ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1488/20 от 09.11.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

адрес 9 ноября 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Республика Башкортостан Козловой Н.В.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в

гражданском и арбитражном процессе прокуратуры

Республики Башкортостан Галиева Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гарифуллина Н.Х. к Совету городского округа адрес Республики Башкортостан об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

установил:

решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...» утверждены ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.

Первоначальный текст документа размещен на сайте городского округа адрес Республики Башкортостан (http//www.oktadm.ru) дата и опубликован в газете «...», №... от дата ( л.д. 131-132.т.1).

Решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...» направлено председателю Государственного комитета адрес по делам юстиции для включения в республиканский регистр муниципальных нормативных правовых актов (л.д.190 т.1).

В Приложении №... в подпункте №... «Объекты дорожного сервиса» установлена ставка арендной платы за земли, предназначенные для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса, в размере ... % от кадастровой стоимости земли ( л.д.55 т.4).

До принятия вышеуказанных изменений в решение Совета ставка арендной платы за аренду аналогичных земельных участков была установлена в размере ...% от кадастровой стоимости земельных участков для размещения объектов, предназначенных для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса (том 1 л.д.19).

Гарифуллин Н.Х., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м., обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Совету городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...».

По мнению административного истца и его представителей, значительное увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), при его принятии также не учтены факторы, влияющие на рынок недвижимости, ставка определена произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, документы, приложенные в качестве экономического обоснования ко второму решению Совета городского округа адрес, не повлияли на размер ставок ни по одному виду разрешённого использования земельных участков, что свидетельствует о формальности расчётов, которые не могут быть признаны обоснованными и законными.

Кроме того, оспариваемой ставкой, арендаторы земель городского округа адрес были поставлены в кабальные условия, а условия заключенного договора аренды меняются настолько существенно, что если бы арендатор мог это предвидеть, договор не был бы им заключен и был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На основании изложенного административный истец просит суд ( с учетом уточнений и частичного отказа от исковых требований) признать решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...» ( далее по тексту - решение Совета №...) недействующим в части пункта №... (объекты дорожного сервиса) Приложения №... и пункта 4 с дата.

В судебном заседании представители административного истца Гарифуллина Н.Х. - ФИО4, ФИО5 действующие по доверенностям от дата и дата, требования поддержали в полном объеме и заявили, что оспариваемое решение не соответствует принципу экономической обоснованности, определенного в постановлении Правительства Российской Федерации от дата№... «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», ставка определена произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Представленные заключения экспертиз не соответствуют предъявляемым требованиям и выражают точку зрения эксперта, использующего недостоверные сведения, полученные при анализе недопустимых аналогов. В качестве обоснования своих доводов представили заключение специалиста (рецензию) ...№... от дата.

Просили признать недействующим решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... недействующим в части пункта №... (объекты дорожного сервиса) Приложения №... и пункта №... с дата.

Определением суда от дата принят отказ от исковых требований представителя административного истца Гарифуллина Н.Х.- ФИО4 о признании недействующим со дня принятия решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...» в части пункта 80 (заправка транспортных средств), пункта 81 (обеспечение дорожного отдыха), пункта 82 (автомобильные мойки), пункта 83 (ремонт автомобилей) Приложения №... и ч.1,2 Приложения №... с дата и прекращено производство по административному делу в указанной части.

Представитель административного ответчика Совета городского округа адрес Республики Башкортостан и заинтересованного лица Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - ФИО14., действующий по доверенностям №... от дата, №... от дата, возражал против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и компетенции Совета городского округа адрес Республики Башкортостан. Соблюдение принципа экономической обоснованности при принятии решения было доказано посредством предоставления экономического обоснования к проекту решения Совета и приложениями к нему. Экономическое обоснование содержит экономический анализ факторов, влияющих на доходность, произведен расчет базовых ставок с учетом местоположения земельных участков.

В письменных возражениях на административное исковое заявление указано на то, что решение принято в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и не противоречит постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года №480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена»(л.д.117-123 т.1). В ходе судебного рассмотрения дела представителем в обоснование своих возражений представлено заключение специалиста ...№... от дата (л.л.1-248 т.3, л.д.1-10 т.4).

Административный истец Гарифуллин Н.Х., представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не предоставили.

В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Галиева Р.Р., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзаца 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года №480, органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство предусматривает реализацию права субъектов Российской Федерации в данном вопросе с соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что дата Совет городского округа адрес Республики Башкортостан принял решение №... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...».

Согласно данному решению, Советом было отменено решение от дата№... и заново утверждены ставки по арендной плате за земельные участки в тех же размерах, но с приложением экономического обоснования.

Оспариваемым нормативным правовым актом установлены ставки арендной платы за земли, находящиеся на территории городского округа адрес Республики Башкортостан на период с дата по дата, в том числе в подпункте 79 Приложения №....

Из пояснений представителя Совета городского округа адрес разработкой проекта решения занимался КУС Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес.

На рассмотрение Совета проект решения внесен главой администрации в рамках реализации своих полномочий, предусмотренных статьей 46 Федерального закона №...-Фз, статьи 28 Устава.

Согласно требованиям статей 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации №... проект решения предоставлен Совету с пояснительной запиской, экономическим обоснованием, заключением об оценке регулирующего воздействия. Предварительно проект был согласован с отделами администрации и прошел антикоррупционную экспертизу в прокуратуре адрес.

Проект решения размещался на сайте городского округа адрес Республики Башкортостан для проведения независимой экспертизы проекта, в связи с отсутствием замечаний, был передан на утверждение.

Голосование Советом проведено в правомочном составе, на нем присутствовало более 50% от числа избранных депутатов Совета, решение принято единогласно (л.д.165-169 т.1).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в подтверждение экономического обоснования обжалуемого в рамках настоящего дела решения, ответчиком предоставлено суду заключение специалиста ...» №... от дата, которым был проведен анализ действующих величин ставок арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Октябрьский Республики Башкортостан, применяемых с дата. Согласно указанному заключению величина арендной ставки определена в совокупности со сложившимися физическими и экономическими факторами, влияющими на стоимость, и состоянием рынка (л.д.1-248 т.3, л.д.1-10 т.4).

По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в связи с возникшими сомнениями по установлению ставки арендной платы за земли, предназначенные для объектов дорожного сервиса, обеспечения дорожного сервиса, автомобильных моек, ремонта автомобилей, необходимостью специальных познаний в области арендных платежей за земли, назначена судебная экспертиза по определению экономического обоснования установления ставки арендной платы за земли, предназначенные для придорожного сервиса. Проведение экспертизы поручено эксперту ...ФИО7

На разрешение эксперта поставлен вопрос: «Являются ли экономически обоснованным коэффициент – ставка арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли государственная собственность на которые н разграничена на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, предназначенные под объекты дорожного сервиса, обеспечение дорожного сервиса, автомобильные мойки, ремонт автомобилей, установленного решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, исходя из принципов, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582?»(л.д.221-224 т.5).

Согласно заключению эксперта №... от дата ставка арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, предназначенные под объекты дорожного сервиса, обеспечение дорожного сервиса, автомобильные мойки, ремонт автомобилей, установленного решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, исходя из принципов, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 является экономически обоснованным коэффициентом (л.д.30-56 т.6).

В связи с возникшими сомнениями экономической обоснованности ставок арендной платы и приведенными недостатками в заключении экспертизы ...№..., а также необходимостью специальных познаний в области рыночной стоимости объектов недвижимости, по ходатайству представителя истца определением Верховного Суда адрес от дата была назначена повторная экспертиза (л.д.83-86 т. 7).

При назначении судебной экспертизы и обсуждении кандидатур экспертов, судом были озвучены гарантийные письма, представленные сторонами по делу, названа фамилия эксперта, стоимость проводимой экспертизы, сроки ее исполнения. Определяя экспертное учреждение и эксперта, суд исходил из того, что представителями истца и ответчика было предложено одно экспертное учреждение – ... и эксперт – ФИО8, предоставлены гарантийные письма, отводов эксперту ФИО8 лицами, участвующими в деле, заявлено не было (л.д.49-76 т.7).

Согласно заключению эксперта №... от дата установленная ставка арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли государственная собственность на которые н разграничена на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, с разрешенным использованием: 79 - объекты дорожного сервиса, 81 - обеспечение дорожного сервиса, 82 - автомобильные мойки, 83 - ремонт автомобилей в размере ... % от кадастровой стоимости земли, принятая решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...», является экономически обоснованной, соответствующей принципам и правилам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582. (л.д.184-204 т.7).

На вышеприведенное заключение эксперта представителями административного истца с привлечением специалистов ... направлено в суд заключение специалиста с указанием на недопустимость использования данного заключения в качестве доказательства по делу ввиду многочисленных нарушений при проведении экспертизы.

Заключение специалиста ... направлено эксперту ФИО8 для ознакомления и предоставления письменных пояснений посредством почтовой связи и электронной почты в связи с территориальной удаленностью.

Экспертом ФИО8 представлены суду письменные пояснения, которые направлены сторонам и приобщены к материалам дела.

О вызове эксперта в судебное заседание стороны не ходатайствовали.

На итоговом судебном заседании дата представители административного истца изложили свою позицию по поводу заявленных требований и возражения на заключение экспертизы№... от дата, судом отклонено ходатайство представителя истца ФИО5 о признании данного заключения эксперта недопустимым и неотносимым доказательством по делу.

Оценив совокупность представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом Гарифуллиным Н.Х. ставка арендной платы по подпункту №... ( с учетом отказа от иска в остальной части требований) в редакции решения Совета от дата является экономически обоснованной.

По заключению эксперта №... от дата установленная ставка арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли государственная собственность на которые н разграничена на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, с разрешенным использованием: 79 - объекты дорожного сервиса, 81 - обеспечение дорожного сервиса, 82 - автомобильные мойки, 83 - ремонт автомобилей в размере ... % от кадастровой стоимости земли, принятая решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...», является экономически обоснованной, соответствующей принципам и правилам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 (л.д.184-204 т.7).

Вышеприведенными доказательствами подтверждается, что установленная величина ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, с разрешенным использованием: п.79 объекты дорожного сервиса в размере 12% от кадастровой стоимости, принятая решением Совета городского округа адрес от дата «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...», определена с соблюдением принципа экономической обоснованности.

Судом исследованы с участием сторон доводы представителей административного истца о несогласии с выводами экспертиз и представленные ими заключения специалиста (рецензии) №... от дата. Суд полагает, что представленное стороной административного истца заключения специалиста ...№... от дата, согласно которым заключения экспертов №... от дата и №... от дата не соответствует требованиям, предъявляемым к проведению судебных экспертиз, количество и характер выявленных нарушений не позволяет сделать вывод о достоверности результатов, а также заключение специалистов ФИО10 и ФИО11№... (рецензия) на заключение специалиста №... «Анализ действующих величин ставок арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, применяемых с дата», выполненное ...», не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, поскольку рецензии на заключение специалистов и заключение экспертизы не предусмотрены положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, при составлении данных заключений специалист ...специалисты ФИО10 и ФИО11 не предупреждались об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации и не привлекались судом в качестве специалистов.

Суд полагает, что возражения представителя административного истца, основанные на вышеперечисленных заключениях не могут быть признаны обоснованными и правомерными в силу следующего.

В отношении нарушения экспертом ст. 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации суд находит, что они не могут быть признаны убедительными в связи с тем, что в постановлении Правительства РФ №645 от 30.12.2014 года речь идет о земельных участках, перечисленных в п.п.2 п.1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а поскольку рассматриваемые земельные участки относятся к категории «прочие земельные участки, не перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации», то отсутствовала необходимость их сопоставление со ставками арендной платы для земель федеральной собственности.

Не представляется возможным согласиться с доводами представителей истца относительно того, что земельные участки с торгово-офисным назначением не могут быть использованы в качестве аналогов с объектом исследования в связи с разными наименованиями вида, в связи с тем что земельные участки под АЗС относятся к рынку земельных участков коммерческого назначения (под торговые, объекты придорожного сервиса). С учетом анализа Правил землепользования и застройки населенных пунктов и процедуры ГКО земельных участков по Республике Башкортостан сегмента – «объекты придорожного сервиса», эксперт пришла к обоснованному выводу о том, что земельные участки торгово-офисного назначения и под объекты придорожного сервиса сопоставимы по стоимости и различное наименование вида разрешенного использования и кодов не препятствует сдачи в аренду по одинаковой стоимости. Из представленного заключения следует, что арендная плата за земельные участки под АЗС сопоставима с арендной платой за земельные участки офисно-торгового назначения и придорожного сервиса (л.д.9 заключения эксперта, л.д.188 т.7).

Суд полагает, что и утверждение представителей о недопустимости аналогов по дате являются неубедительными, поскольку ставка устанавливалась на дата и соответственно использованные в анализе ... экспертом ФИО7 аналоги являются допустимыми.

Не признано убедительным и подтвержденным соответствующим расчетом и утверждение о существенном влиянии на рассчитанную стоимость ограждения и объекта капитального строительства в использованных аналогах, использование в расчетах аналогов, существенно отличающихся по площади, без применения поправок с учетом мирового финансового кризиса, поскольку величина арендной платы имеют устойчивую тенденцию к росту и отсутствие корректировки не влечет завышенного результата, а объект площадью 6 кв.м и наличие ограждения не могли существенным образом повлиять на выводы эксперта.

Судом исследована позиция представителя относительно несоответствия заключения ФСО № 3 и неверного метода определения стоимости. Из заключения видно, что экспертом в заключении использованы основные понятия, формулы и определения, размещенные на официальном сайте Минэкономразвития, в разделе «Глоссарий» и приложенные к письменным возражениям эксперта. Подход (метод) определяется экспертом самостоятельно с целью максимального достижения результата исследования.

Суд не может признать их убедительными возражения представителей административного истца о том, что из расчёта ставки арендной платы исключены наличие ограничений, установленных на земельном участке, а также объем затрат на подготовку и восстановление хозяйственной деятельности, а чистая прибыль рассчитывается одинаково как для застроенных участков так и для неосвоенных без учета затрат на строительство, экспертом даны письменные пояснения, что при наличии ограничений, установленных на земельном участке, учитывается соответствующий принцип учета наличия ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Согласно ч. 4 Приказа Минэкономразвития от 29 декабря 2017 года №710 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации» от 16 июля 2009 г. № 582, при установлении ставки арендной платы в том числе подлежит учету: необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке; наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон); возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка. В заключении эксперта указано, что наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон) влияет в первую очередь на величину кадастровой стоимости земельного участка, являющейся базой для расчета величины арендной платы. В данном случае имеется возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка. Наличие затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке влияет на величину кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года № 531 (редакция от 12 августа 2017 года) при наличии ограничений, установленных на земельном участке, учитывается соответствующий принцип учета наличия ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Следовательно, указанные ограничения не влияют на расчет арендной ставки в рассматриваемом случае. Объем затрат на подготовку и восстановление хозяйственной деятельности для определения платы за земельный участок учитывается в случаях, когда орган местного самоуправления заключил с арендатором земельного участка договор о развитии застроенной территории, данный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен этому лицу; с арендатором участка заключили договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого или социального использования. При этом орган местного самоуправления предоставил участок для освоения данной территории; арендатор — юридическое лицо, с которым орган местного самоуправления заключил договор об освоении территории или о ее комплексном освоении в целях строительства стандартного жилья. Земельный участок юридическому лицу предоставили по этому договору. Арендная плата в этих случаях устанавливается не выше земельного налога за данный участок.

В заключении произведен наглядный расчет по земельному участку с кадастровым номером №... с разрешенным использованием: под объекты придорожного сервиса, подтверждающий соблюдение баланса интересов арендодателя и арендатора (л 37.заключения, л.д.202 т.7).

Суд, оценивая заключение судебной экспертизы ...№... от дата по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Эксперт, обладает необходимой компетенцией и предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Судом также исследованы доводы представителя истца о не соответствии оспариваемого нормативного правового акта постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года №480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно пункту 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённых постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года №480, органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена с учетом скорректированных видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена. Интервал ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, за неразграниченные земельные участки, по оспариваемому пункту составил: 1,75 – 30,29%, то есть оспариваемая ставка от кадастровой стоимости земли, установлена в пределах установленного вышеуказанным постановлением Правительства Республики Башкортостан интервала.

Таким образом, доводы представителя административного истца Гарифуллина Н.Х. о том, что увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., не могут быть признаны судом обоснованными в связи с наличием экономического обоснования к проекту решения Совета «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан», и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...», заключением повторной экспертизы, выполненной ...№... от дата.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что в них содержится экономическое обоснование увеличения ставки арендной платы до ...%.

Таким образом, ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, по п.79 с разрешенным использованием: объекты дорожного сервиса, установлена административным ответчиком в соответствии с принципом экономической обоснованности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., при этом оспариваемая ставка согласно приведенному в заключении расчету, обеспечивает максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендатора земельного участка.

Однако, согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно пункту 2 статьи 29 Устава городского округа адрес Республики Башкортостан, принятого решением Совета городского округа адрес Башкортостан №... от дата (с последующими изменениями), муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Первоначальный текст документа размещен на сайте городского округа адрес Республики Башкортостан (http//www.oktadm.ru) дата и опубликован в газете «...», №... от дата ( л.д. 131-132.т.1).

Как следует из оспариваемого решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...» настоящее решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июля по дата..

В данном случае, оспариваемый нормативный правовой акт допускает применение установленной в п. 79 ставки для расчета арендной платы за период времени, предшествующий установлению этого коэффициента - с дата, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт влечет ухудшение положения административного истца как арендатора земельного участка, поскольку обязывает его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере, что противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, гражданскому и земельному законодательству, а также принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

При таких обстоятельствах имеются основания для частичного удовлетворения требований административного истца в части невозможности придания обратной силы актов гражданского законодательства.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Гарифуллина Н.Х. к Совету городского округа адрес Республики Башкортостан об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа адрес Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, и отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№...» в части распространения его действия на правоотношения, возникшие с дата год по пункту 79 Приложения №....

В остальной части требований Гарифуллина Н.Х. отказать.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления в законную силу подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан www.npa.bashkortostan.ru.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова