ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3га-1067/2023
19 декабря 2023 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Галимове Л.И.,
при участии прокурора Белалова М.Р.,
с участием представителя административного истца ООО «Изгелек» – С.С.В., представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Х.Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Изгелек» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
у с т а н о в и л:
Приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года №1732 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года №636 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года №1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года №2603 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Пунктом №... Перечня на 2018 год, пунктом №... Перечня на 2019 год, пунктом №... Перечня на 2020 год, пунктом №... Перечня на 2021 год, пунктом №... Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес А.
Данные документы опубликованы на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Административный истец ООО «Изгелек», являющееся собственником нежилого здания с кадастровым номером №..., обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения: в пункт №... Перечня на 2018 год, пункт №... Перечня на 2019 год, пункт №... Перечня на 2020 год, пункт №... Перечня на 2021 год, пункт №... Перечня на 2022 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №....
В обоснование требований указано, что спорный объект недвижимости и земельный участок, на котором он расположен, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение вышеуказанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата производство по делу в части признания недействующим пункта №... приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №2603 от 15 декабря 2021 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Изгелек» – С.С.В., действующий по доверенности от дата, административный иск поддержал в части признания недействующими со дня принятия пункта №... Перечня 2018 год, пункта №... Перечня на 2019 год, пункта №... Перечня на 2020 год, пункта №... Перечня на 2021 год. Просил суд удовлетворить требования в указанной части по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Х.Д.И., действующая по доверенности от дата, иск не признала, суду пояснила, что спорное здание было включено в оспариваемые Перечни на законных основаниях.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, проверив Перечни на 2018-2021 годы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемых нормативных правовых актов.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з, Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», административные ответчики являлись органами, которые на момент издания нормативных правовых актов обладали достаточной компетенцией для их принятия.
Порядок опубликования нормативных правовых актов не нарушен, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-3 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в том числе к ним отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з (в редакции, действующей по состоянию на дату утверждения оспариваемого Перечня на 2018 год), налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений);
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з (в редакции, действовавшей по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней на 2019 - 2022 годы), на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В период с 18 апреля 2014 года по 22 мая 2018 года на территории Республики Башкортостан действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №180.
Данный Порядок определения вида фактического использования зданий определял условия включения зданий (строений, сооружений) в Перечень на 2018 год.
В период с 23 мая 2018 года по настоящее время действует Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения».
Вышеуказанным Порядком определения вида фактического использования зданий определены условия включения зданий (строений, сооружений) в Перечни на 2019-2021 годы.
В соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Республики Башкортостан в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Установлено, что в пункт №... Перечня на 2018 год, пункт №... Перечня на 2019 год, пункт №... Перечня на 2020 год, пункт №... Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером №..., назначение: нежилое, наименование: Административное здание, площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес (л.д.14-21).
Административный истец ООО «Изгелек» является собственником спорного объекта недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 октября 2023 года (л.д.24, 25).
Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Республике Башкортостан от 16 ноября 2023 года на запрос суда, следует, что по состоянию на 27 декабря 2017 года у объекта недвижимости с кадастровым номером №... отсутствовала связь с каким-либо земельным участком. 31 января 2018 года в рамках работ по повышению качества данных Единого государственного реестра недвижимости установлена связь здания с земельным участком с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования «Деловое управление, бытовое обслуживание и обслуживание автотранспорта» (л.д.74,72).
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, установлено, что административный истец ООО «Изгелек» является собственником данного земельного участка (л.д.26, 27).
Вид разрешенного использования земельных участков «Деловое управление, бытовое обслуживание и обслуживание автотранспорта» имеет смешанный характер и не позволяет безусловно отнести расположенные на этом земельном участке объекты капитального строительства к административно-деловому центру, либо зданию, имеющему коммерческое назначение, либо предназначенному для оказания бытовых услуг.
В связи с этим административными ответчиками должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.
По сведениям технического паспорта, составленного Республиканским управлением учета и оценки недвижимости по состоянию на 17 августа 2000 года на комбинат проката, расположенный по адресу: адрес, спорный литер литер А (наименование – Административное здание, фактическое использование – бытовое обслуживание) состоит из следующих помещений: цех по изготовлению памятников, узел связи, комната отдыха, склады, тамбур, лестничная клетка, кабинеты, ателье проката, магазин ... кв.м.), архив, худож.- оформ. мастер, центральный склад, душевая, туалеты, бытовые помещения, изготовление цветов, мастерская, ритуальные услуги, кабинет директора, приемная, комната механика, бухгалтерия, красный уголок, комната сушки, общий отдел, -... кв.м.(л.д.185-192).
Данный технический паспорт не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку он был погашен 12 сентября 2007 года (л.д.135).
По сведениям технического паспорта, составленного ГУП «БТИ Республики Башкортостан» по состоянию на 12 сентября 2007 года на здания и сооружения, расположенные по адресу: адресА, спорный объект недвижимости состоит из литеры А (наименование – Административное здание, фактическое использование – по назначению), и следующих помещений: гараж, кабинеты, тамбур, лестничная клетка, типография, склады, архивы, коридоры, вестибюль, душевая, туалет, умывальная, бытовки, шкафы, приемная, спортзал, - ... кв.м. (л.д.133-141).
Данный технический паспорт также не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку он был погашен 03 апреля 2012 года (оборот л.д.136, л.д.138).
По сведениям технического паспорта, составленного ГУП «БТИ Республики Башкортостан» по состоянию на 03 апреля 2012 года на двухэтажное нежилое здание по адресу: адресА, спорный объект недвижимости состоит из литеры А (наименование – Административное здание, фактическое использование – по назначению), и следующих помещений: центр установок, теплоузел, кабинеты, коридоры, лестничные клетки, полиграфия, подсобные помещения, архивы, офисное помещение ... (... кв.м.), тамбур, склад, кладовка, туалеты, умывальная, мастерская, бытовки, шкафы, шлюз, красный уголок, фотолаборатория, моечная, кофейня (... кв.м.), –итого ... кв.м. (л.д.125-132)
Площадь помещений, используемых в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - ... кв.м.), что составляет 8,4% от общей площади здания – ... кв.м.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет» не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Имеющийся в материалах дела технический план от 28 апреля 2012 года экспликации не содержит.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ), суд приходит к выводу, что объект недвижимости не мог быть включен в Перечень для целей, установленных Налоговым кодексом РФ на основании сведений, находящихся в технической документации.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Ответчиком представлены акты обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленные по состоянию на 29 июля 2019 года, 03 августа 2020 года (л.д.94-97, 102-106).
В актах обследовании здания доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 100%.
Из актов следует, что административное здание используется под офисные помещения салона ритуальных услуг «Изгелек» - бытовое обслуживание.
Согласно вышеуказанным актам обследования - объект соответствует критериям, указанным в ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К данным актам обследования фактического использования объекта недвижимости суд относится критически в связи со следующим.
На дату составления вышеуказанных актов действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233.
Пунктом 2.1 данного Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В актах отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
При таких данных, акты фактического обследования не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости, поскольку не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения в оспариваемые Перечни по состоянию на 2018 год, на 2019 год не проводились.
Административные ответчики относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представили.
Как следует из плана земельного участка с кадастровым номером №... на участке расположено два здания с литером А и литерами Б, Б1, Б2, Б3 (л.д.156).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 21 мая 2012 года, одноэтажное нежилое здание по адресу: адресА, литера Б (наименование – гараж, фактическое использование – гараж), литера Б1 (наименование – типография, фактическое использование – Салон похоронных услуг), литера Б2 (наименование – гараж, фактическое использование – гараж), литера Б3 (наименование – склад, фактическое использование – складское), состоит из следующих помещений: гаражи, мастерская, 5 помещений Салона похоронных услуг (литера Б1), бытовка, склад, кабинеты, коридор, итого ... кв.м. (л.д.214-221).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что упомянутый в актах обследования салон ритуальных услуг расположен в помещении с литерой Б1.
То обстоятельство, что согласно сведениям Управления ФНС по Республике Башкортостан от 23 ноября 2023 года контрольно-кассовая техника по адресу нахождения спорного объекта недвижимости в рассматриваемый период была зарегистрирована за Б.Ф.Ф. (дата регистрации ККТ в налогом органе 27 июня 2018 года), Р.И.З. (дата регистрации ККТ в налогом органе 12 августа 2021 года), ООО «Изгелек» (дата регистрации ККТ в налогом органе 11 июля 2019 года), однозначно не свидетельствует о том, что данными лицами осуществлялась торговля в спорном объекте недвижимости.
Кроме того, как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адресА, помимо спорного объекта недвижимости с кадастровым номером №... расположены также объекты недвижимости с кадастровыми номерами №....
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункт №... Перечня на 2018 год, пункт №... Перечня на 2019 год, пункт №... Перечня на 2020 год, пункт №... Перечня на 2021 год в части включения нежилого здания с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес А, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018-2021 годы), признание отдельных положений с момента принятия нормативных актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, оспариваемые пункты вышеуказанных Перечней подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца подлежит взысканию с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан государственная пошлина 13 500 руб., с Правительства Республики Башкортостан – 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ООО «Изгелек» удовлетворить.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №1732 от 27 декабря 2017 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... постановления Правительства Республики Башкортостан №636 от 24 декабря 2018 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1810 от 24 декабря 2019 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1907 от 15 декабря 2020 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, https://npa.bashkortostan.ru/.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО «Изгелек» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 13 500 руб.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу ООО «Изгелек» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова