ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1816/2021 от 28.12.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-1816/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

28 декабря 2021 года г. Уфа

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

прокурора Республики Латыпова А.А.,

с участием представителя заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Файзуллина С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Гостиница «Иремель» (далее – ООО Гостиница «Иремель») к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).

Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.

Пунктом №... Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.

ООО Гостиница «Иремель», являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного в здании, а также сособственником земельного участка (доля в праве общей долевой собственности – ...), на котором находится объект капитального строительства, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приведенной нормы, ссылаясь на то, что объект капитального строительства и земельный участок, на котором он расположен, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Файзуллина С.Р. судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что ввиду наименования здания как «здания бытового обслуживания» правомерно включено в Перечень на 2019 год. Обследование объекта на указанный период не производилось.

Представители административного истца, административного ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, уважительные причины неявки в суд не представили. На официальном сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и ответчика, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2018 год в оспариваемом пункте на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Латыпова А.А., полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого акта.

Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, постановления Правительства республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и его уточнения» (вступившего в законную силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.

Порядок опубликования Перечня на 2019 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в Перечень на 2019 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пунктов 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".

В судебном заседании установлено, что в пункт №... Перечня на 2019 год включено нежилое здание (назначение: нежилое, наименование - «...» с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, по адресу: адрес, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером ... категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...».

Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от дата административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м (77 % от общей площади здания), расположенного в вышеуказанном здании, а также собственником ... долей земельного участка с кадастровым номером ...

По экспликациям технических паспортов на нежилые помещения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го этажей нежилого четырехэтажного здания по состоянию на дата, спорный объект капитального строительства состоит из лит. А (встроенное нежилое помещение, фактическое использование- гостиница).

В помещениях 1 этажа расположены, комнаты, туалет, бытовые помещения, парикмахерская (площадью 18,6 кв.м), холл, кабинет, банкомат, бойлерная, кафе (55.4 кв.м), подсобные помещения, умывальные, туалеты, электрощитовые, раздевалка, склады, камера хранения, гардеробная, кухни (12,2 кв.м; 3,6 кв.м и 2,3 кв.м); со 2-го по 4-й этажи лит.А расположены комнаты, сан.узлы, бытовые помещения.

Таким образом общая площадь помещений бытового назначения (парикмахерская), общественного питания (кафе и кухни) составляет 92,1 кв.м или 3,5% от общей площади здания 2626 кв.м

Вид разрешенного использования земельного участка «...» не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации..

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Исследовав и оценив техническую документацию, выписки из Единого государственного реестра об основных характеристиках объектов недвижимости, суд приходит к выводу об отсутствии в здании помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Доказательств, свидетельствующих о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечень на 2019 год, административным ответчиком не представлено.

При этом довод административного ответчика, изложенный в возражениях на административное исковое заявление, об обоснованном включении здания в Перечень на 2019 год как гостиницы, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

К объектам бытового обслуживания согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года № 1356-ст, действующего на момент утверждения Перечня на 2018 год, относятся предприятия (организации) бытового обслуживания, специально оборудованные помещения (их части), предназначенные для оказания услуг населению и обеспеченные необходимым оборудованием (ателье, мастерские, павильоны, салоны и тому подобное).

К числу видов оказываемых бытовых услуг в соответствии с собирательной классификационной группировкой «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, утвержденной приказом Росстата от 23.05.2016 года №244, гостиничное обслуживание не относится.

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание также не подлежит включению в Перечень на 2019 год.

При таком положении суд, оценив все представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2019 год не позволяли с достоверностью определить спорное здание как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем оснований для включения его в Перечень не имелось.

Административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представил.

Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт №... Перечня на 2019 год в части включения объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Включение спорного нежилого здания в пункт №... Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество за 2019 год в повышенном размере.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2019 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт №... Перечня на 2019 год подлежит признанию не действующим с момента принятия постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 года № 636.

В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о взыскании с Правительства Республики Башкортостан в пользу ООО Гостиница «Иремель» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче административного иска 4 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Гостиница «Иремель» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 года № 636 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.

Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу ООО Гостиница «Иремель» расходы по оплате госпошлины в сумме 4 500 рублей.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Е.А. Старичкова