дело № 3га-6/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 09 января 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Гатауллиной О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного торгового предприятия «Рынок «Южный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное торговое предприятие «Рынок «Южный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее МУТП «Рынок «Южный») обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что владеет на праве хозяйственного ведения двумя объектами недвижимости, расположенными по адресу: адрес:
- с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, торговое здание, общей площадью 1134 кв.м.,
- с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, наименование: торговое здание, общей площадью 1122,6 кв.м.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 45712305,68 руб. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 45267567,66 руб.
Административный истец, владея объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения на основании контракта № 5-ХВ от 22 сентября 2006 года о передаче объектов муниципального нежилого фонда в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер его рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Согласно заключения эксперта ООО «Регион-Консалтинг» ФИО1 № 036/1-18 от 15 марта 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 15369000 руб., а рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 14327000 руб.
Исходя из изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... равной рыночной по состоянию на 01 января 2015 года в размере 15369000 руб., кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... равной рыночной по состоянию на 01 января 2015 года в размере 14327000 руб.
Представитель административного истца МУТП «Рынок «Южный» ФИО2 в судебном заседании просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости в соответствии с суммой, определенной судебным в заключении эксперта ООО «Регион-Консалтинг» ФИО1 № 036/1-18 от 15 марта 2018 года (№ 3га-396/2018).
Представители ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, заинтересованных лиц Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что МУТП «Рынок Южный» владеет на праве хозяйственного ведения двумя объектами недвижимости, расположенными по адресу: адрес:
- с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, общей площадью 1134 кв.м.
- с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, общей площадью 1122,6 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14 августа 2018 года.
Из контракта № 5-ХВ от 22 сентября 2006 года о передаче объектов муниципального нежилого фонда в хозяйственное ведение, заключенного между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и муниципальным унитарным предприятием «Рынок Южный» Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан следует, что муниципальному унитарному предприятию «Рынок Южный» Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан переданы в хозяйственное ведение следующие объекты, расположенные по адресу: Республика адрес: административное здание, кирпич, 2 этажное, площадью 243,9 кв.м.; торговое здание, облег. асбестцемент. утепл. панели, 1 этажное, площадью 890,1 кв.м.; торговое здание металл., одноэтажное, общей площадью 1122,6 кв.м.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1216 от 18 сентября 2017 года муниципальное унитарное предприятие «Рынок Южный» Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан переименовано в муниципальное унитарное предприятие «Рынок Южный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 20 сентября 2018 года следует, что по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... составляет 45267567,66 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... составляет 45712305,68 руб.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Из ответа филиала по Республике Башкортостан Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30 октября 2018 года № 08851 следует, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).Приказом Минземимущества РБ от 27.12.2017 № 1732 спорные объекты недвижимости включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 приведенного выше Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из выше сказанного следует, что истец, уплачивающий налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости названных выше нежилых зданий, имеет право на оспаривание их кадастровой стоимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан № 803 от 24 июля 2018 года заявление истца о пересмотре результата определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В производстве Верховного Суда Республики Башкортостан находилось дело по иску МУТП «Рынок «Южный» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, которые являются предметом рассмотрения настоящего спора (№ 3га-396/2018). Иск был заявлен к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан. Указанный иск определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 08 мая 2018 года оставлен без рассмотрения.
При рассмотрении названного дела определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2018 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, проведение которой поручено ООО «Регион-Консалтинг».
Согласно заключению эксперта ООО «Регион-Консалтинг» ФИО1 № 036/1-18 от 15 марта 2018 года (№ 3га-396/2018) рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 15369000 руб., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 14327000 руб.
Суд полагает возможным принять указанное заключение по данному делу в качестве доказательства по рассматриваемому спору, поскольку экспертиза проводилась по аналогичному спору о том же предмете, с участием тех же лиц, участвующих в деле.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «Регион-Консалтинг» ФИО1 соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как следует из материалов дела, административный истец с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан – 09 июля 2018 года, поэтому дата подачи заявления об определении кадастровой стоимости – 09 июля 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление муниципального унитарного торгового предприятия «Рынок «Южный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, торговое здание, общей площадью 1134 кв.м., расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 15369000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, наименование: торговое здание, общей площадью 1122,6 кв.м., расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 14327000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 09 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова