ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1588/20 от 09.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-251/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 9 февраля 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.И.Р..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уфа-Консус» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Уфа-Консус» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №...:126, категория земель: земли населенных пунктов. Установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, что влечет увеличение налоговых платежей, на основании изложенного, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.

Представитель административного истца Иванов А.Н. административный иск просил удовлетворить, с заключением экспертизы согласен.

Представитель административных ответчиков Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Юсупова С.И. административный иск не признала, указав, что замечаний к заключению экспертизы не имеет, ходатайств о назначении повторной и дополнительной экспертизы нет.

Представители административных ответчиков и заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений, реестром отправки исходящей корреспонденции, сведений об уважительных причинах неявки не представили.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав представителей административного истца и административных ответчиков, допросив эксперта Кальянова В.Н., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 ��������

На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года « 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года № 183 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ с 1 июня 2017 года.

Судом установлено, что истец является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером №...:126, следовательно, общество имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости участков в размере действительной рыночной стоимости.

Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года № 1443 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №...:126 категории «земли населенных пунктов» была утверждена в размере 21 699 306, 88 рублей.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке, подготовленный ООО Консалтинговый центр «БашЭксперт» от 13 ноября 2020 года № 87-2020/-2, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №...:126 по состоянию 1 января 2019 года составляет 8 639 804 рублей.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО «РегионЗемОценка» Кальянову В.Н.

Согласно заключению эксперта ООО «РегионЗемОценка» Кальянова В.Н. № 15/12/20-ЗЭ от 30 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №...:126 составляет 12495000 рублей.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «РегионЗемОценка» Кальяновым В.Н., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов оценки. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых земельных участков основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного земельного участка является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайство о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.

Возражения представителей Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относительно заключения судебной экспертизы были опровергнуты устными и письменными показаниями эксперта Кальянова В.Н.

Так представитель административного ответчика полагает, что при определении рыночной стоимости объекта исследования не была произведена корректировка на местоположение к объектам аналогам №1,4, что привело к искажению итоговой рыночной стоимости объекта исследования.

Из пояснений эксперта Кальянова В.Н. усматривается, что эксперт при проведении расчетов самостоятельно выбирает аналоги, аналитические рыночные исследования и проводит по ним расчеты в соответствии с имеющимися у него доступными и официальными источниками. Представленные в заключение эксперта объекты сравнения, подтверждены и отвечают требованиям статистической значимости и являются земельными участками под индустриальную застройку смешанного типа. Корректировка на местоположение не проводилась. Исследуемый объект и объекты аналоги расположены в северной и северо-восточной части (Черниковка, Лихачевская промзона, Инорс, Шакша) города Уфы в кварталах, занимаемых преимущественно объектами производственно-складского назначения, с сопоставимым уровнем развитости инфраструктуры и близости необходимых транспортных магистралей. Замечание относительно ошибочно не примененной повышающей корректировки к объектам сравнения №1, 4 (Шакша и Черниковка) относительно объекта исследования (Лихачевская промзона (проспект Октября (конец) – Черниковка) некорректно. Объект исследования и объекты сравнения не являются в чистом виде земельными участками под индустриальную Застройку (производственно-складскими), а являются земельными участками под индустриальную застройку смешанного типа (свободного назначения). Представленная в замечаниях аналитическая таблица не позволяет корректно провести поправку на местоположение для земельных участков под «смешанную застройку», так как не отвечает требованиям репрезентативности (покрытие всех возможных значений факторов). В частности: зона расположения «Лихачевская промзона» - 3147 руб./кв.м для земельных участков под смешанную застройку; «Черниковка» - 7133 руб./кв.м для земельных участков под смешанную застройку; «Шакша» - значение отсутствует для земельных участков под смешанную застройку.

Также эксперт отметил, что замечание по указанной аналитической таблице было бы справедливо, если бы определялась стоимость земельного участка в чистом виде под индустриальную (производственно-складскую) застройку в удаленной индустриальной зоне, а в качестве аналогов, принимались бы объекты сравнения в чистом виде под индустриальную (производственно-складскую) застройку из удаленных индустриальных зон (Северная промзона, Новоалександровка, Тимашево, Кириллово), где уровень цен на земельные участки значительно ниже. В качестве примера эксперт Кальянов В.Н. привел перечень объектов сравнения из указанных зон.

Таким образом, пояснения эксперта опровергают замечания представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, эксперт Кальянов В.Н. провел полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектом исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов. Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертиза назначалась непосредственно судом; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт Кальянов В.Н. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.

На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленное административным истцом требование.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Уфа-Консус» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №...:126, категория земель: населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, с общей площадью 14752+/-34 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес равной рыночной по состоянию на 1 января 2019 года в размере 12 495 000 (двенадцать миллионов четыреста девяносто пять тысяч) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 23 ноября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова