ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1045/17 от 22.01.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№...

Верховный Суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа 22 января 2018 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р.,

при секретаре Искужиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Хлебная база №67» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия пункта 9218 Перечня к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

установил:

29 декабря 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з издало приказ №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год» (далее – Перечень к приказу от 29.12.2016).

Приказ опубликован 30 декабря 2016 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

В пункт ... Перечня к приказу №2007 от 29.12.2016 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, включено нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.

Акционерное общество «Хлебная база №67» (далее - АО «Хлебная база №67»), являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта ... Перечня к приказу №2007 от 29.12.2016 полагая, что принадлежащее ему здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенным законоположениям и нарушает права АО «Хлебная база №67», так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель АО «Хлебная база №67» Шулындин Е.О. в судебном заседании требования поддержал, указал, что обследование показало, что здание и кабинеты в нём входят в состав предприятия, направлены на обслуживание производства. Спорное здание находится на охраняемой территории, не доступной для другого населения, допуск посторонних лиц на территории предприятия производится исключительно по пропускам.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Гайфуллин Р.Ф. пояснил, что готовятся изменения в Перечень, в котором будет исключен нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес. Объект недвижимого имущества находится на охраняемой территории, что указано в акте обследования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Сафина А.Р., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»).

В силу пункта 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учётом изменений, внесенных постановлениями Правительства РБ от 17.11.2015 №483, от 03.11.2016 №472, вступивших соответственно в силу с 17.11.2015 г. и с 3 ноября 2016 года, пункт 3.94 является пунктом 3.95. и в соответствии с вновь введенным п.3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оно не позднее 1-го числа очередного периода по налогу определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 годы, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 30 декабря 2016 года (до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций).

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится предназначение для использования или фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с названными положениями Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Спорный объект недвижимости – нежилое 3-хэтажное здание с кадастровым номером №... площадью ... кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, разрешенное использование: для размещения элеватора (л.д174-180).

Спорный объект и земельный участок принадлежат на праве собственности ЗАО «Хлебная база» (л.д. 99-100).

Из технического паспорта, составленного Белебеевским межрайонным филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан, по состоянию на дата, следует, что площадь административного здания литера А – ... кв.м, литера А1 (склад) – ... кв.м., общая площадь составляет ... кв.м, имеет фактическое использование – административное здание и склад (л.д. 143-161).

На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Правительством Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.1 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядка) на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России (далее - реестр недвижимого имущества), Министерством в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства.

Согласно п.3.3 Порядка Министерство в течение 15 дней со дня поступления обращения обеспечивает проведение обследования объектов в целях определения вида их фактического использования. Обследование осуществляется комиссией в присутствии заявителя. Состав комиссии утверждается приказом Министерства.

Из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №... от 21 сентября 2017 года следует, что 39% от общей площади объекта фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что составляет 402,1 кв.м (л.д.106-108).

Из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №... от 22 декабря 2017 года следует, что общая площадь помещений, используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры на втором этажа (№...), на третьем этаже (№...) составляет ... кв.м (39% от общей площади объекта). Другие пользователи и арендаторы на территории объекта отсутствуют. Доступ к третьим лицам ограничен, на территории организован контрольно-пропускной пункт.

Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности акционерного общества «Хлебная база №67» является производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах, дополнительными: выращивание зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур, производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности и другие виды деятельности(л.д. 7-21).

Представитель АО «Хлебная база №67» Шулындин Е.О. в обоснование своей позиции о необходимости исключения спорного объекта из Перечня указал, что спорное здание находится на охраняемой территории, не доступной для другого населения, допуск посторонних лиц на территории предприятия производится исключительно по пропускам.

Суду предоставлено Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме, утвержденного приказом Генерального директора АО «Хлебная база №67» №3/1 от 11.01.2016, из которого следует, что в зданиях, помещениях и на всей внутренней территории АО «Хлебная база №67» установлен пропускной режим с целью исключения беспрепятственного прохода посторонних лиц (л.д.162, 167-172).

Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство готовых кормов для животных. Здание с кадастровым номером №... располагается на территории производственной базы, которая огорожена. В спорном здании расположены кабинеты заведующей лабораторией, лаборатории, архив и т.д. На территории завода действует пропускной режим, направленный на ограничение свободного доступа посетителей.

Таким образом, кабинеты в здании с кадастровым номером 02:63:020501:140 составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и является объектом обслуживающего назначения, обеспечивающим производственной деятельности предприятия.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, установлен как «размещение элеватора», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23 ноября 2017 года (л.д.179-180).

Такой вид разрешенного использования земельных участков как «размещение элеватора» не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относиться к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащие АО «Хлебная база №67» на праве собственности, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие помещения не могут быть признаны объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком вышеуказанные требования законодательства по предоставлению доказательств о соответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не исполнены.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что спорные помещения в здании не отвечают признакам административно-делового центра и не относятся к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик не представил доказательств того, что указанные помещения используются для размещения в них офисов или офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Объект недвижимости, указанный в пункт ... Перечня на 2017 год, не содержат признаков, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, включение нежилого здания с кадастровым номером №... в Перечень на 2017 год, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы АО «Хлебная база №67», возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007, поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт ... Перечня подлежат признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 1 статьи 111 этого же кодекса определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 поименованного кодекса.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченной административным истцом при обращении в суд государственной пошлины.

Из материалов дела следует, что административным истцом при подаче административного искового заявления уплачена государственная пошлина в размере ... рублей, что подтверждается платежным поручением №... от дата (л.д. 6 т.1). В судебном заседание представитель АО «Хлебная база №67» просил взыскать с административного ответчика указанную сумму, от взыскания с административного ответчика расходов на оплату услуг представителя отказался.

Таким образом, в соответствии со ст. 111 КАС РФ с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу акционерного общества «Хлебная база №67» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате при подаче заявления в суд государственной пошлины ... рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Хлебная база №67» удовлетворить.

Признать недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год», со дня его принятия.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу акционерного общества «Хлебная база №67» государственную пошлину в размере ...) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова