,1 кв.м, с кадастровым номером №...:466.
Данные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 02:56:050302:29, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для обслуживания нежилого строения – административного здания».
Как следует из возражений на иск административного ответчика и заинтересованного лица нежилые здания включены в Перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии классификатором видов разрешенного использования земельных участков «для обслуживания нежилого строения – административного здания» размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривает.
Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Из представленных административных истцом документов следует, что спорные объекты недвижимости используются и предназначены для производственных целей, представляют собой единый производственный комплекс по производству пивобезалкогольной продукции.
Из выписки ЕГРЮЛ, устава ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» усматривается, что основной вид деятельности общества: производство пива, дополнительные виды деятельности: производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках, деятельность агентов по оптовой торговле безалкогольными напитками, деятельность агентов по оптовой торговле пивом, торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками, торговля оптовая пивом.
Согласно экспликациям к поэтажным планам технических паспортов Государственного унитарного предприятия Стерлитамакский филиал Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан здания гаражей, пристрой гаража (литеры III, III1, III2), площадью 1172,1 кв.м, с кадастровым номером №...:508 состоят из гаражей, токарного отделения, агрегатного цеха, моторного цеха, сварочного цеха, медницкого цеха, складов, бытовых помещений, комнаты приема пищи (18,4 кв.м), санузлов, аккумуляторной, медпункта, коридоров, кладовки, зарядной, кабинета; склад солода, пункт проката барды, транспортная галерея (литеры У, У1, У2, У3), площадью 2739,8 кв.м, с кадастровым номером №...:515 состоит из помещений: лестничные клетки, тамбуры, коридоры, склады, кабинеты, лифты, комната обогрева, электрощитовая, дробильное отделение, вентиляционные камеры, производственные, операторная, машинное отделение, пункт отпуска дробины, галерея, элеваторный узел; здание котельной, пристрой к котельной, пристрой к котельной – установка деаэратора (литеры Ю, Ю1, Ю2), площадью 1872,5 кв.м, с кадастровым номером №...:518 состоит из трансформаторных подстанций, душевых, санузлов, раздевалок, котельной, производственной, кабинетов, бытовых помещений, деаэраторной, лестничных клеток, лабораторий, комнаты приема пищи; корпус производства пива, площадью 14852,1 кв.м, с кадастровым номером №...:466 состоит из помещений: механических мастерских, складов, разгрузочных, углекислотных станций, фильтрационных отделений, лагерных отделений, электрощитовых, холодильных камер, станций мойки, коридоров, бытовок, санузлов, душевых, машинных мастерских и отделений, производственных, операторных, дробилен, лабораторий, погрузочных, варочных цехов, кабинетов, вентиляционных камер, трансформаторных подстанций, холодных пристроек, галереи.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади спорных зданий согласно документам технического учета - техническим паспортам и экспликациям поэтажных планов также свидетельствуют о несоответствии оспариваемых пунктов Перечня на 2019 год нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обследование зданий и помещений в них на предмет фактического использования произведены 20 августа 2018 года и не подтверждают фактическое использование не менее 20 процентов площади спорных зданий в соответствии с условиями, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В актах сделан вывод, что здания не соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (административное дело № 3га-42/2019 года, том 3, л.д.111-130).
Таким образом, административный ответчик и заинтересованное лицо относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представили.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты 3999, 4001, 4003 и 4025 Перечня на 2019 год в части включения объектов недвижимого имущества - нежилых зданий с кадастровыми номерами №...:508, №...:515, №...:518, №...:466, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2019 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункты 3999, 4001, 4003 и 4025 Перечня на 2019 год подлежат признанию не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» подлежит взысканию государственная пошлина 4500 рублей, уплаченная при обращении в суд с иском.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Пивоварни Хейнекен» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 3999 объект недвижимости - здания гаражей, пристрой гаража (литеры III, III1, III2), площадью 1172,1 кв.м, с кадастровым номером №...:508,
в пункт 4001 объект недвижимости - склад солода, пункт проката барды, транспортная галерея (литеры У, У1, У2, У3), площадью 2739,8 кв.м, с кадастровым номером №...:515,
в пункт 4003 здание котельной, пристрой к котельной, пристрой к котельной – установка деаэратора (литеры Ю, Ю1, Ю2), площадью 1872,5 кв.м, с кадастровым номером №...:518,
в пункт 4025 корпус производства пива, площадью 14852,1 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенные по адресу: адрес.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Пивоварни Хейнекен» 4500 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке до 1 октября 2019 года в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, с 1 октября 2019 года в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова