ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-118/2021 от 26.08.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-118/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Уфа 26 августа 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Д.Р.И.

с участием прокурора Валиуллиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агросоюз» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года» (далее – Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года №122 или Постановление №122) были введены временные ограничения движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси на весенний период с 1 по 30 апреля 2018 года (абзац 2 пункта 1) и на летний период с 1 июня по 31 августа 2018 года (абзац 3 пункта 1).

Установлены на период временного ограничения движения в весенний период предельное допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в соответствии с приложениями №1, №2 и №3 (пункт 2).

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года №122 было опубликовано на официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 30 марта 2018 года, «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан», 23 апреля 2018 года, № 12(594), ст. 482.

Общество с ограниченной ответственностью «Агросоюз» (далее – ООО «Агросоюз») обратилось в суд с иском о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122.

В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемым пунктом нарушены права, свободы и законные интересы истца, а именно право частной собственности, право свободно передвигаться, право свободного перемещения товаров, т.к. в отношении общества был составлен акт 7 апреля 2018 года о превышении ограничений по массе и нагрузке на ось на основании данного нормативного правового акта. После чего решением Арбитражного суда Воронежской области по делу №А14-14489/2020 от 17 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 12 марта 2021 года, был удовлетворен иск Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения о взыскании с административного истца ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования <...> 089 рублей.

Административный истец ссылается на нарушение правил опубликования и отсутствие государственной регистрации Постановления №122. По мнению представителя ООО «Агросоюз», абзац 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 противоречит пункту 4 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года №50, которые предусматривают обязанность заблаговременно информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. Однако оспариваемое постановление было опубликовано всего за два дня до введения ограничения.

Кроме того, Постановление №122 затрагивает права и законные интересы граждан и поэтому должно вступать в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.

Представитель административного истца ФИО1 просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отзывах на возражения административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Правительства Республики Башкортостан ФИО2 и представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан ФИО3 исковые требования считают необоснованными, пояснили, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Республики Башкортостан и не противоречит федеральному и республиканскому законодательству.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Постановление №122 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениями статьи 3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Как следует из преамбулы Постановление №122 принято во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, местного значения».

Оспариваемый республиканский нормативный акт принят в соответствии с подпунктом 2 части 1, частью 2.1 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения (подпункт 2 части 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Частью 2.1 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

С приведенными нормативными положениями согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно статьям 1, 12 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан как высший исполнительный орган государственной власти республики, обладало достаточной компетенцией для принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.

Таким образом, устанавливая временное ограничение движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий которое вводится в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов, учитывая, что предусмотренные временные ограничения (по смыслу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ) могут быть как мерой пресечения так и иметь предупредительную направленность, Правительство Республики Башкортостан не вышло за пределы предоставленных ему полномочий, осуществило правовое регулирование в соответствии с федеральными законоположениями, обусловленное целями обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшения их технического состояния и направленное на защиту прав и законных интересов других лиц, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права административного истца.

В соответствии с Указом Президента РБ от 21 октября 2011 года № УП-534 (редакция от 27 июля 2017 года) «О совершенствовании порядка официального опубликования правовых актов Республики Башкортостан», пунктами Положения о порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан») акты Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (размещению) в течение пяти дней после их подписания.

Официальным опубликованием актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл тан», в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года №122 было опубликовано на официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 30 марта 2018 года, «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан», 23 апреля 2018 года, № 12(594), ст. 482.

Таким образом, данное оспариваемое в части постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах компетенции, в предусмотренной действующим законодательством форме, с учетом правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.

Утверждение представителя административного истца о том, что Постановление №122 подлежало регистрации в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции, является необоснованным.

Согласно пункту 2.2 Порядка осуществления государственной регистрации нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и ведения государственного реестра зарегистрированных нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти» (приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции от 17 апреля 2015 года № 201 с последующими изменениями) государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: а) содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и иных законодательных актах Республики Башкортостан;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения об органах (например, территориальных);

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других республиканских органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему республиканского органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более республиканских органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Оспариваемый нормативный правовой акт вводит ежегодное (в данном случае на 2018 год) ограничение на весенний период для лиц, профессионально осуществляющих предпринимательскую деятельность в области перевозок, не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает правовой статус организаций, не имеет межведомственного характера. Следовательно, Постановление №122 не подлежало государственной регистрации.

Часть 4 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ возлагает обязанность на владельцев автомобильных дорог в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Пунктом 2.2. Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 (далее - Порядок), предусмотрено, что при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, когда о временных ограничении или прекращении движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда (пункт 2.2. Порядка).

В случаях, предусмотренных разделом 4 настоящего Порядка, информация о введении ограничения за 30 дней до начала временного ограничения движения размещается на официальном сайте республиканского органа и официальных сайтах органов местного самоуправления (пункт 2.3. Порядка).

Уполномоченный орган, издавший акт о введении ограничения, информирует об этом соответствующие государственные контрольные и надзорные органы (пункт 2.4. Порядка).

Из текста вышеуказанных правовых норм, следует, что опубликование нормативного правового акта и доведение информации о временных ограничениях или прекращениях движения до пользователей автомобильными дорогами не являются тождественными понятиями, как утверждает представитель административного истца.

Проанализировав содержание абзаца 2 пункта 1 Постановления № 122 с пунктом 2.1 Порядка, согласно которому к уполномоченным органам относятся республиканский орган, подведомственные ему организации, органы местного самоуправления, уполномоченные организации, сопоставив его с положениями части 4 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ, суд не усматривает несоответствия имеющему большую юридическую силу нормативному правовому.

Действительно, в части 4 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ используется термин владельцы автомобильных дорог, на которых возлагается обязанность информировать пользователей автомобильными дорогами об установленных ограничениях и запретах.

В силу пункта 7 статьи 3 упомянутого закона владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о введении временного ограничения движения в период с 1 апреля по 30 апреля 2018 года была доведена до пользователей автомобильными дорогами путем опубликования на официальном Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 28 февраля 2018 года в 14.51 местного времени, на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (в настоящее время Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан) 28 февраля 2018 года в 15.02 местного времени, т.е. за 30 дней до начала временного ограничения движения.

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан, подведомственное Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (в настоящее время Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан) также проинформировало перевозчиков о введении временного ограничения движения на дорогах общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в период с 1 апреля по 30 апреля 2018 года на своем сайте 27 февраля 2018 года.

Кроме того, информация о введении временного ограничения на весенний период с 1 апреля по 30 апреля 2018 года была опубликована на новостных информационных сайтах 28 февраля 2018 года на https//bash.news, TRANS.RU (биржа грузоперевозок) 2 марта 2018 года, https//glavufa.ru, https//gorobzor.ru и https//dorinfo. 1 марта 2018 года, BezFormata со ссылками на источник информации http://ufa.bezformata.com/listnews/vvodyatsyavremennieogranicheniya/652168807.

Суд также учитывает, что проект Постановления №122 был размещен на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан 1 декабря 2017 года и 12 февраля 2018 года на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения.

ООО «Агросоюз» как юридическое лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность в области грузовых перевозок, учитывая ежегодное введение ограничений движения в весенний период, должно предпринимать меры к получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозок на

тяжеловесном транспорте.

Вместе с тем суд не может согласиться с утверждением представителей Правительства Республики Башкортостан и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан о том, что оспариваемое Постановление №122 прекратило свое действие и перестало затрагивать права и интересы административного истца.

Так в абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17 декабря 2020 года с ООО «Агросоюз» в пользу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центра организации дорожного движения был взыскан ущерб, причиненный автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения <...> 089 рублей. Ущерб возник при перевозке тяжеловесного груза, расчет произведен на основании акта №450 от 7 апреля 2018 года, составленного на основании оспариваемого Постановления №122.

Постановлением от 12 марта 2021 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Воронежской области без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Таким образом, оспариваемое Постановление №122 было применено к истцу в 2021 году и общество не может быть лишено права на оспаривание нормативного правового акта в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт исполнительного республиканского органа не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах компетенции Правительства Республики Башкортостан, с соблюдением процедуры принятия, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем отсутствуют основания к признанию его недействующим в оспариваемой части.

руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Агросоюз» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года № 122 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова