ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1235/20 от 18.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3га -1235/2020

18 декабря 2020 года г. Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миннихановой Л.И.,

при участии представителя административного истца АО «Уралмостострой» - Абдуллиной Д.Р., представителя административных ответчиков Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» – Валеевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Уралмостострой» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

АО «Уралмостострой» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование требований административный истец указал, что он является собственником земельных участков: с кадастровым номером №..., площадью 16 352 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 1995 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 119 583 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: линейные объекты и сооружения: автодороги, улицы, площади, эстакады, мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, пешеходные переходы в разных уровнях, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером №..., площадью 5 270 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 942 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 1 781 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 25 233 098,24 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 3 677 323,65 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 187 989 259,32 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 9 384 341,70 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 1 690 362,48 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 3 191 338,28 рублей.

Между тем, согласно отчету ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» от дата: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата составляет 10 196 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 1 383 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 62 798 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 3 654 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 653 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 1 235 000 рублей.

Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости земельных участков, что приводит к оплате земельного налога в завышенном размере.

На основании изложенного, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» от дата.

Представитель административного истца АО «Уралмостострой» Абдуллина Д.Р., действующая по доверенности от дата, требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.

Представитель административных ответчиков Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Валеева К.А., действующая на основании доверенностей от дата, дата, административные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что кадастровая стоимость спорных земельных участков соответствует их рыночной стоимости.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частями 1, 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость

Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Установлено, что административный истец АО «Уралмостострой» является собственником земельных участков: с кадастровым номером №..., площадью 16 352 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 1995 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 119 583 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: линейные объекты и сооружения: автодороги, улицы, площади, эстакады, мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, пешеходные переходы в разных уровнях, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером №..., площадью 5 270 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 942 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес; с кадастровым номером №..., площадью 1 781 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от дата.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан по состоянию на дата утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на дата».

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от дата по состоянию на дата: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 25 233 098,24 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 3 677 323,65 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 187 989 259,32 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 9 384 341,70 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 1 690 362,48 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата установлена в размере 3 191 338,28 рублей.

Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Административным истцом АО «Уралмостострой» в обоснование заявленных требований предоставлен отчет ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» №...-С/02-1 от дата, согласно которому: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата составляет 10 196 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 1 383 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 62 798 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 3 654 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 653 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 1 235 000 рублей.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, определением Верховного Суда Республики Башкортостан по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Бюро права и оценки».

Согласно заключению эксперта ООО «Бюро права и оценки» ФИО8№...ВС от дата и уточнению к данному экспертному заключению от дата (в связи с допущенной в заключении опиской) по состоянию на дата: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата составила 11 000 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 1 500 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 65 500 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 4 000 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 700 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дата определена в размере 1 300 000 рублей.

Представителем административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Бадертдиновой Р.М., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2019 года, представлены письменные возражения на вышеуказанное экспертное заключение, из которых следует, что рыночная стоимость земельных участков определена с нарушением действующего законодательства об оценке. Так, в нарушение пункта 3 ФСО № 5 заключение эксперта вводит в заблуждение относительно отсутствия корректировки на наличие смежной с исследуемым участком железнодорожной ветки. При описании количественных и качественных характеристик предмета исследования с кадастровым номером №... указано, что на участке размещены производственно-складские объекты и железнодорожная ветка, при этом при определении рыночной стоимости объектов исследования соответствующая корректировка к аналогам №№..., 2, 3, 4, 5 отсутствует. Согласно «Справочнику оценщика недвижимости – 2018 Земельные участки, часть 1» Территориальные характеристики и корректирующие коэффициенты на локальное местоположение» под редакцией ФИО7, земельные участки под индустриальную застройку, имеющие железнодорожные пути, дороже аналогичных участков без железнодорожных путей от 9% до 24%, со средним значением 16%. Аналоги №№..., 2, 3, 4, 5 не имеют подъездной железной дороги, отсутствует возможность обеспечения участков собственной железнодорожной веткой, следовательно, требуется внесение соответствующей корректировки. При таких обстоятельствах, по мнению ФИО1 административного ответчика, заключение вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по предметам исследования.

Допрошенная в судебном заседании эксперт ООО «Бюро права и оценки» ФИО8 подготовленное ею экспертное заключение с учетом уточнения к нему поддержала, по вышеизложенному доводу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан пояснила, что согласно пункту 1.12 действующих Методических указаний по государственной кадастровой оценке «При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться: обеспеченность (наличие или отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой. Земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования. Наличие магистральных инженерных коммуникаций (линии электропередач, магистральные трубопроводы, коллекторы и прочее), проходящих по самому земельному участку или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным. Для целей Указаний земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к любой из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможности въезда на этот земельный участок. При этом необходимо учитывать, в том числе вид подъездных путей (автомобильная дорога, железная дорога и прочее), классы автомобильных дорог (федерального, регионального или межмуниципального, местного значений, частная автомобильная дорога), категории железных дорог (скоростные магистрали, магистрали с преимущественно пассажирским движением и прочее)». Таким образом, само по себе наличие железнодорожной ветки на соседнем участке не дает право пользования железнодорожными путями правообладателю участка, на котором таких путей нет.

Суд соглашается с выводами эксперта, поскольку экспертом использованы в качестве объектов-аналогов объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, что соответствует пункту 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

Исключительно одни лишь доводы, приведенные в возражениях на экспертное заключение, без представления доказательств и каких-либо контррасчетов, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, не могут свидетельствовать о том, что возможные нарушения при проведении экспертизы имели место или каким-то образом повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не может согласиться с представленными Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возражениями на экспертное заключение ООО «Бюро права и оценки» ФИО8

Лицами, участвующими в деле, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности АО «Уралмостострой», как собственника земельных участков, поскольку определение в отношении спорных земельных участков кадастровой стоимости влияет на его обязанность по уплате земельного налога и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.

На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО «Бюро права и оценки» ФИО8№...ВС от дата и уточнения к нему от дата, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление АО «Уралмостострой» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан дата, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 16 352 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на дата в размере 11 000 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1995 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на дата в размере 1 500 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 119 583 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: линейные объекты и сооружения: автодороги, улицы, площади, эстакады, мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, пешеходные переходы в разных уровнях, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на дата в размере 65 500 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 5 270 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на дата в размере 4 000 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 942 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на дата в размере 700 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1 781 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: адрес, адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на дата в размере 1 300 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова