ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3га-1102/2023
21 декабря 2023 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Абдульманове А.И.,
при участии прокурора Мурзагаяновой Р.А.,
с участием представителя административного истца АО «Башзооветснаб» – С.С.В., представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Х.В.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Башзооветснаб» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
у с т а н о в и л:
Приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года №2007 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года №1732 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года №636 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года №1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года №2603 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Пунктом №... Перечня на 2017 год, пунктом №... Перечня на 2018 год, пунктом №... Перечня на 2019 год, пунктом №... Перечня на 2021 год, пунктом №... Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.
Данные документы опубликованы на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Административный истец АО «Башзооветснаб», являющееся собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: №..., входящих в состав здания с кадастровым номером №..., обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения: в пункт №... Перечня на 2017 год, в пункт №... Перечня на 2018 год, в пункт №... Перечня на 2019 год, в пункт №... Перечня на 2021 год, в пункт №... Перечня на 2022 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №....
В обоснование требований указано, что спорный объект недвижимости и земельный участок, на котором он расположен, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение вышеуказанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Башзооветснаб» – С.С.В., действующий по доверенности от дата, административный иск поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Х.В.З., действующая по доверенности от дата, иск не признала, суду пояснила, что спорное здание было включено в оспариваемые Перечни на законных основаниях.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, проверив Перечни на 2017, 2018, 2019, 2021, 2022 годы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемых нормативных правовых актов.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з, Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», административные ответчики являлись органами, которые на момент издания нормативных правовых актов обладали достаточной компетенцией для их принятия.
Порядок опубликования нормативных правовых актов не нарушен, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-3 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в том числе к ним отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату утверждения Перечня на 2017 год) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату утверждения оспариваемых Перечней).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з (в редакции, действующей по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней на 2017, 2018 годы), налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений);
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з (в редакции, действовавшей по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней на 2019, 2021, 2022 годы), на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В период с 18 апреля 2014 года по 22 мая 2018 года на территории Республики Башкортостан действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №180.
Данный Порядок определения вида фактического использования зданий определял условия включения зданий (строений, сооружений) в Перечни на 2017, 2018 годы.
В период с 23 мая 2018 года по настоящее время действует Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения».
Вышеуказанным Порядком определения вида фактического использования зданий определены условия включения зданий (строений, сооружений) в Перечни на 2019, 2021, 2022 годы.
В соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Республики Башкортостан в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Установлено, что в пункт №... Перечня на 2017 год, в пункт №... Перечня на 2018 год, в пункт №... Перечня на 2019 год, в пункт №... Перечня на 2021 год, в пункт №... Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером №..., назначение: нежилое, наименование: Административно-складское здание, площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес.
АО «Башзооветснаб» является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: №...наименование: помещение, назначение: нежилое, площадь: ... кв.м.), №... (наименование: помещение, назначение: нежилое, площадь: ... кв.м.), входящих в состав спорного здания, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от дата, дата.
Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Республике Башкортостан от 21 ноября 2023 года на запрос суда, следует, что по состоянию на 29 декабря 2016 года у объекта недвижимости с кадастровым номером №... отсутствовала связь с каким-либо земельным участком. По состоянию на 27 декабря 2017 года, 24 декабря 2018 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года установлена связь спорного объекта недвижимости с земельным участком с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования «Под производственную базу». Связь спорного здания с указанным земельным участком установлена 27 февраля 2017 года в рамках работ по повышению качества данных Единого государственного реестра недвижимости.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что собственником указанного земельного участка также является административный истец АО «Башзооветснаб».
Вид разрешенного использования земельного участка «Под производственную базу» безусловно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку включение спорного объекта недвижимости в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества должно быть обусловлено предназначением для использования или фактическим использованием данного здания в соответствующих целях.
В связи с этим административными ответчиками должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.
По сведениям технического паспорта, составленного ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан» по состоянию на 18 сентября 2006 года на нежилые здания и сооружения, спорный объект недвижимости состоит из литеры А (наименование – Административно-складское здание, фактическое использование – по назначению), литеры А1 (наименование – Проходная, фактическое использование – по назначению), литеры А2 (наименование – Склад, фактическое использование – по назначению) и следующих помещений: лестничные клетки, коридоры, холодильные камеры, склады, компрессорная, лестница, мастерская, служебные, тамбур, кабинеты, операторская, приемная, архив, комната вахтера, проходная, – общей площадью ... кв.м.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет» не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в оспариваемые Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Ответчиком представлены акты обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленные по состоянию на 19 октября 2020 года, на 20 мая 2021 года.
В актах обследовании здания доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 100%.
Из актов обследования следует, что объект является режимным, действует пропускная система, фотосъемка объекта разрешена частично. Согласно информационному сайту «https:/2gis.ru» и фактическому осмотру в здании расположены: торговая компания ОАО «Башзооветснаб», компания по вывозу мусора и отходов контейнерами ...
По результатам проведенного обследования - объект соответствует критериям, указанным в ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К данным актам обследования фактического использования объекта недвижимости суд относится критически в связи со следующим.
На дату составления вышеуказанных актов действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№....
Пунктом 2.1 данного Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В актах отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
В актах обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание. При этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка в акте не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание.
Информация в сети «Интернет» не является объективным доказательством фактического использования здания одновременно в целях делового, административного или коммерческого назначения, и как объекта бытового обслуживания, поскольку размещая информацию в источниках физические и юридические лица соотносят свои действия по размещению информации с обычаями делового оборота, а не с положениями статьи 378.2 НК РФ, поскольку информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в сети «Интернет», носит характер дополнительной, уточняющей к указанным выше сведениям из кадастра и ЕГРН информацией, в связи с чем эта информация рассматриваться как самостоятельное доказательство использования объекта недвижимости для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не может.
При таких данных, акты фактического обследования не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости, поскольку не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения в оспариваемые Перечни по состоянию на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год не проводились.
Административные ответчики относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представили.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец АО «Башзооветснаб» использует здание для осуществления своей деятельности, при этом помещения №1, 2 на первом этаже здания общей площадью ... кв.м. используются для размещения аптеки.
Административным истцом АО «Башзооветснаб» в материалы дела представлена лицензия №... от дата на осуществление фармацевтической деятельности, согласно которой Общество вправе заниматься оптовой торговлей лекарственными средствами для ветеринарного применения, их хранением и перевозкой. Местом осуществления деятельности согласно приложению к лицензии является: адрес.
Из представленного стороной административного истца договора аренды нежилого помещения №... от дата, заключенного между АО «Башзооветснаб» «Арендодатель» и ... «Арендатор» следует, что Арендодатель передает в аренду помещение №7,1, расположенное на втором этаже административного здания, Литер А, общей площадью ... кв.м., для использования под офис. Данный договор аренды согласно справке АО «Башзооветснаб» от дата продлен на неопределенный срок и является действующим на дату выдачи справки.
Иные помещения в здании для офисной, торговой и иной деятельности не используются, в аренду не сдаются. Доказательств обратного административными ответчиками не представлено.
Таким образом, общая площадь помещений в здании, используемых в качестве торговых и офисных составляет ... кв.м. (...), что составляет 6,2%, то есть менее 20% от общей площади здания.
Представленные Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан документы и сведения Управления ФНС по Республике Башкортостан от 11 декабря 2023 года, 05 декабря 2023 года о контрольно-кассовой технике по адресу нахождения спорного объекта недвижимости в рассматриваемый период, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная информация бесспорно не подтверждает использование не менее 20% площади объектов в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.
Кроме того, как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес, помимо спорного нежилого здания с кадастровым номером №..., расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №...
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Тогда как по данному делу допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечни объектов недвижимого имущества на 2017, 2018, 2019, 2021, 2022 годы, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункт №... Перечня на 2017 год, пункт №... Перечня на 2018 год, пункт №... Перечня на 2019 год, пункт №... Перечня на 2021 год, пункт №... Перечня на 2022 год в части включения нежилого здания с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2017, 2018, 2019, 2021, 2022 годы), признание отдельных положений с момента принятия нормативных актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, оспариваемые пункты вышеуказанных Перечней подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца подлежит взысканию с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан государственная пошлина 18 000 руб., с Правительства Республики Башкортостан – 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление АО «Башзооветснаб» удовлетворить.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №2007 от 29 декабря 2016 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №1732 от 27 декабря 2017 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... постановления Правительства Республики Башкортостан №636 от 24 декабря 2018 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1907 от 15 декабря 2020 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Признать недействующим пункт №... приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №2603 от 15 декабря 2021 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, https://npa.bashkortostan.ru/.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу АО «Башзооветснаб» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 18 000 руб.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу АО «Башзооветснаб» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова