ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1324/2021 от 17.12.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-1324/2021

Верховный Суд Республика Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа 17 декабря 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора Сафина И.Р.

при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Центральная Автошкола» и индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим приказа №... от дата в части,

установил:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим приказа №1089 от 09 июля 2020 года (далее – Минземимущества Республики Башкортостан) внесены изменения в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

ООО «Центральная Автошкола» и индивидуальный предприниматель ФИО1 обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании несоответствующим федеральному законодательству и не действующим приказа Минземимущества Республики Башкортостан №1089 от 09 июля 2020 года, ссылаясь на нарушение федерального и регионального законодательства, имеющего большую юридическую силу, выразившегося в неопубликовании и отсутствии государственной регистрации данного нормативного правового акта, нарушении ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

В судебном заседании представитель ИП ФИО1. поддержала требования, указав на то, что она с 2005 года арендует спорное помещение, ранее включенное в Перечень, оно является смежным с принадлежащим ей на праве собственности помещением, вход в которое производится через него, срок действия последнего договора аренды, заключенного на 5 лет, заканчивался в 2024 году, выполняя свои обязательства по оплате арендных платежей добросовестно, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, планировала воспользоваться своими правами, предусмотренными Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ и выкупить данное помещение. В данном помещении, находящимся в подвале, осуществляет торговую деятельность, является единственным кормильцем в семье, имеет на иждивении ребенка и больную мать. Об издании оспариваемого приказа узнали при получении письма ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» о расторжении договора.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО6 просила отказать в удовлетворении требований по снованиям, изложенным в письменном возражении и дополнении к нему, указав, что приказ принят в пределах полномочий и компетенции ответчика, в соответствии с Порядком формирования, ведения, опубликования перечня государственного имущества Республика Башкортостан, свободного от прав третьих лиц, утвержденного постановлением Правительства Республика Башкортостан от 24 апреля 2020 года №262, которым не предусмотрено опубликование приказа в средствах массовой информации и регистрация. Приказ №1089 опубликован на сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Едином портале Республика Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Представитель ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» ФИО7 поддержала позицию представителя Минземимущества Республики Башкортостан и пояснила, что в связи с увеличением штатной численности на 100 человек им потребовались дополнительные помещения для размещения сотрудников, что часть здания уже была передана им ранее, поэтому они обратились в Минзеимущество Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении дополнительных помещений в нем, выделены средства для ремонта здания.

Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителей не направил.

В письменном объяснении указали, что в соответствии с Порядком формирования, ведения, опубликования перечня государственного имущества Республика Башкортостан, свободного от прав третьих лиц, утвержденного постановлением Правительства Республика Башкортостан от 24 апреля 2020 года №262, не осуществляли регистрацию приказа №1089 от 9 июля 2020 года.

Представитель ООО «Центральная Автошкола» на судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие в связи с наличием сведений об их надлежащем извещении.

Выслушав истицу, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В силу пункта е.3) части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом в силу ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Полномочие по принятию Перечня государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), внесения в него изменений на территории Республики Башкортостан высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан – Правительством Республики Башкортостан – предоставлено Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, что закреплено в пункте 3.94 Положения о Минзеимуществе Республики Башкортостан, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 35.

Таким образом, оспариваемый приказ принят Минзеимуществом Республики Башкортостан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Подпунктами "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу.

В пунктах 29, 30 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.

При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела судом предложено Минземимуществу Республики Башкортостан предоставить доказательства соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе порядка его государственной регистрации, опубликования (обнародования), предусмотренным статьями 2, 5, 13, 28.1, 32, 37 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», пунктами 2, 10,12, 17 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республика Башкортостан от 1 июня 1998 года №111(далее - Правила подготовки). Однако такие доказательства представлены не были.

Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании сообщил, что приказ от 9 июля 2020 года №1089 был опубликован на официальном сайте Минземимущества и Едином портале Республика Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, государственная регистрация не произведена в связи с тем, что, по их мнению, данный приказ не является нормативным правовым актом.

В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что процедура принятия и опубликования Перечня осуществлена Минземимуществом Республики Башкортостан в соответствии с Порядком формирования, ведения, опубликования перечня государственного имущества Республика Башкортостан, свободного от прав третьих лиц, утвержденного постановлением Правительства Республика Башкортостан от 24 апреля 2020 года №262, в котором не предусмотрены его опубликование в средствах массовой информации и регистрация.

Суд полагает, что позиция административного ответчика основана на ошибочном толковании норма права.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Конституционный Суд Российской Федерации определил нормативный правовой акт как акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»).

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 ФЗ-209 от 24.07.2007).

Общественные отношения, возникающие в процессе использования государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В Республике Башкортостан отраслевым органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Республики Башкортостан, полномочия в сфере использования государственного имущества Республики Башкортостан, включая полномочия по утверждению перечней, является Минземимущество Республики Башкортостан.

Согласно пункту ... Положения Минземимущество Республики Башкортостан в установленном законодательством порядке обеспечивает реализацию мер по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту ... Правил подготовки Минземимущество Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в виде приказов.

Из содержания оспариваемого приказа следует, что в нем определено местоположение и описание государственного имущества, общие характеристики, наличие правообладателей и сроки аренды имущества на территории Республики Башкортостан, включая города и районы республики.

Формирование перечня является гарантией предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в виде предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», то есть путем предоставления в аренду по льготным ставкам, сдачу в аренду на долгосрочной основе, отчуждения на возмездной основе, тем самым, реализуя положения федерального законодательства по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, через него осуществляются и прекращаются гарантированные законодательством права субъектов предпринимательства, предусмотренные Федеральными законами от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,

от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть он затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.

Следовательно, с учетом предусмотренного Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ назначения соответствующих перечней и включенного в них имущества, иное его использование для решения вопросов местного значения, помимо поддержки малого и среднего предпринимательства, исключается.

Перечень регулирует отношения на неопределенный срок, в него периодически (не позднее 1 ноября) вносятся изменения.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый приказ Минземимущества от 9 июля 2020 года №1089 является нормативным правовым актом, поскольку является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере предпринимательства.

В силу пункта 10 Правил подготовки государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Согласно ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Во исполнение данного пункта постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2020 года №262 утвержден Порядок формирования, ведения, опубликования перечня государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Утверждение представителя Минземимущества Республики Башкортостан об отсутствии необходимости регистрации и достаточности опубликования приказа согласно пункту 7 Порядка на официальном сайте Минземимущества Республика Башкортостан и Едином портале Республика Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», суд считает неубедительным в связи с указанием в части 4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ о необходимости опубликования перечня в средствах массовой информации.

Передача полномочий по разработке порядка формированию, ведения, обязательного опубликования нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не означает издание их в редакции, противоречащей федеральному закону, и из буквального толкования не усматривается, что субъектам переданы полномочия по определению порядка регистрации нормативных правовых актов. Законом Республики Башкортостан о нормативных правовых актах и Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации предусмотрена обязательная регистрация нормативных правовых актов и оспариваемый приказ этим требованиям не соответствует.

В подтверждение необходимости опубликования в СМИ административный истец предоставил копию газеты «...»№... от дата, в которой опубликован Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 октября 2008 года №1606 (с последующими редакциями) (л.д.64-65 т.1).

Следует отметить, что, несмотря на то, что наименование приказа №1089 содержит указание на внесение изменений в ранее изданный приказ от 24 октября 2008 года №1606, приказ от 9 июля 2020 года №1089 и приложение к нему №..., являющейся неотъемлемой частью приказа, является полноценным документом, по своему содержанию воспроизводит в полном объеме приказ №1606 в редакции, актуальной на 9 июля 2020 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта ввиду отсутствия государственной регистрации, необходимой в соответствии со статьями 2, 5, 13, 28.1, 32, 37 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», пунктами 2, 10,12, 17 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, нарушения порядка его опубликования в средствах массовой информации, предусмотренного ч.4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии у приказа Минземимущества Республики Башкортостан от 9 июля 2020 года №1089 юридической силы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 указал, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим полностью с момента его принятия.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Центральная Автошкола» и индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1089 от 9 июля 2020 года «О внесении изменений в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 октября 2008 года №1606», с момента его принятия.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ на официальном интернет – портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/

в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова