ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1321/19 от 04.12.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 3га-1321/2019

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 04 декабря 2019 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в

гражданском и арбитражном процессе прокуратуры

Республики Башкортостан Крупновой А.И.,

при секретаре судебного заседания Александровой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «ОДК-УМПО» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24.12.2018 года,

установил:

24 декабря 2018 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость

Данный документ был размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.

Пунктами 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 перечня на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, были включены следующие объекты:

- пункт 418: нежилое здание ...) адрес физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес;

- пункт 420: нежилое здание ...) адрес физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», (кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес;

- пункт 421: нежилое здание (...), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес;

- пункт 1111: нежилое здание корпуса 67 - ... кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес;

- пункт 2354: нежилое здание корпуса 42 - пожарное депо ..., (кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес;

- пункт 2355: нежилое здание корпуса №...А - административно-бытовая часть пл. 2, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес;

- пункт 2477: нежилое здание корпуса 38 - административный пл. 1, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес;

- пункт 2511: нежилое здание корпуса 33А - административная часть пл.1, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес;

- пункт 2552: нежилое здание (столовая), кадастровый
№..., общей площадью ... кв.м, расположенное
по адресу: адрес;

- пункт 2553: нежилое здание (столовая №...), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м. расположенное по адресу: адрес. 2;

- пункт 2554: нежилое здание (административно-производственное здание), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес

- пункт 2555: нежилое здание (административное здание), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, адрес;

ПАО «ОДК-УМПО», в собственности которого находятся указанные нежилые здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года. Оспариваемые пункты Перечня к постановлению Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года нарушают права административного истца как собственника зданий и налогоплательщика.

Представитель административного истца ПАО «ОДК-УМПО» - ФИО3 на судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить, признав недействующими пункты 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года. Пояснил, что оспариваемые пункты Перечня к постановлению Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года нарушают права административного истца как собственника здания и налогоплательщика, возлагая на него обязанность по уплате налога в повышенном размере.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО4 просила принять по делу законное и обоснованное решение. Пояснила суду, что истцом пропущен срок обращения в Межведомственную комиссию по вопросу исключения данных объектов из Перечня на 2019 год. Также указала, что акт обследования фактического использования спорных объектов недвижимости на момент включения недвижимого имущества в Перечень на 2019 год не составлялся.

Представитель Правительства Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание административных истцов, ответчиков надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц с участием представителя истца ФИО3 в связи с наличием сведений о надлежащем извещении ПАО «ОДК-УМПО» и Правительства Республики Башкортостан.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Крупновой А.И., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года №474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения»).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.

Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом - Правительством Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным, суду надлежит установить, что оно либо:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;

- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Судом установлено, что спорные объекты недвижимости: нежилое здание ...

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание ...) адрес физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: размещение спортивно-оздоровительного комплекса и инженерных коммуникаций.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание ...) адрес физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», (кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: размещение спортивно-оздоровительного комплекса и инженерных коммуникаций.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание (здание столовой), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: размещение спортивно-оздоровительного комплекса и инженерных коммуникаций.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание корпуса 67 - комбинат питания ОРП пл. 2, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-IV классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание корпуса 42 - пожарное депо ВПЧ-29, (кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-IV классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание корпуса №...А - административно-бытовая часть пл. 2, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-IV классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание корпуса 38 - административный пл. 1, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: под промышленную площадку №....

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание корпуса 33А - административная часть пл.1, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: под промышленную площадку №....

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание (столовая), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: под столовую.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание (столовая №...), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м. расположенное по адресу: адрес. 2, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: под столовую.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание (административно-производственное здание), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес, находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: под производственный корпус.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости, нежилое здание (административное здание), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, ..., находится на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования: размещение спортивно-оздоровительного комплекса и инженерных коммуникаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №..., на которых расположены спорные нежилые здания, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения административных, торговых зданий, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков из буквального их прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим для того, чтобы признать спорные нежилые здания в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание корпуса ....

Судом исследован вопрос об использовании столовой и было установлено, что столовая входит в единый производственный комплекс, находится на охраняемой территории и предназначена для обеспечения питанием сотрудников предприятия, что не позволяет отнести её к объектам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание корпуса №... – административно-бытовая часть пл. 2, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, представляет собой административное здание. По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения лестничных клеток, тамбуров, коридоров, производственных помещений, сан.узлов, трансформаторных подстанции, венткамер, красного уголка, душевых, сушки.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание корпуса №... - пожарное депо ВПЧ-29, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, представляет собой пожарное депо, гараж, бойлерную. По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения гаражных боксов, мастерской, вент. камер, лестничных клеток, комнаты приема пищи, комнаты отдыха, коридоров, кабинетов, складов, пункта связи, гаражного бокса, бойлерной, класса, тренажерного зала, приемной, комнаты отдыха, умывальной.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание ...) адрес физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес, представляет собой физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный». По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения тамбуров, коридоров, теплового узла, ванной комнаты.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание ...) адрес физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, представляет собой физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный». По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения кабинетов, сан. узлов, умывальных, лестничных клеток, кассы, зала заседаний, приемной, тамбуров, магазина, складов, помещений проката, ванных комнат.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание (здание столовой), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, садрес, представляет собой здание столовой. По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения обеденного зала, машинного отделения, тамбуров, моечной, сан. узлов, вент. камер, лестничных клеток, комнаты механика, подсобного помещения, раздевалок, холодильных камер, цехов, складов, камер пищ. отходов, игрового зала, вестибюля, операторной, умывальных.

По экспликации помещений для размещения обеденных залов отведено ...% от общей площади здания, что не позволяет отнести его к категории зданий, предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание (административно-производственное здание), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, адрес, представляет собой административно-производственное здание. По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения подсобных, камер отходов, лестничных клеток, кабинетов, тамбуров, коридоров, служебных помещений, раздевалок, сан. узлов, мучного цеха, овощного цеха, насосной, гарманже, моечных, мясного цеха, производственных помещений, диспетчерских, касс, бытовок, вестибюля, гардероба, музея, архива, лабораторий, трансформаторных подстанций, вент. камер, слесарных мастерских, актового зала, шкафов, читального зала, библиотеки, приемной, холла, раздевалок.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание (столовая), кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, представляет собой столовую №.... По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения магазина, тамбуров, складов, кондитерских цехов, экспедиции, коридоров, подъемника, раздевалок, сан. узлов, душевых, кладовых, моечных, гармонже, электрощитовой, кабинетов, парикмахерской, вестибюля, служебных помещений, мясо-рыбных цехов, холодильных цехов, ветн. Камер, слесарных мастерских, мучного цеха, машинного отдела, гардеробов, раздаточной, парилки, архива.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание корпуса №... - административный пл. 1, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, представляет собой административное здание. По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения кабинетов, коридоров, вестибюля, сан. узлов, архивов, рабочей комнаты, теплового узла, кладовой, тамбура, лестничных клеток, лабораторий, служебных помещений, рабочей комнаты.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание корпуса №... - административная часть пл.1, кадастровый №..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, представляет собой административное здание. По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения бокса, комнаты водителя, кладовых, лестничных клеток, сан. узлов, промежуточных лестничных клеток, складов, коридоров, комнаты кладовщика, комнаты отдыха, кабинетов.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются в целях выявления и включения в перечень объектов недвижимого имущества, перечисленных в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».

Согласно п. 1.4 Порядка уполномоченный орган ежегодно в срок до 30 марта утверждает план проведения обследований зданий (строений, сооружений) и помещений для определения вида их фактического использования (далее - план обследований).

В соответствии с п. 2.8 Порядка в случае несогласия с результатами мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего Порядка, заявитель вправе направить обращение в уполномоченный орган в срок не позднее 90 календарных дней с начала года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению вида фактического использования объектов недвижимости, по правилам, установленным настоящим Порядком.

По указанным обращениям повторное проведение мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется не позднее 20 июня года, в котором истекает срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, в случае принятия Межведомственной комиссией по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, решения о включении объекта недвижимости в план обследований.

Согласно п. 2.11 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в связи с обращениями, указанными в пунктах 2.8 - 2.10 настоящего Порядка, проводятся комиссией по обследованию в соответствии с настоящим Порядком.

Таким образом, спорные нежилые здания, а также помещения в них по своему назначению не могут быть однозначно отнесены к офисам либо торговым объектам, а также не свидетельствуют о наличии не менее 20 процентов общей площади этих зданий, предусматривающих размещение офисов и торговых объектов.

Из представленных суду доказательств следует, что дата ПАО «ОДК-УМПО» обратилось с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан об исключении вышеуказанных нежилых зданий из Перечня на 2019 год.

дата за исх. № №... Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поставило истца в известность о том, что вопрос об исключении объектов недвижимости будет рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии.

дата за исх. № №... Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поставило истца в известность о том, что Межведомственной комиссией вопрос об исключении спорных объектов из Перечня на 2019 год оставлен без рассмотрения, поскольку не был обеспечен доступ на объекты, а также не представлена техническая документация.

дата за исх. №... ПАО «ОДК-УМПО» в ответ на письмо Министерство земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан от дата за исх. № №... направило письмо с представлением всей имеющейся документацией и обязалось обеспечить доступ сотрудников Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан на территорию истца.

дата за исх. № №... Министерство земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан в ответ на обращение истца от дата за исх. №... направило письмо о том, что вопрос об исключении объектов из перечня на 2019 год не может быть рассмотрен Межведомственной комиссией, поскольку истцом пропущен срок для обращения в Межведомственную комиссию.

Акт фактического использования здания на дату включения в Перечень не составлялся.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно на административного ответчика возложена обязанность по доказыванию законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем, Правительством Республики Башкортостан и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилых зданий для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2019 года.

С учетом вида разрешенного использования земельных участков и фактического использования зданий суд полагает, что здания не отвечали признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем они не подлежало включению в Перечень к постановлению Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Включение спорных нежилых зданий в пункты 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 перечня на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ПАО «ОДК-УМПО», возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующими пункты 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), признание отдельного его положения с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункты 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 Перечня подлежит признанию недействующими с момента принятия Правительством Республики Башкортостан постановления № 636 от 24 декабря 2018 года.

В соответствии со ст.103,111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд взыскивает расходы по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «ОДК-УМПО» удовлетворить.

Признать недействующими пункты 2554, 2553, 2552, 1111, 2355, 2354, 2511, 2477, 418, 421, 420, 2555 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года, со дня его принятия.

Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу публичного акционерного общества «ОДК-УМПО» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет – портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова