ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1804/20 от 10.03.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №3га-464/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Уфа 10 марта 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Э.М.

с участием прокурора Республики Башкортостан Латыпова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Арланимпэкс» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 5134 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год или Перечень).

Пунктом 5134 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание, общей площадью 6 164,2 кв.м, с кадастровым номером №...:98 по адресу: адрес

Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Арланимпэкс» (ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс»), собственник помещений вышеуказанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 5134 Перечня на 2019 год спорного здания. В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является административно-деловым центром и не используется для ведения административной деятельности, оказания бытовых услуг. Включение здания в Перечень на 2019 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс» Назаргулова А.Б. административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Хисамова З.Р. иск не признала, представила акт обследования спорного объекта недвижимости, из которого следует, что здание фактически используется для размещения торгово-административных помещений.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан, заинтересованные лица индивидуальный предприниматель Чернов Ю.В., индивидуальный предприниматель Мухаева Ф.М., индивидуальный предприниматель Абдульманов Н.Х., общество с ограниченной ответственностью «Торговый центр» в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Сведения об уважительности причин неявки в суд не представлены.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2019 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» (вступившего в силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.

Порядок опубликования Перечня на 2019 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в Перечень на 2019 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».

В судебном заседании установлено, что в пункт 5134 Перечня на 2019 год включено здание с кадастровым номером №...:98 по адресу: адрес, площадью 6 164,2 кв.м, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером №...:11, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для размещения торгово-административных помещений, для иных видов жилой застройки».

Согласно выписке из ЕГРН назначение спорного здания «нежилое», наименование «нежилое здание», в техническом паспорте по состоянию на 6 июля 2006 года Нефтекамский межрайонный филиал ГУП Центра учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан наименование объекта «здание торгового центра». Вместе с тем наименование здания «нежилое», «здание торгового центра», назначение «нежилое здание» федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

Согласно техническому паспорту объект недвижимого имущества здание с кадастровым номером №...:98 состоит из литер А, А1 состоит из помещений: тамбур, торговый зал (482+101+6+28), склад, пекарня, тамбур, компрессорная, касса (7,7 кв.м), торгово-производственный отдел, фасовочная, приемка товаров, салатный цех, кладовка, бытовая, кухня, цех заготовки теста, кабинет директора, рыбный цех, овощной цех, туалет, умывальная, мясной цех, кабинет зам.начальника, кабинет психолога, операционная, парикмахерская, коридор, ванная, кабинет, вход в подвал, комната маляров, комната плотников, комната электриков, вентиляционная камера, лестничная клетка, помещение, электрощитовая, машинное отделение.

При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Следовательно, к помещениям, предназначенным для размещения торговых объектов следует отнести помещения площадью 624,7 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади здания.

Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень на 2019 год исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 декабря 2020 года и договора аренды земельного участка № 245 к от 26 января 2004 года следует, что ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №...:11.

При оценке критерия «вид разрешенного использования земельного участка» необходимо учитывать, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 46-П подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

В силу пунктов 3, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 24 марта 2017 года № 9-П, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога или сбора (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации); формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение, расплывчатость же налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Действительно, один из видов разрешенного использования арендуемого земельного участка «для размещения торгово-административных помещений, для иных видов жилой застройки» предусматривает размещение торговых объектов, но по смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, части 1,2 статьи 19 и статьи 57 Конституции Российской Федерации, исходя из принципов равенства и справедливости налогообложения данное обстоятельство не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определить налоговую базу по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости здания по виду разрешенного использования земельного участка без учета предназначения и фактического использования здания.

При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом 20 % критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изучив и оценив, представленный административным ответчиком акт обследования фактического использования здания с кадастровым номером №...:98 от 8 мая 2018 года (л.д. 128-129, том 1) суд приходит к выводу, что акт составлен с нарушением установленных норм и не соответствует действительности.

Так, в соответствии с разделом 1.2 акта обследования общая площадь здания составляет 6164,2 кв.м. Данное обстоятельство не оспаривается и подтверждается также выпиской из ЕГРП на здание, имеющееся в материалах дела. Между тем, при арифметическом подсчете общей площади в абзаце 3 раздела 1.2 «Собственники» и «Пользователи» выявляется несоответствие, общая площадь значительно превышает установленную площадь здания и составляет 12 302,2 кв.м.

Также в данном абзаце ошибочно указано, что в собственности ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс» имеется помещение площадью 1 273,5 кв.м. Между тем, в собственности ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс» нет указанного помещения.

В разделе 2 акта обследования значение показателя «Фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения торговых объектов» составляет 1 402,9 кв.м. Указанное значение включает в себя площади помещений Мухаева Ф.М., ИП Абдульманова Н.Х. и ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс», указанные в разделе 3 акта обследования как помещения, в которых осуществляется торговая деятельность (922,4 кв.м+417,7 кв.м+62,8 кв.м= 1 402,9кв.м).

Согласно подпункта «в» пункта 1.2 «Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» торговый объект - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть помещения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с экспликацией к поэтажному плану помещения, принадлежащего Мухаевой Ф.М. (магазин «Аксарлак»), общей площадью 922,4 кв.м., под торговые залы занято лишь 590,4 кв.м. Остальные помещения используются под склады, салатный цех, столовую, компрессорные, коридор, санузел, бытовка, тамбур (технический паспорт помещения по состоянию на 12 мая 2015 года).

Помещение площадью 62,8 кв.м, указанное в разделе 3 акта обследования здания как помещение под торговлю продуктовыми товарами, находится в аренде у ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс», учредителем которого является также Мухаева Ф.М. В данном помещении торговая деятельность, тем более продуктовыми товарами, не ведется, так как помещение находится в подвале, где проходят все инженерные коммуникации здания и используется магазином «Аксарлак» как техническое помещение.

Индивидуальный предприниматель Абдульманов Н.Х. действительно арендовал подвальное помещение площадью 417,7 кв.м. с 20 ноября 2017 года по 15 ноября 2018 года, однако использовал его как складское помещение для размещения и хранения мебели. Реализация мебели непосредственно из подвального помещения не производилась ввиду отсутствия входной группы и торгового зала и осуществлялась по другому адресу. В последствие указанное подвальное помещение было сдано индивидуальному предпринимателю Х.Э.И.. для выращивания грибов.

Таким образом, из 1 402,9 кв.м фактически для размещения торговых объектов используется только 590,4 кв.м.

Кроме того, в акте не указано и представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не смог пояснить критерии отнесения к офисам помещения, арендуемого индивидуальным предпринимателем Х.О.Р.. площадью 51,5 кв.м.

В акте обследования не отражено какой деятельностью занимается указанный индивидуальный предприниматель в помещении с площадью 51,5 кв.м.

Из отзыва заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Абдульманова Н.Х. на административный иск следует, что в период времени с 20 ноября 2017 года по 15 ноября 2018 года, на основании договора аренды № 3327 от 20 ноября 2017 года он пользовался нежилым помещением подвала, принадлежащим администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, общей площадью 417,7 кв.м. в спорном здании. Помещение использовалось как склад для размещения и хранения мебели. Реализация мебели непосредственно из подвального помещения здания была невозможна, ввиду отсутствия входной группы и торгового зала и осуществлялась по другому адресу: адрес, магазин ... Договор аренды № 3327 от 20 ноября 2017 года был досрочно прекращен 15 ноября 2018 года в связи с затоплением подвала.

Из отзыва заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Чернова Ю.В. на административный иск следует, что по состоянию на дату обследования спорного здания 8 мая 2018 года он являлся собственником нежилых помещений: с кадастровым номером №...:525 площадью 250,6 кв.м.; с кадастровым номером №...:3470 площадью 17,4 кв.м. Помещение с кадастровым номером №...:525 с 18 февраля 2014 года по настоящее время находится в пользовании ... по договору аренды б/н от 29 декабря 2017 года, занимается производством электромонтажных работ. В указанном помещении фактически размещены административно-складские помещения, производственно-технический отдел, лаборатория. Торговая деятельность в помещениях не ведется. В помещении с кадастровым номером №...:3470 расположен гараж.

Из отзыва заинтересованного лица директора ООО «Торговый центр» Гараевой Ф.Ф. и представленных документов усматривается, что основным видом деятельности общества является розничная торговля алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах. Офис и продовольственный магазин расположены по другому адресу: адрес. В спорном здании по адресу: адрес, ООО «Торговый центр» с 2011 года арендует подвальное помещение площадью 62,8 кв.м на основании договора аренды № 816 в отношении нежилых помещений, зданий, сооружений, находящихся в казне городского округа город адрес от 23 ноября 2020 года, заключенного с администрацией городского округа город адрес.

Указанное помещение находится в подвале, не имеет отдельного входа и используется с 2011 года обществом как техническое и складское помещение для размещения торгового оборудования, пришедшего в негодность либо подлежащего ремонту, складирования товаров. Торговля продуктовыми товарами в данном помещении никогда не производилась и не производится, ввиду отсутствия в арендуемом помещении соответствующих условий.

Из отзыва заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Мухаевой Ф.М. на административный иск следует, что в спорном здании ей на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером №...:2392 общей площадью 922,4 кв.м. Указанное помещение находится на первом этаже здания, имеет отдельную входную группу. Часть помещения общей площадью 590,4 кв.м. занято под торговые залы магазина «Аксарлак» (литера А помещение № 2 (440,5 кв.м) + литера А помещение №2а (52,2 кв.м.) + литера А помещение № 3 (97,7 кв.м) в соответствии с техническим паспортом помещения по состоянию на 12 мая 2015 года. Остальные части помещения заняты под склады, салатный цех, столовую, компрессорные, коридоры, санузел, бытовку, тамбур.

Таким образом, фактически торговая деятельность ведется только в зале общей площадью 590,4 кв.м, оборудованном торговым оборудованием, кассовыми аппаратами, холодильным оборудованием, стеллажами и прочей мебелью для выкладки товара.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обследование здания и помещений в нем на предмет фактического использования не подтверждают фактическое использование не менее 20 процентов площади спорного здания в соответствии с условиями, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик и заинтересованное лицо относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представили.

Учитывая изложенное, суд признает недействующим Перечень на 2019 год в части включения в пункт 5134 объект недвижимости - нежилое здание, общей площадью 6 164,2 кв.м, с кадастровым номером №..., по адресу: адрес поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2019 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 5134 Перечня на 2019 год подлежит признанию не действующим с момента принятия нормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ООО «Торговый Дом «Арланимпэкс» подлежит взысканию государственная пошлина 4500 рублей, уплаченная при обращении в суд с иском.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Арланимпэкс» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 5134 объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №...:98, расположенное по адресу: адрес

Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Арланимпэкс» 4500 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова