дело №...га-№.../2022
Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адресдата
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО1
с участием прокурора ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункт 2085 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата, с момента принятия,
У С Т А Н О В И Л:
дата Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ №...«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу №... от дата, Перечень).
Приказ №... опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
Пунктом 2085 Перечня на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год включено здание с кадастровым номером №...:405, расположенное по адресу: адрес.
ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» являясь собственником здания с кадастровым номером №...:405 обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия пункта 2085 Перечня на 2021 год. В обоснование требований указав, что спорный объект недвижимости и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что помещения сдаются в аренду под бытовые услуги, но не более 20% от общей площади здания.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения административного здания».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2021 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от дата№...-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от дата№...-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от дата№...-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с дата введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включению в перечень подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от дата№...-з (в редакции от дата, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на дата нежилое здание с кадастровым номером №...:405 имеет наименование - административное здание, площадью 1 581,3 кв.м и установлена связь с земельным участком с кадастровым номером №...:72 с видом разрешенного использования - для размещения административного здания (т. 1 л.д. 111-112).
Правообладателем спорного здания и указанного земельного участка является ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг».
Для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно техническому паспорту на нежилое здание Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на дата, назначение объекта: административное здание, его помещения: кабинеты, комната выдачи справок, архивы, умывальная, вестибюль (т. 1 л.д 168-177)..
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО5 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 10,3 кв.м., расположенное по адресу: адрес для оказания услуг медиума и астролога (т. 1 л.д. 79-81).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ИП ФИО6 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 10,9 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения маникюрного салона (т. 1 л.д. 82-83).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО7 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 50,95 кв.м., расположенное по адресу: адрес для оказания парикмахерских, маникюрных и др. услуг (т. 1 л.д. 84-86).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ИП ФИО8 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 17,1 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса (т. 1 л.д. 87-89).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ИП ФИО9 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 39,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения салона косметологических услуг (т. 1 л.д. 90-91).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО10 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 12,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес для оказания услуг маникюрного салона (т. 1 л.д. 92-93).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО11 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 10 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения косметологического кабинета (т. 1 л.д. 94-95).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО12 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 15,3 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения массажного кабинета (т. 1 л.д. 96-98).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО13 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 13,6 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения салона красоты (т. 1 л.д. 99-100).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО14 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 22,1 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения косметологического кабинета (т. 1 л.д. 101-102).
дата между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО15 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 50,3 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения маникюрного салона (т. 1 л.д. 103-104).
Площадь нежилых помещений используемая для размещения офисов (10,3+10,9+50,95+17,1+39,8+12,2+10+15,3+13,6+22,1+50,3) составляет 15,97 % от общей площади здания 1 581,3 кв.м., то есть менее 20%.
Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание не подлежит включению в Перечень на 2021 год.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что имевшиеся в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сведения на дату формирования Перечня на 2021 год не позволяли с достоверностью определить нежилое здание как используемое в целях делового, административно или коммерческого назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения его в Перечень не имелось.
Следовательно, включение в оспариваемый Перечень на 2021 год нежилого здания по адресу: адрес как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2021 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 2085 Перечня на 2021 год подлежат признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/ (статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При подаче административного искового заявления административным истцом согласно платежному поручению N 229 от дата уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного иска, понесенные административным истцом судебные издержки в размере 4 500 рублей подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л:
признать недействующим с момента принятия пункт 2085 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorbru.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в адрес.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Э.М. Хамидуллина
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина