ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1569/20 от 22.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело №3га-1569/2020

Верховный Суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа 22 декабря 2020 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Муратовой Е.М.

при ведении протокола помощником судьи Нуртдиновой Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1567 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636, со дня его принятия,

установил:

постановлением Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень).

26 декабря 2018 года Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.

В пункт 1567 Перечня к постановлению Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 года, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес.

ФИО2, являясь собственником указанного нежилого помещения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1567 Перечня к постановлению Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 года, полагая, что принадлежащее ему помещение в здании и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствует требованиям пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенному законоположению и нарушает права ФИО2, так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель ФИО2 – ФИО4 в судебном заседании требования поддержал, просил признать пункт 1567 Перечня к постановлению Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24 декабря 2018 года недействующим со дня принятия со ссылкой на то, что помещения не могут быть включены в Перечень, здание не является административно-деловым либо торговым центром и ранее исключено из Перечня.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО5 просила отказать в удовлетворении требований, по тем основаниям, что спорный объект был включен в Перечень на 2019 год по признакам подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с размещением здания на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поддержала позицию представителя истца о том, что помещения не могут быть включены в Перечень при исключении из Перечня здания, в котором оно расположено. Доказательств, подтверждающих использование помещений в качестве офисов, предоставить не смогла.

Представитель Правительства Республики Башкортостан, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени о месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц в связи с наличием сведений об их надлежащем уведомлении, явка указанных лиц не была признана судом обязательной.

Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, заключение прокурора Муратовой Е.М., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.

Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Единой датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з, является 1 января 2015 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года №474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.

Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом – Правительством Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным суду надлежит установить, что оно либо:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;

Как видно из материалов административного дела, ФИО2 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от дата (л.д.62-64).

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, спорный объект недвижимости является частью административного здания, с кадастровым номером №... по адресу: адрес, который как административно-деловой центр включен в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку более 20 процентов от общей площади здания используется в целях административного, коммерческого назначения и для размещения торговых объектов, объектов общественного питания. В здании находится Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Башкортостан.

Из технического паспорта, составленного Уфимским городским филиалом ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан», по состоянию на дата, следует, что ФИО2 имеет на праве собственности нежилые помещения 1, 2-го этажа, расположенные в 5-ти этажном нежилом здании по адресу: адрес. Общая площадь нежилых помещений составляет ... кв.м.(л.д.21-34).

В связи с тем, что законодательство предусматривает при рассмотрении споров о признании недействующими отдельных пунктов Перечня определение более 20 процентов от общей площади здания, судом исследовано в судебном заседании решение Верховного Суда Республики Башкортостан от дата по делу по иску ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1560 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан №636 от 24 декабря 2018 года, со дня его принятия, которым признан недействующим со дня принятия постановления Правительства Республики Башкортостан №636 от 24 декабря 2018 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 1560 объекта недвижимого имущества нежилого здания с кадастровым номером №... (здание), расположенного по адресу: адрес.

Решение не вступило в законную силу.

В ответе на запрос суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан указано, что здание с кадастровым номером №... расположено на земельных участках: с кадастровыми номерами №..., категория земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования земельного участка является – «для административного здания», и кадастровым номером №..., с видом разрешенного использования – «для эксплуатации административного здания».

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером №... расположено на земельных участках с кадастровыми номерами №..., категория земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования земельного участка – «для административного здания», и кадастровым номером №..., с видом разрешенного использования – «для эксплуатации административного здания».

На момент издания приказа действовал приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков и закреплено, что виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу, определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

При этом никаких уточнений о возможности размещения офисных зданий, делового, административного и коммерческого назначения данные выписок из Единого государственного реестра недвижимости не содержат. Виды разрешенного использования, предусматривающие размещение с учетом Классификатора административно-торговых зданий, объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), не значатся. Наименование - «административное здание» не является идентичным наименованию « административно-деловые и торговые центры»

Следовательно, виды разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации административного здания» и «для административного здания» не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №..., составленного комиссией, утверждённой приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., по состоянию на дата, следует, что доля недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 52,9 %.

В разделе 1.2 акта указано, что общая площадь здания с кадастровым номером №... составляет ... кв.м. и состоит из:

помещение с кадастровым номером №... – общая площадь составляет ... кв.м.,

помещение с кадастровым номером №... – общая площадь составляет ... кв.м.,

помещение с кадастровым номером №... – общая площадь составляет ... кв.м.

Здание с кадастровым номером №... состоит из 7 этажей, в том числе 1 подземный и 1 технический этаж. В ходе обследования установлено, что объект используется следующим образом:

Помещение с кадастровым номером №...

1 этаж:

Административная деятельность:

Помещения №... сдаются в аренду ... для ведения административной деятельности (239,3 кв.м.).

2 этаж:

Общественное питание:

Помещения №... сдаются в аренду для размещения объекта общественного питания – ...» (151,7 кв.м.).

Административная деятельность:

Помещение №... сдается в аренду ... (33,1 кв.).

Помещения №...,2 сдаются в аренду туристической компании для ведения административной деятельности ... (132,1 кв.м.).

Торговая деятельность:

Помещение №... сдается в аренду магазину ... и магазину ... (16 кв.м.).

Помещение с кадастровым номером №...:

Подземный этаж - помещения №... (176,8 кв.м.),

1 этаж - помещения №... (312 кв.м.),

2 этаж - помещения №... (575,9 кв.м.),

3 этаж - помещения №... (615,1 кв.м.),

4 этаж - помещения №... (353,5 кв.м.),

5 этаж - помещения №... (431,6 кв.м),

6 этаж - технический - помещение №... (44,9 кв.м.) - все вышеуказанные помещения используются для ведения административной деятельности Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Башкортостан.

Помещения №... на 1 этаже сдаются в аренду для размещения объекта общественного питания кафе ... (291,7 кв.м.).

Помещение с кадастровым номером №...

1 этаж:

Административная деятельность:

Помещение №... используется для ведения административной деятельности ... (103,2 кв.м.).

По результатам проведенного обследования комиссия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан пришла к выводу о том, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Оценив представленный акт, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1.2. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233, административно-деловым центром является отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Судом на основании акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №..., составленного по состоянию на дата, произведены расчеты по фактическому использованию доли недвижимого имущества для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества.

Так, фактическая площадь всего здания с кадастровым номером №... по акту, составленному по состоянию на дата, составляет ... кв.м.

Помещения, сдаваемые в аренду: ... для ведения административной деятельности (... кв.м.), для размещения объекта общественного питания – бар ... (151,7 кв.м.), для ведения административной деятельности ... (33,1 кв.), для ведения административной деятельности ... (132,1 кв.м.), для ведения торговой деятельности магазину ... и магазину ... (16 кв.м.), для размещения объекта общественного питания - кафе ... (291,7 кв.м.). Всего – ... кв.м, что составляет 14,71 % от общей площади здания ( по акту - ... кв.м.), и 16,1% от площади 6005 кв.м( по выписке из ЕГРН).

Также установлено, что помещение с кадастровым номером №... используется для ведения административной деятельности и составляет инфраструктуру Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан, оказывающей услуги общего пользования.

В силу пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з помещения, занятые налоговым органом на праве оперативного управления, не могут быть отнесены к категории офисов в целях налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади здания предназначено или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.

Процентное соотношение площадей с наименованием «торговое» (546,8 кв.м + 544,7 кв.м. = 1091,50 кв.м.) к общей площади объекта по имеющимся в материалах дела документам – 6005,7 кв.м. составляет менее 20 процентов ( 18,17 процентов).

Так, фактическая площадь всего здания с кадастровым номером №... ( по акту МЗИО РБ от дата) составляет ... кв.м., площадь помещения с кадастровым номером №... составляет ... кв.м., из которых ... кв.м. используются под офисы (239,3+151,7+33,1+132,1+16). С учетом помещений №... на 1 этаже, которые сдаются в аренду для размещения объекта общественного питания кафе ... (291,7 кв.м) и помещения с кадастровым номером №... используемого для ведения административной деятельности ...... кв.м), общая площадь фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет ... кв.м., что составляет 14,71% от площади здания и 16,1% от площади 6005 кв.м( по выписке из ЕГРН).

Судом на основании собранных по делу доказательств достоверно установлено, что в здании расположены кабинеты с рабочими местами для осуществления профессиональной деятельности работников налоговой инспекции, это помещения с кадастровым номером №..., расположенное на 1—6 и подземном этажах, за исключением площади кафе ... (... кв.м.), используется для ведения административной деятельности и составляет инфраструктуру Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан, оказывающей услуги общего пользования.

Помещения с кадастром номером №... в здании №... площадью ... кв.м. без достаточных на то оснований были отнесены инспекторами к категории офисов в целях налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Под офисом признается сооружение, или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.

Толкование пункта 1.3 Порядка в его системной взаимосвязи со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что значительная часть здания площадью 4946,1 кв. м используется для ведения административной деятельности и составляет инфраструктуру Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Башкортостан.

Перечисленные обстоятельства административным ответчиком либо представителем заинтересованного лица опровергнуты либо оспорены не были.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком вышеуказанные требования законодательства по предоставлению доказательств о соответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не исполнены.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что помещения на первом и втором этажах административного здания, принадлежащие ФИО2, не отвечают признакам административно-делового центра и не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик не представил доказательств того, что указанные помещения используются для размещения в них офисов или офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в необходимом размере.

Объект недвижимости, указанный в пункте 1567 Перечня на 2017 год, не содержит признаков, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, включение нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:010503:318 в Перечень на 2019 год, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ФИО2, возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующим пункт 1567 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года №636, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 1567 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года №636.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1567 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636, со дня его принятия, удовлетворить.

Признать недействующим пункт 1567 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636, со дня его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Н.В. Козлова