ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1200/2017 от 02.03.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело №...

Верховный Суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа 02 марта 2018 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И.,

при секретаре Искужиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарипова И.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия пункта ... Перечня к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

установил:

29 декабря 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з издало приказ №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год» (далее – Перечень к приказу от 29.12.2016).

Приказ опубликован 30 декабря 2016 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

В пункт ... Перечня к приказу №2007 от 29.12.2016 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, включено нежилое помещение общей площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.

Шарипов И.Н., являясь собственником указанного нежилого помещения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта ... Перечня к приказу №2007 от 29.12.2016 полагая, что принадлежащее ему помещение в здании и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствует требованиям пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенному законоположению и нарушает права Шарипова И.Н., так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель Шарипова И.Н. – Хисамутдинов И.Н. в судебном заседании требования поддержал, указал, что просил признать пункт ... к приказу Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 29.12.2016 №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость недействующим со дня принятия со ссылкой на то, что спорные помещения включены в перечень объектов необоснованно, офисные помещения занимают 602 кв.м от общей площади 6005 кв.м, что составляет менее 20 % от общей площади здания, а здание не является административно-деловым либо торговым центром.

Шарипов И.Н., представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени о месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц в связи с наличием сведений об их надлежащем уведомлении, явка указанных лиц не была признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.

Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Единой датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з является 1 января 2015 года.

Решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года № 37/4 «О налоге на имущество физических лиц» на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан введен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 (редакция от 3 ноября 2016 года).

В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 35 в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года № 483, от 3 ноября 2016 года № 472, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу:

определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Как видно из материалов административного дела, Шарипов И.Н. является собственником нежилого объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №..., общей площадью 1151,4 кв.м, расположенного по адресу: адрес на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22 августа 2014 года, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12 декабря 2017 года (л.д.8, 28-32).

Из справки Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о присвоении почтового адреса №282 от 09 апреля 2010 года следует, что почтовым адресом спорного здания, являлось: адрес (л.д.124). Решением Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о присвоении почтового адреса №3561 от 13 октября 2016 года присвоен адрес: адрес (л.д.125).

Судом установлено, спорный объект недвижимости является частью административного здания, с кадастровым номером №... по адресу: адрес, который как административно-деловой центр включен в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку более 20 процентов от общей площади здания используется в целях административного, коммерческого назначения и для размещения торговых объектов, объектов общественного питания. В здании находится Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Башкортостан.

Из технического паспорта, составленного Уфимским городским филиалом ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан», по состоянию на 19 февраля 2010 года, следует, что Шарипов И.Н. имеет на праве собственности нежилые помещения 1, 2-го этажа, расположенные в 5-ти этажном нежилом здании по адресу: адрес. Общая площадь нежилых помещений составляет 1151,4 кв.м, фактическое использование помещений – торгово-административное (л.д. 12-27).

В ответ на запрос суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан представило выписку из Единого государственного реестра недвижимости о 17 января 2018 года, согласно которой спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., категория земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования земельного участка является – «для административного здания» (л.д.93-95).

Вместе с тем, доказательств того, что нежилое помещение с кадастровым номером №... является административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), административным ответчиком не представлено и судом не добыто.

На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Правительством Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).

В силу п.1.1 Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - объекты), и процедуры осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее соответственно - мероприятия, Перечень).

В соответствии с п. 2.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядка) на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России (далее - реестр недвижимого имущества), Министерство:

а) проводит обработку реестра недвижимого имущества в разрезе наименований объектов;

б) в срок до 1 сентября текущего года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;

в) в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов:

формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;

направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан;

г) в целях актуализации Перечня в течение налогового периода на основании обращений заявителей о внесении изменений в Перечень проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с Методикой.

Согласно п.3.3 Порядка Министерство в течение 15 дней со дня поступления обращения обеспечивает проведение обследования объектов в целях определения вида их фактического использования. Обследование осуществляется комиссией в присутствии заявителя. Состав комиссии утверждается приказом Министерства.

В пункте 3.4 Порядка предписано, что в ходе проведения обследования комиссией проводятся обмеры (измерения) площадей объектов (при необходимости), расчёты в соответствии с утверждённой Методикой, а также осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с данными о физических и юридических лицах, осуществляющих деятельность на площадях объекта.

Вопреки установленному порядку обследование здания и помещений в нем Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан при поступлении заявления Шарипова И. Н. не производилось (л.д. 69-70).

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан проведено обследование помещения с кадастровым номером №... в здании с кадастровым номером №... после поступления заявления в суд.

Из акта обследования фактического использования от 05 февраля 2018 года следует, что доля недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 49,7%. В особых отметках указано, что общая площадь помещения с кадастровым номером №... составляет 1 151, 4 кв.м, является частью здания с кадастровым номером №... общей площадью 6005,7 кв.м. Помещение с кадастровым номером №... состоит из 2 этажей.

В ходе обследования установлено, что помещения 12, 14, 19-24 на 1 этаже площадью 239,3 кв.м сдаются в аренду используются для ведения административной деятельности

Помещения №9, 12,13, 23, 21 на 2 этаже сдаются в аренду бару «...», помещение №14 сдается в аренду для размещения объекта общественного питания - бар «...», помещение №7 сдается в аренду ИА Ш.Е..А....» для ведения административной деятельности, помещения № 1, 2 сдаются в аренду туристической компании для ведения административной деятельности, помещение №6 сдается в аренду магазину «Бланки и канцтовары» и магазину «...»; остальные помещения используются под склады или не эксплуатируются (л.д.127-205).

В связи с возникшими сомнениями по установлению фактического использования помещений в здании с кадастровым номером №..., определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2018 года назначен комиссионный осмотр здания с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, поскольку помещение находится в здании, включенном в оспариваемый перечень под порядком номером ... (л.д.226-227).

Из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №... от 15 февраля 2018 года следует, что фактическая площадь всего здания с кадастровым номером №... составляет 6573,6 кв.м. и состоит из:

- помещение с кадастровым номером №... - общая площадь составляет 1151,4 кв.м. (согласно выписке ЕГРН от 12.01.2018 г.);

помещение с кадастровым номером №... - общая площадь составляет 5237,8 кв.м. (тех. паспорт от 26.04.2006 г.);

помещение с кадастровым номером №...- общая площадь составляет 184,4 кв.м. (согласно выписке ЕГРН).

Здание с кадастровым номером №... состоит из 7 этажей, в том числе 1 подземный и 1 технический этаж. В ходе обследования установлено, что помещения с кадастровым номером №... используются следующим образом:

1 этаж: административная деятельность:

Помещения № 12,13,14,19,20,21,22,23,24 сдаются в аренду ОП «...» для ведения административной деятельности (239,3 кв.м);

2 этаж: общественное питание:

помещения № 9,12,13,14,21,23 сдаются в аренду для размещения объекта общественного питания - бар «...» (151,7 кв.м);

административная деятельность:

помещение № 7 сдается в аренду ИП Ш.Е..А.. «...» для ведения административной деятельности (33,1 кв.м);

помещения № 1,2 сдаются в аренду туристической компании для ведения административной деятельности «...» (132,1 кв.м);

(торговая деятельность):

помещение № 6 сдается в аренду магазину «...» и магазину «...» (16 кв.м).

Помещение с кадастровым номером №..., расположенное на 1—6 и подземном этажах, используется для ведения административной деятельности Межрайонной инспекции ФНС России №1 по РБ, за исключением помещений №15-37 на 1 этаже, которые сдаются в аренду для размещения объекта общественного питания кафе «...»(291,7 кв.м).

Помещение с кадастровым номером №... используется для ведения административной деятельности ООО «...»(103,2 кв.м).

По результатам проведенного обследования комиссия МЗИО РБ пришла к выводу, что здание соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 НК РФ, и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Оценив представленные акты, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1.3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180 административно-деловой центр - отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием объекта в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

Толкование пункта 1.3 Порядка в его системной взаимосвязи со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Судом на основании акта от 15 февраля 2018 года произведены расчеты по фактическому использованию доли недвижимого имущества для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества.

Так, фактическая площадь всего здания с кадастровым номером №...( по акту МЗИО РБ от 15.02.2018 г.) составляет 6573,6 кв.м., площадь помещения с кадастровым номером №... составляет 1151,4 кв.м., из которых 572,2 кв.м. используются под офисы (239,3+151,7+33,1+132,1+16). С учетом помещений №15-37 на 1 этаже, которые сдаются в аренду для размещения объекта общественного питания кафе «...»(291,7 кв.м) и помещения с кадастровым номером №... используемого для ведения административной деятельности ООО «...»(103,2 кв.м), общая площадь фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 967,1 кв.м., что составляет 14,71% от площади здания.

Судом на основании собранных по делу доказательств достоверно установлено, что в здании расположены кабинеты с рабочими местами для осуществления профессиональной деятельности работников налоговой инспекции, это помещения с кадастровым номером №..., расположенное на 1—6 и подземном этажах(5237,8-291.7(кафе) используется для ведения административной деятельности и составляет инфраструктуру Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан, оказывающей услуги общего пользования.

По выписке из реестра федерального имущества от 05.02.2018 года №40/1 часть административного здания, литер А, площадью 5237,8 кв.м, находится в хозяйственном ведении Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан(л.д.232).

Кроме того, из ответа Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан №03-49/01905 от 06 февраля 2018 года следует, что в пользовании инспекции находится часть административного здания, расположенного по адресу: адрес, в оперативном управлении (л.д.113).

Помещения с кадастром номером №... в здании №... площадью 4946,1 кв.м. без достаточных на то оснований были отнесены инспекторами к категории офисов в целях налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Под офисом признается сооружение, или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.

Толкование пункта 1.3 Порядка в его системной взаимосвязи со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Судом установлено, что значительная часть здания площадью 4946,1 кв. м используется для ведения административной деятельности и составляет инфраструктуру Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан.

Перечисленные обстоятельства административным ответчиком опровергнуты либо оспорены не были.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2018 установлен как «для административного здания» (л.д.93-95).

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).

Из материалов административного дела видно, что вид разрешенного использования указан только как «для административного здания».

На момент издания приказа вступил в силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков и закреплено, что виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу, определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

В представленных документах иной вид разрешенного использования не установлен.

При этом никаких уточнений о возможности размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения данные выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2018 не содержат. Виды разрешенного использования, предусматривающие размещение с учетом Классификатора административно-торговых зданий, объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (п.4.2 Классификатора), предпринимательства(п.4.0), делового управления(п.4.1), не значатся.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком вышеуказанные требования законодательства по предоставлению доказательств о соответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не исполнены.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что помещения на первом и втором этажах административного здания, принадлежащие Шарипову И.Н., не отвечают признакам административно-делового центра и не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик не представил доказательств того, что указанные помещения используются для размещения в них офисов или офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в необходимом размере.

Объект недвижимости, указанный в пункте ... Перечня на 2017 год, не содержит признаков, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, включение нежилого помещения с кадастровым номером №... в Перечень на 2017 год, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Шарипова И.Н., возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт ... Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление Шарипова И.Н. удовлетворить.

Признать недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год», со дня его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова