дело № 3га-67/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Уфа 21 января 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гатауллиной О.Т.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Башкортостан Фахретдиновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Сигма» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 3440,3441 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Пунктом 3440 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:040401:504 по адресу: адрес.
Пунктом 3441 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:040401:522 по адресу: адрес.
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ 26 декабря 2018 года, до начала наступления налогового периода.
Общество с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Сигма» (ООО «СК Сигма»), собственник вышеуказанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункты 3440 и 3441 Перечня на 2019 год указанных выше зданий. В обоснование требований указано, что здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здания не являются административно-деловым центром и не используются для ведения административной деятельности. Включение зданий в Перечень на 2019 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО1 пояснила, что иск считает необоснованным, одно здание включено в перечень на 2019 год, так как его площадь превышает 1000 кв.м., а второе здание имеет наименование «административно-технический корпус». Кроме того, истец своевременно не обратился с заявлением об исключении спорных объектов из Перечня на 2019 год.
Представитель истца, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени рассмотрения дела были извещен своевременно и надлежащим образом. Сведения об уважительности причин неявки в суд не представлены.
В письменном возражении на исковое заявление указано представителем ответчика, что исковые требования являются необоснованными, так как спорные здания соответствуют требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Также в возражении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2019 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» (вступившего в силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.
Порядок опубликования Перечня на 2019 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включению в Перечень на 2019 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».
В судебном заседании установлено, что в пункт 3440 Перечня на 2019 включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:040401:504 по адресу: Республика адрес, а в пункт 3441 Перечня на 2019 год в включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:040401:522 по адресу: адрес в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером №..., категории земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для эксплуатации производственной базы».
Данный вид разрешенного использования земельного участка безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что является одним из предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации условий отнесения спорного здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах нежилого здания с кадастровым номером 02:55:040401:504 от 27 ноября 2019 года указано назначение спорного здания: «нежилое здание», наименование: «административно-технический корпус», площадь 1362,9 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах нежилого здания с кадастровым номером 02:55:040401:522 от 27 ноября 2019 года указано назначение спорного здания: «нежилое здание», площадь 36543,4 кв.м.
Назначение зданий «нежилое здание», наименование здания: «административно-технический корпус» федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Согласно техническому паспорту, составленному участком г. Уфы Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на 12 июля 2017 года, объект недвижимого имущества с инвентарным номером №..., расположенный по адресу: адрес, состоит из литера А1, наименование и назначение здания: склад, фактическое использование – склад, общая площадь 36408,4 кв.м.
По экспликации указанного выше технического паспорта здание состоит из помещений: склады, спринклерные и АУПТ, кроссовая, помещения зарядочных агрегатов, помещения подзарядки агрегатов, тамбуры, резервное помещение, лестничные клетки, коридоры, венткамеры, помещение приема товара, холодильная камера, серверные, санузлы, ИТП и водомерный узел, курительная, эл. щитовая, кабинеты, комната приема пищи, помещение охранных систем, комната охраны.
В указанном здании имеются офисные помещения: номера 112,113,119,132,133б,133в,133г,133д,156,169, общая площадь которых составляет 1229,7 кв.м., что составляет менее 20 процентов общей площади этого здания.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Согласно техническому паспорту, составленному участком г. Уфы Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на 12 июля 2017 года, объект недвижимого имущества с инвентарным номером №..., двухэтажный, расположенный по адресу: адрес, состоит из литера Е, наименование и назначение здания: административно-технический корпус, фактическое использование: административно-технический корпус, общая площадь 1338 кв.м.
По экспликации указанного выше технического паспорта здание состоит из помещений: трансформаторные подстанции, помещение для хранения газоразрядных ламп, санзулы, коридоры, архивы, серверные, комната приема пищи, тамбуры, технические помещения, кабинеты, лестничные клетки, венткамеры, диспетчерская.
В указанном здании имеются офисное помещение номер 6 площадью 71,7 кв.м., переговорная номер 8 площадью 25,5 кв.м., что составляет менее 20 процентов общей площади этого здания.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данные здания также не подлежат включению в Перечень на 2019 год, поскольку наименования расположенных в них помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этих зданий не предусматривают размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, для того чтобы признать нежилые здания в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, фактически используемые для перечисленных целей.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако обследование зданий и помещений в спорных зданиях на предмет фактического использования до утверждения Перечня на 2019 год в соответствии с Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233, не проводилось.
Таким образом, административный ответчик и заинтересованное лицо на стороне административного ответчика относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представили.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты 3440 и 3441 Перечня на 2019 год в части включения объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: адрес - с кадастровыми номерами 02:55:040401:504 и 02:55:040401:522, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2019 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункты 3440 и 3441 Перечня на 2019 год подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина 4500 рублей, уплаченная при обращении в суд с иском.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Сигма» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 3440 объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером 02:55:040401:504 по адресу: адрес и в части включения в пункт 3441 объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером 02:55:040401:522 по адресу: Республика адрес.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Сигма» 4500 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись А.В. Идрисова