ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-11/2022 от 26.05.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3га-11/2022

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,

при участии прокурора Галиева Р.Р.,

с участием представителя административного истца Фадейчевой М.В. – Радченко Ю.Н., представителя административного ответчика Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан и представителя заинтересованного лица Администрации городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан – Мигуновой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фадейчевой Марины Владимировны к Совету городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Фадейчева М.В. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Совету городского поселения город Давлеканово Республики Башкортостан об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

В обоснование требований Фадейчева М.В. указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., категории земель населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, расположенного по адресу: адрес.

Решением Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 27 (24) июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» были изменены ставки арендной платы за земли, в связи с чем, ставка по виду разрешенного использования: для производственных целей, была увеличена с 7,85% до 25% от кадастровой стоимости земельного участка.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года №209-О, орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

При установлении размеров ставок по арендной плате, факторы, влияющие на рынок недвижимости, ни Администрацией городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, ни Советом городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан при вынесения вышеуказанного решения, учтены не были, равно как и основные принципы. Дату официального опубликования оспариваемого нормативно-правового акта на официальном сайте муниципального района Давлекановский район определить не возможно. При этом ставки арендной платы за земли были установлены с 01 июля 2020 года. Распространяя действие спорного нормативно-правого акта на правоотношения, возникшие до принятия решения Совета, ответчик нарушает принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582.

Таким образом, установленными арендными ставками арендаторы земель были поставлены в кабальные условия. В данном случае условия заключенного договора аренды меняются настолько существенно, что если бы арендатор мог это предвидеть, договор не был бы им заключен и был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На основании изложенного административный истец с учетом уточненного административного искового заявления просит суд признать решение Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» недействующим в части 7, а также в части 99 Приложения №2 к вышеуказанному решению с 01 июля 2020 года.

Участвующая в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представитель административного истца Фадейчевой М.В. - Радченко Ю.Н., действующая по доверенности от 15 июля 2021 года, требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан и заинтересованного лица Администрации городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан - Мигунова И.Р., действующая по доверенностям от 11 апреля 2022 года, 03 февраля 2022 года, возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемое решение Совета принято в пределах полномочий, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, является правомерным, экономически обоснованным, подкреплено расчетными доказательствами обоснования платежей и с учетом экономической эффективности производственной деятельности всех арендаторов, осуществляющих свою деятельность на территории городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан. Также представителем высказано несогласие с экспертным заключением №34-21ВС от 10 февраля 2022 года, выполненного экспертом ООО «Бюро права и оценки» Третьяковой Г.В.

Административный истец Фадейчева М.В., представители заинтересованных лиц ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», Администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили.

В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Установлено, что административный истец Фадейчева М.В. на основании договора аренды №83-17-71зем от 25 сентября 2017 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., с видом разрешенного использования: для производственных целей, расположенного по адресу: адрес (т.1 л.д.81-88).

Решением Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 27 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» утверждены ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан и за земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (т.1 л.д.214-244, том 2 л.д. 1-16).

Согласно пункту 7 данного решения Совета действие его распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2020 года.

В связи с допущенной технической ошибкой Решением Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №5/41-144 от 24 мая 2022 года в вышеуказанное решение Совета внесено изменение относительно даты его принятия, согласно которому дату принятия решения №4/89-48 «Об арендной плате за землю на 2020 год» следует читать как 24 июля 2020 года (п.1.1.).

Решением Совета №4/89-48 от 24 июля 2020 года ставка арендной платы по виду разрешённого использования «для производственных целей» была увеличена с 7,85% до 25% от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.

Согласно положениям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В качестве одного из основополагающих принципов определения арендной платы, данное постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 устанавливает принцип экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года №424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта об установлении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Как следует из материалов административного дела, в подтверждение правомерности принятого нормативного правового акта административным ответчиком в материалы дела представлена пояснительная записка, утверждённая главой администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан 15 июля 2020 года, из которой следует, что по состоянию на текущий 2020 год ставки пересмотрены и увеличены на индекс потребительских цен, который составляет в размере 103,7% по аналогии с прошлым годом. Размер индекса установлен распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07 сентября 2018 года № 847-р «Об одобрении основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан и долгосрочные периоды».

Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1443 от 18 октября 2019 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года» утверждены результаты очередного тура пересмотра стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов. Из проведенного анализа кадастровой стоимости усматривается снижение кадастровой стоимости в 2,5-3 раза, что напрямую влияет на размер арендной платы за земельные участки. Тем самым снижение кадастровой стоимости негативно скажется на пополнении бюджета город Давлеканово. В целях сохранения уровня поступления неналоговых платежей на уровне прошлых лет предлагается увеличить ставки арендной платы по тем видам разрешенного использования, по которым произошло снижение кадастровой стоимости.

Из представленного в пояснительной записке экономического анализа следует, что кадастровая стоимость земельных участков в среднем снизилась в 2-3 раза. Собираемость доходов до снижения кадастровой стоимости составляла 2 958 757,68 руб. После снижения бюджет потеряет порядка 1 805 366,16 руб. Если сумму арендной платы за 2019 год увеличить на 10%, то сумма поступлений составит 3 254 633,45 руб. Данная сумма на 109 780,72 руб. выше общей суммы 2020 года.

На основании изложенного, арендная плата останется на уровне прошлых лет с учетом обязательного увеличения показателей, что не будет иметь негативного влияния на права арендатора, в свою очередь бюджет г.Давлеканово не потеряет поступления, баланс интересов сторон не будет нарушен. Таким образом, за счет увеличения размера ставки, возможно выравнивание поступлений аренды по уровню прошлого года, а также увеличения доходов от арендной платы на 10% (л.д.206-210 том 1).

Представителем административного ответчика Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан Мигуновой И.Р. в ходе судебного разбирательства было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

По заявленному ходатайству в целях всестороннего и полного разрешения дела, для решения вопросов, требующих специальных знаний, определением суда от 30 ноября 2021 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Бюро права и оценки» Третьяковой Г.В.

На разрешение эксперта судом поставлен вопрос: Является ли экономически обоснованной установленная величина ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского поселения город Давлеканово Республики Башкортостан, с разрешенным использованием: п.99 «производственная деятельность» в размере 25% от кадастровой стоимости, принятая решением Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от 27 июля 2020 года №4/89-48 «Об арендной плате за землю на 2020 год», а также ее повышение до указанного значения с 7,85 %?

При назначении судебной экспертизы и обсуждении кандидатур экспертов, судом были озвучены гарантийные письма, представленные сторонами по делу и по запросу суда, названы фамилии экспертов, стоимость проводимой экспертизы, сроки ее исполнения. Определяя учреждение, которому следует поручить проведение судебной экспертизы, суд исходил из того, что эксперт ООО «Бюро права и оценки» Третьякова Г.В. может провести исследование в разумные сроки, имеет право на производство данных видов работ, каких-либо доказательств о том, что данная организация является заинтересованной либо зависимой от административного истца и иных участвующих в деле лиц либо не может обеспечить объективность своих выводов, не имеется.

Согласно выводов эксперта ООО «Бюро права и оценки» Третьяковой Г.В. №34-21ВС от 10 февраля 2022 года установленная величина арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского поселения город Давлеканово Республики Башкортостан, с разрешенным использованием: п.99 «производственная деятельность» в размере 25% от кадастровой стоимости, принятая решением Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от 27 (24) июля 2020 года №4/89-48 «Об арендной плате за землю на 2020 год», а также ее повышение до указанного значения с 7,85 %, не является экономически обоснованной.

Допрошенная в судебном заседании эксперт ООО «Бюро права и оценки» Третьякова Г.В., выполненное ею экспертное заключение №34-21ВС от 10 февраля 2022 года поддержала, суду пояснила, что ею по делу была проведена финансово-экономическая экспертиза. Оригинал экспертного заключения содержит подписку эксперта за ответственность за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ. Ответ на вопрос был дан ею в соответствии с поставленным в определении суда вопросом о назначении судебной экспертизы. Также эксперт пояснила, что ею был подробно исследован вопрос экономической эффективности. Арендная плата в процентах не может увеличиваться больше, чем размер инфляции, но при этом, в обоснование решения Совета городского поселения город Давлеканово об увеличении ставок, ни о каком индексе инфляции речи не идет. Показатель инфляции не больше 5%, но ставки арендной платы за землю были увеличены в четыре раза. Анализ решения Совета городского поселения город Давлеканово показал, что единственное обоснование повышения ставки – это уменьшение (из-за нового тура кадастровой оценки) кадастровой стоимости. При этом для того, чтобы оставить поступления на том же уровне, ставка могла быть увеличена в 2,42 раза и составила бы 18,96%, а не 25%. Существенные увеличения ставки не могут обеспечить экономический рост, а имеют обратный эффект. Таким образом, установленная величина ставки в размере 25% не является обоснованной.

Суд, оценивая заключение судебной экспертизы ООО «Бюро права и оценки» Третьяковой Г.В. от 10 февраля 2022 года №34-21ВС по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, поскольку заключение подготовлено квалифицированным экспертом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.

Ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы в ходе судебного разбирательства сторонами заявлено не было.

При таких обстоятельствах, доводы представителя административного истца Фадейчевой М.В. о том, что увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, судом признаются обоснованными.

В подпунктах а-г пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указаны обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, так, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции; форма и вид, в которых он должен быть принят соблюдены, что не оспаривается в рамках настоящего дела.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.

В соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов вправе также использовать сетевое издание.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

На основании статьи 29 Устава городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, в редакции решения Совета городского поселения город Давлеканово Республика Башкортостан №4/48-46 от 10 октября 2018 года, действующей на дату утверждения оспариваемого нормативно-правового акта (л.д.17-51 том 2, л.д.104-114 том 4), муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, направляются в официальное печатное средство массовой информации (в официальное сетевое издание) в течение 7 дней со дня их подписания. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в Городском поселении. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае невозможности их официального опубликования в официальном печатном средстве массовой информации (опубликования (размещения) в официальном сетевом издании) муниципальные правовые акты и соглашения подлежат официальному обнародованию в здании Администрации в течение 7 дней после дня их подписания.

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 разъяснено, что проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Из пункта 9 оспариваемого решения Совета следует, что решение подлежит обнародованию в установленном порядке и размещению на официальном сайте Совета городского поселения город Давлеканово в сети Интернет.

В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт был обнародован в здании Администрации городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан в течение 7 дней после дня его подписания (л.д.211-213 том 1). Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Также установлено, что решение Совета городского поселения город Давлеканово было размещено на официальном сайте covet davlekanovo.ru 04 сентября 2020 года и 08 октября 2020 года, что подтверждается скриншотом экрана компьютера, с которого произведен вход в личный кабинет, для работы над наполнением сайта (л.д.204 том 1).

Согласно представленным сведениям, Администрация городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан не имеет печатного средства массовой информации (л.д.87 том 4).

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50).

Поскольку населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, суд приходит к выводу о том, что нарушения порядка опубликования нормативного правового акта не установлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый нормативный акт принят Советом городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан в пределах его полномочий с соблюдением установленного порядка, формы принятия и порядка опубликования.

Согласно материалам дела, оспариваемым решением Совета №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» утверждены ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан и за земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляется органами местного самоуправления (приложение №2). В соответствии с пунктом 7 настоящее решение действует на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года (т.1 л.д.214-216).

В процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт был изменен. Так, решением Совета городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №5/32-116 от 13 января 2022 года внесены изменения в пункт 7 решения Совета городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от 24 июля 2020 года №4/89-48 «Об арендной плате за землю на 2020 год», которым слова «с 1 июля 2020 года» заменены словами «с 28 июля 2020 года».

Анализируя оспариваемый нормативный правовой акт, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком при принятии решения Совета №4/89-48 от 24 июля 2020 года не был соблюден принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.

Так, согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В силу части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и статьи 29 Устава городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан в редакции решения Совета городского поселения город Давлеканово Республика Башкортостан №4/48-46 от 10 октября 2018 года, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Как следует из пункта 7 решения Совета городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от 24 июля 2020 года №4/89-48, оно распространяло свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе, исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года.

Как следует из материалов дела, оспариваемый пункт нормативного правового акта допускал применение установленной в пункте 99 ставки для расчета арендной платы за период времени, предшествующий установлению этого коэффициента - с 1 июля 2020 года, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт влек ухудшение положения административного истца как арендатора земельного участка, поскольку обязывал его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере, что противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, гражданскому и земельному законодательству, а также принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Поскольку решением Совета городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №5/32-116 от 13 января 2022 года внесены изменения в пункт 7 решения Совета городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года, и оспариваемый нормативный правовой акт применялся к административному истцу Фадейчевой М.В. в период с 01 июля 2020 года до 28 июля 2020 года, суд считает необходимым признать недействующим оспариваемый пункт 7 решения Совета в части распространения действия п.99 (производственная деятельность) Приложения №2 к решению Совета №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» на правоотношения, возникшие в период с 01 июля 2020 года до 28 июля 2020 год.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, административные исковые требования Фадейчевой М.В. об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления подлежат частичному удовлетворению. Суд считает необходимым признать недействующим со дня принятия п.99 (производственная деятельность) Приложения №2 к решению Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год», а также признать недействующим пункт 7 решения Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года, с учетом внесённого в него изменения, в части распространения действия п.99 (производственная деятельность) Приложения №2 к решению Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года на правоотношения, возникшие в период с 01 июля 2020 года до 28 июля 2020 года. В остальной части требования Фадейчевой М.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Фадейчевой Марины Владимировны к Совету городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия п.99 (производственная деятельность) Приложения №2 к решению Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год».

Признать недействующим пункт 7 решения Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» в части распространения действия п.99 (производственная деятельность) Приложения №2 к решению Совета городского поселения город Давлеканово Муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан №4/89-48 от 24 июля 2020 года «Об арендной плате за землю на 2020 год» на правоотношения, возникшие в период с 01 июля 2020 года до 28 июля 2020 года.

В удовлетворении остальной части требований Фадейчевой Марины Владимировны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова