ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-121/2022 от 13.01.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...га-№...2022

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адрес 13 января 2022 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункты 2762, 2781, 2787, 2794, 2799, 2827 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

дата Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ №...«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу №... от дата, Перечень).

Приказ №... опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

Пунктами 2762, 2781, 2787, 2794, 2799, 2827 Перечня на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год включены объекты недвижимости:

1. пункт 2762 - нежилое здание, с кадастровым номером №...:3639, общей площадью 4 096,4 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №...:264 с видом разрешенного использования: центры социального обслуживания, социально-реабилитационный центр, по адресу: адрес

2. пункт 2781 - нежилое здание с кадастровым номером №...:1108, площадью 3524,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №...:601 с видом разрешенного использования: физкультурно-оздоровительные сооружения, спортивные площадки, по адресу: адрес.

3. пункт 2787 - нежилое здание, с кадастровым номером №...:892, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №...:36 с видом разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, для обслуживания части здания РУС и других нежилых строений и сооружений по адресу: адрес.

В здании с кадастровым номером №...:892 расположены объекты, принадлежащие ФИО1 с кадастровыми номерами №...:3837, №...:3836.

4. пункт 2794 - нежилое здание с кадастровым номером №...:421, площадью 1703,5 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №...:34 с видом разрешенного использования: для размещения: поликлиники, аптеки, медпункта, стоматологического кабинета, по адресу: адрес.

5. пункт 2799 - нежилое здание, с кадастровым номером №...:1030, общей площадью 1515,3 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №...:3 с видом разрешенного использования: для иных целей, по адресу: адрес.

В здании с кадастровым номером №...:1030, площадью 1515,3 кв.м., расположен объект, принадлежащий ФИО1, нежилое помещение с кадастровым номером №...:1303 (назначение: нежилое; этаж: подвал, 1,2 номера на поэтажном плане 30-55, 1в-32в, 1п-19п, площадь 1533,6 кв.м, при этом общая площадь нежилого помещения увеличилась на 425,1 кв.м за счет реконструкции подвала).

6. пункт 2827 - нежилое здание, с кадастровым номером №...:992, общей площадью 2 251,5 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №...1990 с видом разрешенного использования: для обслуживания административного центра, по адресу: адрес.

Истец ФИО1, в собственности которого находятся указанные нежилые здания и помещения обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2762, 2781, 2787, 2794, 2799, 2827 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., с момента принятия, поскольку нарушаются права административного истца как собственника объектов недвижимости и налогоплательщика.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2021 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от дата№...-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от дата№...-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от дата№...-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с дата введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в перечень подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от дата№...-з (в редакции от дата, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

В пункт 2762 Перечня включено здание с кадастровым номером №...:3639.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание, с кадастровым номером №...:3639, общей площадью 4 496,4 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №...:264 с видом разрешенного использования: центры социального обслуживания, социально-реабилитационный центр, по адресу: адрес.

Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим административными ответчиками должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.

Технический план не содержит информацию по предназначению помещений. Из технического паспорта от дата (т. 1 л.д. 40-53) следует, что помещения в здании предназначены в следующих целях:

Подвал - помещения: лестничная клетка, эл. щитовая, коридор, склады;

1 этаже - помещения: вестибюль, проходной пункт, кабинет гл. бухгалтера, касса, бухгалтерия, расчетный отдел, сан. узел., коридор, лестничная клетка, корридо, фотолаборатория, кабинет ПСББ архив, медпункт, кабинет ТБ, кабинет отдела кадров;

2 этаж - помещения: коридор, комната приема пищи, производственный отдел, отдел контроля качества, лестничная клетка, актовый зал, кабинеты, шкаф, диспетчерская, служа программирования;

3 этаж - помещения: лестничные клетки, корридо, кабинеты, профком, сан. узел, коридор.

адрес поименованных в экспликации помещений, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равна 16,7 кв.м. (касса), что составляет - 0,37% от общей площади здания.

Из представленного суду акта обследования №... от дата следует, что фактическая площадь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №...:3639, общей площадью 4 096,4 кв.м., по адресу: адрес, используемая для размещения торговых объектов составляет 100 % (т. 2 л.д. 61-70).

В акте неверно указана площадь спорного здания, отсутствует указание на помещения, используемые для осуществления торговой деятельности, обследование произведено без соблюдения условий, предусмотренных постановлением Правительства Республики Башкортостан №..., что не позволяет использовать его в качестве допустимого доказательства. Кроме того, акт составлен по состоянию на дата, а не на дату утверждения Перечня - дата.

В письменных пояснениях представителя истца указывается на использование отдельных помещений для торговой деятельности по договорам аренды общей площадью 434,7 кв.м., что составляет 9,6 % от общей площади здания (т. 2 л.д. 24).

В качестве подтверждения своей позиции представителем истца приведены ссылки на пункты ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) арендаторов с приложением договоров аренды и выписок из ЕГРЮЛ, которые судом признаны убедительными и подтвержденными соответствующими доказательствами.

В возражении представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указанные доводы не опровергнуты, а приведено наименование арендаторов с указанием пунктов ОКВЭД без указания конкретны помещений и площадей.

Судом в судебном заседании с участием сторон исследованы акт, договора аренды, выслушаны объяснения сторон относительно фактического использования помещений в спорном здании и установлено, что в число помещений, используемых для коммерческих целей, были включены – ООО «Арбат» площадью 75,9 кв.м. (т. 2 л.д. 221), путем анализа договоров аренды и фактически занимаемых помещений юридическими и физическими лицами было установлено, что часть помещения подвала №...,9 кв.м., торговая деятельность осуществляется на площади 434,7 кв.м., исходя из расчета 15,9 кв.м. + 107,8 кв.м. (торговое) + 235,1 кв.м. (торговое) + 75,9 кв.м., что составляет 9,67 % от общей площади здания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На момент утверждения оспариваемого перечня действовал Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, (Постановление Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения»)(далее-Порядок).

Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.

Таким образом, представленный в материалы дела акт требованиям закона не соответствует, составлен с нарушениями предписаний пунктов 11.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка, не подтверждает фактическое использование не менее 20 процентов площади спорного здания в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не может быть признан допустимым доказательством соответствия пункта 3871 Перечня федеральному и региональному законодательству.

В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Поскольку в силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допустимым доказательством правомерности включения объекта недвижимости в Перечень по его фактическому использованию является акт обследования, составленный в соответствии с требованиями регионального нормативного акта, определяющего порядок обследования объектов недвижимости, ссылка ответчика на данный акт в обосновании вывода о несостоятельности заявленных требований неправомерна.

Федеральный законодатель указал в части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 названного выше процессуального Кодекса, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.

Поскольку имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня не позволяли с достоверностью определить спорное здание как объект, соответствующий критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемую норму нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Утверждение представителя ответчика о применении в отношении спорного здания положений подп. 1 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нельзя признать убедительным ввиду отсутствия признаков административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также доказательств фактического использования либо предназначения для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в размере, превышающем 20% от площади здания, расположения на земельном участке, предусматривающего размещение торговых объектов.

Ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

При изложенных обстоятельствах, суд признает недействующим с момента принятия пункт 2762 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В пункт 2781 Перечня включено здание с кадастровым номером №...:1108.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание, с кадастровым номером №...:1108, площадью 3 524,8 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №...:601 с видом разрешенного использования: физкультурно-оздоровительные сооружения, спортивные площадки, по адресу: адрес.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №...:601, на котором расположено спорное нежилое здание, с принадлежащими истцу помещениями, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата (т. 1 л.д. 74-87), нежилое здание – производственный корпус кожевенно-обувного завода, состоит из 2 этажей, общей площадью 3524,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес.

Согласно экспликации:

Подвал литер «В» - помещения: склады, коридоры;

1 этаже литер «В» - помещения: лестничные клетки, склады, игровые залы, сан. узлы, тамбур, касса (15,2 кв.м), рулеточная, кабинеты, коридоры, оперативная, танц. зал, кухни, обеденный зал (159,2 кв.м.), обеденный зал (14,4 кв.м), коптильных, игровых залов, парикмахерских, торгового зала (99,6 кв.м.), склада, торговая (210,4 кв.м);

2 этаж литер «В» - помещения: кабинеты, коридоры, бытовка, склады, кухня, сан. узлов, серверной, торговая;

Технический этаж литер «В» - помещения: сан. узлы, коридоры, кабинеты, склады, лестничная клетка.

По литеру «В1» - помещения: коридоры, помещение для курения, тамбуры, сан. узлы, холл, гардероб;

1 этаж литер «В2» - помещения: сан. узел, лестничная клетка;

2 этаж литер «В2» - помещения: лестничная клетка.

адрес помещений, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равна 498,8 кв.м., что составляет 14,15 % от общей площади здания 3524,8 кв.м.

Согласно акту обследования №... от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №...:1108, занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 33,07 % от общей площади здания (т. 2 л.д. 71-79).

Из содержания акта следует, что комиссией установлена деятельность ООО «МИК» по оказанию услуг общественного питания, при этом договор с ООО «МИК» расторгнут дата, обследование проведено без доступа в здание, к акту какие-либо документы, подтверждающие деятельность указанного юридических лиц в спорном здании, не приложены, помещения, в которых эта деятельность осуществляется не указаны.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2021 года.

Таким образом, суд признает недействующим с момента принятия пункт 2781 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В пункт 2787 включено здание с кадастровым номером №...:892.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым номером №...892, общей площадью 6570 кв.м., назначение: «нежилое здание» расположенный на земельном участке с кадастровым номером №...:36 с видом разрешенного использования: для обслуживания части здания РУС и других нежилых строений и сооружений, по адресу: адрес.

В указанном здании с кадастровым номером №...:892 расположены объекты, принадлежащие ФИО1: нежилое здание, площадью 2 369,6 кв.м., этаж 1-4, номера на поэтажном плане: 2, с кадастровым номером №...:3837, нежилое здание, площадью 446,7 кв.м., этажей 1, кадастровый №....

Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В техническом паспорте от дата (т. 1 л.д. 159-173) спорный объект поименован – «нежилое здание».

Согласно экспликации в здании имеются помещения: вестибюль, лестничные клетки, коридоры, кабинеты, АТС, клиентурный зал, комнаты отдыха, кислотная, склады, касса, торговый зал, тамбуры, архив, автозал, оружейная комната, сан. узлы,, кухня, зал совещаний, душевая, приемная, вентиляционная камера, мастерская, машинное отделение лифта, гараж, тамбур.

Площадь помещений, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 289,7 кв.м. (касса - 5,7 кв.м., торговый зал - 284 кв.м.), что составляет 4,4 % т площади здания – 6 570 кв.м.

Согласно акта обследования фактического использования здания №... от дата, предоставленного Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, общая площадь недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 6 570 кв.м., что составляет 100% (т. 2 л.д. 80-93).

Обследование проведено без доступа в здание.

Порядок определения вида фактического пользования законодательно урегулирован на уровне субъекта Российской Федерации.

Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п. 21.1, 2.2 Методики).

Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

В акте отсутствуют номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.

Суд, полагает, что представленный акт обследования здания не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

С учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания суд полагает, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в перечень к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата.

Таким образом, суд признает недействующим с момента принятия пункт 2787 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В пункт 2794 Перечня включено здание с кадастровым номером 02:56:050301:421.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №...:421, площадью 1674,2 кв.м., назначение: «нежилое здание», наименование - «медицинский центр» расположено на земельном участке с кадастровым номером №...:34 с видом разрешенного использования (с дата): «поликлиники, аптеки, станции скорой помощи, медпункты, стоматологические кабинеты, ФАПы, раздаточная молочная кухня, амбулатории», расположенный по адресу: адрес А (т. 2 л.д. 175).

Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В техническом паспорте от дата спорный объект поименован – «нежилое здание», назначение - «медицинский центр» (т. 6 л.д. 113-122).

Согласно экспликации в здании имеются помещения: лестничные клетки, коридоры, кабинеты, выставочный зал, аптека (17,8 кв.м.), ортопедический салон (13,4 кв.м), холл, комнаты приема пищи, раздевалка, электрощитовая, комната охраны.

Площадь помещений, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет всего 31,2 кв.м., что составляет 1,9 % от площади здания – 1 674,2 кв.м.

Согласно акту обследования фактического использования здания №... от дата, предоставленного Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, общая площадь недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 24,3% от общей площади здания (т. 2 л.д. 110-125).

Обследование проведено без доступа в помещение.

Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения),б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п.21.1, 2.2 Методики).

Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

В акте отсутствуют номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.

Суд, полагает, что представленный акт обследования здания не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

В экземпляре акта, представленного представителем Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отсутствуют подписи членов комиссии (т. 2 л.д. 111).

С учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания суд полагает, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в перечень к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата.

Таким образом, суд признает недействующим с момента принятия пункт 2794 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В пункт 2799 Перечня включено здание с кадастровым номером №...:1030.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №...:1030, площадью 1 515,3 кв.м., наименование – «солдатский клуб», расположено на земельном участке с кадастровым номером №...:3 с видом разрешенного использования: для иных целей по адресу: адрес.

В здании с кадастровым номером №...:1030, площадью 1 515,3 кв.м., расположен объект, принадлежащий ФИО1, нежилое помещение с кадастровым номером №...:1303 (назначение: нежилое; этаж: подвал, 1,2 номера на поэтажном плане 30-55, 1в-32в, 1п-19п, площадь 1533,6 кв.м, при этом общая площадь нежилого помещения увеличилась на 425,1 кв.м за счет реконструкции подвала).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №...:3, на котором расположено спорное нежилое здание, с принадлежащими истцу помещениями, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое помещение подвала, нежилого строения солдатского клуба, состоит из 2 этажей, общей площадью 1533,6 кв.м., расположенное по адресу: адрес (т. 1 л.д. 218-226).

По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения следующих объектов:

Подвал литер «А» - помещения: склады, коридоры, лест. клетка

1 этаже литер «А» - помещения: лестничные клетки, склады, сан. узлы, тамбур, кассы, кабинеты, коридоры, обувная мастерская;

2 этаж литер «А» - помещения: кабинеты, коридоры, бытовка, парикмахерская.

адрес помещений, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равна 79,5 кв.м., (касса - 4,7 кв.м, касса - 3,3 кв.м, касса – 2,0 кв.м., касса – 4,5 кв.м., парикмахерская – 65 кв.м.), что составляет 5,24 % от общей площади здания 1 515,3 кв.м.

Согласно акту обследования №... от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №...:1030 02, занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 1 515,3 кв.м., что составляет 100% от общей площади здания.

Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения),б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п. 21.1, 2.2 Методики).

Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

В акте отсутствуют номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.

Суд, полагает, что представленный акт обследования здания не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

С учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания суд полагает, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень, и суд признает недействующим пункт 2799 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата.

В пункт 2827 Перечня включено здание, с кадастровым номером №...:992.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание, с кадастровым номером №...:992, общей площадью 2 251,5 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №...:1990 с видом разрешенного использования: библиотеки, архивы, информационные центры, по адресу: адрес. (т. 6 л.д. 138-139).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №...:1990, на котором расположено спорное нежилое здание, с принадлежащими истцу помещениями, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим административными ответчиками должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.

По экспликации помещений из технического плана здания от дата видно, что они предназначены для размещения следующих объектов (т. 1 л.д. 234-241):

Подвал – помещения: лестничной клетки, торгового зала, склада, кассы, комнаты приема пищи, коридора, сан. узла, лифта;

1 этаж – помещения: тамбура, лестничной клетки, коридора, кабинетов, сан. узлов, лифта;

2 этаж – помещения: лестничной клетки, коридора, кабинетов, сан. узлов;

3 этаж – помещения: лестничной клетки, коридора, кабинетов, сан. узла.

адрес помещений, отвечающих критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 297,4 кв.м. (торговый зал – 287,4 кв.м., касса - 10 кв.м.), что составляет 13,2 % от общей площади 2 251,5 кв.м.

Согласно акту обследования №... от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №...:992, занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 21,86% от общей площади здания.

В акте отсутствуют номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов, не верно определен земельный участок, на котором расположено спорное здание.

Суд, полагает, что представленный акт обследования здания не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2021 года.

С учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания суд полагает, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в перечень к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата.

Таким образом, суд признает недействующим с момента принятия пункт 2827 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2021 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/ (статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункты 2762, 2781, 2787, 2794, 2799, 2827 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении суда на официальном сайте www.mziorbru.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в адрес.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Э.М. Хамидуллина

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина