дело № 3га-1051/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Уфа 03 октября 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры
Республики Башкортостан Крупновой А.И.,
при секретаре судебного заседания Александровой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании недействующим подпункта 4.9.1. пункта 4.9 Приложения № 1 к решению Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 4-34/353 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за земельные участки»,
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за землю в городском округе город Салават Республики Башкортостан» утверждены ставки арендной платы.
Решением Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 4-34/353 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за землю в городском округе город Салават Республики Башкортостан» утверждены новые ставки арендной платы, которые являются предметом обжалования по данному делу.
Первоначальный текст документа опубликован 26 марта 2019 года на официальном сайте Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан salavatsovet.ru.
Текст документа опубликован 29 марта 2019 года в общественно-политической газете адрес «Выбор» №...(10389).
Для земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций (АЗС), установлена ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости в размере ... (подпункт 4.9.1 п. 4.9 Приложения № 1 к решению Совета № 4-34/353) (л.д. 17-21 том 1).
Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на праве собственности принадлежит автозаправочная станция, расположенная по адресу: адрес, северный въезд в город (восточная сторона), в районе бывшего КПМ, в границах муниципального земельного участка общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером №...
Данный земельный участок был передан истцу в аренду на 5 лет (с дата по дата) на основании акта приема-передачи к договору аренды земельного участка №...зем от дата (л.д. 38-39). Согласно п.1.1. договора аренды земельный участок имеет вид разрешенного использования – «АЗС» и предназначен для обслуживания автозаправочной станции.
По мнению административного истца, значительное увеличение ставок арендной платы произведено без учета принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582). Увеличение ставок арендной платы почти в 5 раз на оспариваемые земельные участки влечет значительное увеличение арендных платежей.
Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (с учетом уточнений) просило признать недействующим с 01 апреля 2019 года решение Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за землю в городском округе город Салават Республики Башкортостан» в редакции решения Совета от 26 марта 2019 года № 4-34/353 в части установления в подпункте 4.9.1 пункта 4.9 Приложения № 1 ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения автозаправочных станций, в размере ... % от кадастровой стоимости земли.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Пояснила, что в представленном административным ответчиком исследовании отсутствуют сведения о доходности земельного участка, по тексту не была отражена информация о прибыльности земельного участка. Также указала, что при проведении заседания Совета городского округа адрес Республики Башкортостан не ставился вопрос об изменении ставки на земли, предназначенные для размещения АЗС. Считает, что каждую измененную ставку, нужно было выносить на голосование и обсуждать на заседании, в противном случае решение по данному вопросу необходимо считать не принятым. По АЗС на обсуждение ставки не выносились, в связи с чем, были нарушены статьи 44, 46 регламента Совета.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Совета городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО5 возражала против исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в случае возникновения вопросов по проектам, они выносятся на обсуждение. В регламенте есть указание на то, что проекты и материалы отправляются депутатам заблаговременно. Голосование было открытым. В Совет городского округа адрес Республики Башкортостан было представлено аналитическое исследование, депутаты, опираясь на данное исследование, принимали решение, ставка не изменялась на протяжении почти 6 лет. Проект был сформирован в форме решения, которое было направлено депутатам в том же виде. Решение принято большинством голосов. Кворум составляет более 50 %. Решение опубликовано дата в газете «Выбор» и на сайте Совета дата. В настоящее время данная ставка применяется, а именно – с дата. Также пояснила, что судебная экспертиза не вправе устанавливать ставку, поскольку это входит в компетенцию органа местного самоуправления в пределах интервальных ставок, установленных постановлением Правительства Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Также возражал против назначения по делу судебной экспертизы, указав, что в данном случае будет достаточным выслушать мнение специалиста. Указал на выполнение аналитического исследования на основании муниципального контракта и утверждении экономически обоснованных ставок, отметил стабильное экономическое развитие города, расположение АЗС истца на оживленной трассе.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салават ФИО7 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Возражал против назначения по делу судебной экспертизы, указывая на то, что в ходе проведения аналитического исследования были представлены многочисленные документы, произведены их подробный анализ, расчеты, подтверждающие экономическое обоснование ставок арендной платы с учетом уровня доходности земельных участков.
В судебном заседании опрошенный в качестве специалиста ФИО8 пояснил суду, что такие города как Октябрьский, Нефтекамск, Туймазы, Стерлитамак, Ишимбай являются приближенными городами по экономическому потенциалу и развитию к городу Салавату и согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан №... эти города включены в одну категорию, как наиболее сопоставимые, имеют один статус. В ГО адрес принято отдельное постановление, свои показания и расчеты кадастровой стоимости. Такие города как Уфа, Сибай, Мелеуз, Белорецк не попали под сравнение, так как адрес в оценке с городом Салават не сопоставима по экономической развитости, по ценовым параметрам. адрес, Мелеуз также не сопоставим, так как там уровень доходов ниже. У данных городов промышленный потенциал низкий. Диапазон ставки не превышает того, который указан в постановлении Правительства Республики Башкортостан №.... Ставка не самая высокая, находится примерно на середине диапазона, если смотреть аналитическое исследование. Удельный показатель кадастровой стоимости 5408,9 руб. установлен постановлением Правительства Республики Башкортостан №.... С учетом корректирующей информации из финансового управления получилось, что по объектам торговли и АЗС, которые относятся к 5 группе, снизилась кадастровая стоимость земельных участков в период 2014-2017 гг. на 6,10 % и удельный показатель кадастровой стоимости составил 5079, 07 руб./кв.м. Ставку рассчитывали путем деления среднего значения арендной платы по сопоставимым городам и городу Салавату на удельный показатель кадастровой стоимости на дату проведения исследования с использованием полученных результатов, приведенных в исследовании на 83 и 114 страницах, - 691,47 : 5079, 07 = 13,61. Арендная плата земли рассчитывается в зависимости от стоимости земли, доходность земельных участков заложена в расчете кадастровой стоимости.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Крупновой А.И., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года), если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзаца 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480, органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за землю в городском округе город Салават Республики Башкортостан» в редакции от 26 марта 2019 года № 4-34/353 353 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25.11.2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за земельные участки» утверждены новые ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно Уставу городского округа города Салават Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от дата№... с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета.
Судом не установлено нарушение процедуры подготовки и принятия нормативного правового акта.
Оспариваемый нормативный акт принят Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан в пределах его полномочий с соблюдением установленного порядка, формы принятия и порядка опубликования.
Согласно протоколу от дата на заседании Совета присутствовали 22 депутата из 24-х, за принятие решения по оспариваемому вопросу проголосовало 19 депутатов, при кворуме - 12. Из данного протокола следует, что проект повестки дня с вопросами был заблаговременно направлен депутатам по электронной почте, на профильной комиссии и Президиуме прошло обсуждение вопросов, включенных в повестку дня. На заседании Совета выступил начальник отдела Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салават ФИО9, который представил проект и доложил о наличии финансово-экономического обоснования, разработанного ЗАО «Эксперт-Оценка», остановился на отдельных ставках, ответил на вопросы депутатов. Решение принято открытым голосованием большинством голосов.
Доводы представителя административного истца о том, что при проведении заседания Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан дата были нарушены статьи 44, 46 регламента Совета, выразившиеся в отсутствии голосования по каждой измененной ставке, не могут быть признаны убедительными, поскольку в статье 44 регламента предусмотрено принятие решения большинством голосов из числа избранных депутатов, а в статье 46 регламента допускается возможность открытого голосования с подсчетом голосов счетной комиссией. Относительно утверждения представителя истца о необходимости постановки на голосование каждой ставки со ссылкой на абзац 3 статьи 46 регламента, суд считает его ошибочным, поскольку в нём содержится указание на вынесение на голосование предложений, поступивших в ходе обсуждения, а не каждого пункта принимаемого решения.
Как следует из протокола, предложений в ходе обсуждения не поступило, поэтому вопрос об утверждении проекта решения был поставлен на голосование.
Следовательно, судом не установлено нарушения положений статей 44, 46 регламента Совета при принятии оспариваемого решения.
Согласно статье 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от
16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Согласно материалам дела оспариваемой нормой установлены ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на период с 01 апреля 2019 года.
Величина арендной ставки (в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления, расположенные на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан, была установлена в приведенном в оспариваемом решении размере.
Данный земельный участок был передан истцу в аренду на 5 лет (с 01.11.2015 г. по 31.10.2020 г.) на основании акта приема-передачи к договору аренды земельного участка № 155-15-57зем от 11.11.2015 г., заключенного с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салават (л.д. 38-39). Согласно п.1.1. договора аренды земельный участок имеет вид разрешенного использования – «АЗС» и предназначен для обслуживания автозаправочной станции.
В связи с тем, что административный истец является арендатором земельного участка, а размер арендной платы на земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, рассчитываемой по формуле: АП=Ксу х Сап х (S1 / S), где: АП – размер арендной платы; Ксу – кадастровая стоимость земельного участка; Сап – ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка; S – площадь земельного участка; S1 – площадь земельного участка к оплате, то оспариваемое решение затрагивает его права и законные интересы.
При проверке доводов административного истца судом было предложено административному ответчику предоставить экономическое обоснование ставок арендной платы.
В обоснование своей позиции об обоснованности утверждения ставки арендной платы в размере ... % Советом городского округа г. Салават Республики Башкортостан и Администрацией городского округа г. Салават Республики Башкортостан представлено аналитическое исследование №...-№... по разработке, расчету ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена для нужд городского округа адрес Республики Башкортостан на дата, согласно условиям муниципального контракта №... от дата.
Согласно указанному исследованию величина арендной ставки определена в совокупности со сложившимися физическими и экономическими факторами, влияющими на стоимость, и состоянием рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу положений частей 1-4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Оспариваемым решением утверждены ставки арендной платы (в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления, расположенные на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан, для АЗС в подпункте 4.9.1. пункта 4.9 в размере ... % от кадастровой стоимости земли.
Судом установлено, что представленное аналитическое исследование было подготовлено и представлено на дату принятия Советом оспариваемого решения. Судом оно принято в качестве допустимого и относимого доказательства, поскольку расчетные ставки были определены в отчете ЗАО «Эксперт-Оценка» №...-№... с учетом экономических факторов, влияющих на стоимость и состояние рынка, по состоянию на дата, то есть на дату принятия оспариваемого решения Совета.
В исследовании приведено финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости и коэффициентов, учитывающих категорию арендаторов и вид использования земельных участков, находящихся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, в соответствии с основными принципами и Правилами определения арендной платы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Правилами землепользования и застройки территории городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан, постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы на земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена». Произведена дифференциация ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости и коэффициентов, учитывающих категорию арендаторов и вид использования земельных участков, в зависимости от уровня доходности при использовании земельных участков. Также проведен анализ, разработка, расчет коэффициентов дифференциации средней ставки арендной платы по территориально-экономическим зонам в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки территории городского округа г. Салават Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 646 от 30 декабря 2014 года установлен удельный показатель кадастровой стоимости по г. Салават Республики Башкортостан по 5 группе в размере ...
Специалистами ЗАО «Эксперт-Оценка» истребованы сведения об уточнении УПКС с учетом коррекции на основании решений судов, который равнялся ... Соответственно, снизив показатель на ... УПКС 2014 года, был получен удельный показатель кадастровой стоимости в размере ... рублей за кв.м.
Таким образом, при проведении исследования специалистами ЗАО «Эксперт-Оценка» был применен сравнительный метод с использованием арендной платы по городам, включенным в перечень городов по постановлению Правительства Республики Башкортостан №... от дата – ..., отнесенных к городам с идентичным развитием. Включение адрес произведено в связи с территориальным расположением вблизи г. Салават Республики Башкортостан.
Путем сопоставления среднего значения арендной платы, коэффициента, учитывающего категорию арендаторов и вид использования земельных участков было установлено среднее значение арендной платы по сравнимым городам и городу Салават Республики Башкортостан в размере ... рублей за кв.м. Путем деления среднего значения арендной платы на значение УПКС по 5 группе земельных участков, предназначенных для размещения АЗС, получен размер оспариваемой ставки в процентах от кадастровой стоимости согласно формуле: ...
Суд, оценивая отчет оценщиков ЗАО «Эксперт-Оценка» №...-АП, представленного в качестве доказательства по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования его в качестве доказательства по делу, поскольку он соответствует предъявляемым требованиям и содержит информацию о состоянии рынка на дату принятия оспариваемого решения Совета. Оценщики имеют право на проведение оценки, являются членами СРО, имеют квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.
В ходе исследования проводился подробный экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в связи с чем проведен анализ по целевому назначению земельных участков, по категории земель, по видам разрешенного использования с учетом постановления Правительства Республики Башкортостан №480 от 22.12.2009 года, на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления. Приведен расчет средней ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости. Судом установлено, что принцип расчета арендной ставки по АЗС основан на доходности от среднего значения арендной платы согласно представленной формуле. Кроме того судом учтена и специфика определения доходности земельных участков под АЗС, расположенных вдоль трасс и на определенном расстоянии, что делает произведенный расчет, исходя из среднего значения арендной платы на указанный вид земельных участков по сопоставимым городам, экономически обоснованным.
Ставка арендной платы по земельным участкам, предназначенным для размещения АЗС, была изменена Советом городского округа г. Салават Республики Башкортостан впервые за 6 лет.
Судом с участием сторон произведено изучение аналитического исследования на предмет его соответствия предъявляемым требованиям и точности выводов и было установлено, что подбор аналогов и применение корректирующих коэффициентов в отчете произведено обоснованно, с учетом факторов, влияющих на доходность земельных участков оспариваемых категорий. Компоненты для производства расчета приведены в отчете в виде таблиц.
Судом приглашен на судебное заседание специалист и лицам, участвующим в деле, была предоставлена возможность задать ему возникшие вопросы, стороны воспользовались данным правом и получили ответы на интересующие их вопросы.
Доводы представителя административного истца о том, что увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» не могут быть признаны судом обоснованными в связи с предоставлением суду аналитического исследования №№17-962-АП от 13 декабря 2018 года, выполненного на дату принятия оспариваемого решения и наличием в нём экономического обоснования по оспариваемой ставке.
Какие-либо расчеты, доказательства, опровергающие утвержденную ставку, истцом не представлены и судом не добыты.
Кроме того, судом исследован муниципальный контракт №436 от 10 октября 2017 года, техническое задание к нему, подтверждающие оказание услуг по анализу, разработке, расчету арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан, ЗАО «Эксперт-Оценка» до принятия оспариваемого решения.
Судом также исследован вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» и Правилам определения размера и внесения арендной платы. Согласно п. 1.2 Правил органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена с учетом скорректированных видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена. Интервал ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, за неразграниченные в собственность земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций, в размере ...% от кадастровой стоимости земли, установлен в пределах установленного вышеуказанным постановлением Правительства Республики Башкортостан интервала в размере ... %.
Оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд полагает, что в них содержится экономическое обоснование увеличения ставки арендной платы для размещения АЗС до ... % соответственно.
Таким образом, ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления, установлены административным ответчиком в соответствии с принципом экономической обоснованности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, при этом обеспечивает максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования административного истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании недействующим подпункта 4.9.1. пункта 4.9 Приложения № 1 к решению Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 4-34/353 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 года № 3-27/333 «Об арендной плате за земельные участки», отказать.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Решение суда может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова