ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1833/20 от 25.05.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

категория 010а

Дело № 3га-493/2021

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уфа 25 мая 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Старичковой Е.А.,

при секретаре Муртазиной Р.Р.,

с участием прокурора Сафина И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Зубово» к Совету сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим с момента принятия решение Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года № 70 (с изменениями от 12.03.2020 года № 79, от 23.12.2020 года № 194) «Об установлении арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на 2020 год» в части установления в подпункте 15.1 пункта 15 приложения № 2 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования в пределах границ сельского поселения и за пределами границ населенных пунктов в размере 5,1% от кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года № 70 «Об установлении арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2020 год» в подпункте 15.1 пункта 15 приложения № 2 определена ставка арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного назначения в пределах границ сельских поселений и за пределами границ населенных пунктов, в размере 20% от кадастровой стоимости земельных участков.

Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года № 79 внесены изменения в п.15.1 с установлением ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного назначения в пределах границ сельских поселений и за пределами границ населенных пунктов, в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков.

Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 года № 194 внесены изменения в п.15.1 с установлением ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного назначения в пределах границ сельских поселений и за пределами границ населенных пунктов, в размере 5,1% от кадастровой стоимости земельных участков.

ОАО «Зубово» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим с момента принятия вышеуказанного пункта решения Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с учетом внесенных в него изменений, указав, что установленная в данном размере ставка приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельные участки, арендатором которых он является, полагая также, что Советом сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан нарушен порядок принятия нормативного правового акта со ссылкой на положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании генеральный директор ОАО «Зубово» Галиахметов А.Х. поддержал заявленные требования, пояснив, что длительное время ставка арендной платы по данной категории земель составляла 0,5% от кадастровой стоимости. Считает необоснованным установление ставки с 1 января 2020 года при принятии нормативного акта позже указанной даты. По мнению административного истца, нарушен принцип предсказуемости. Считает необоснованным отчет независимого оценщика в обоснование ставки в размере 5,1%, также не согласен с заключением эксперта по проведенной экспертизе на период 2019 года в размере 5% в рамках рассмотрения административного дела по оспариванию данного пункта, которым ставка арендной платы составляла 20% на 2019 год.

Представитель Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по доверенности Лаптева Н.В. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив, что экономическое обоснование ставок арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на 2020 год в феврале 2020 года принято членами постоянной комиссии по бюджету, налогам и вопросам муниципальной собственности Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в размере 20% для земель сельскохозяйственного назначения с учетом экономического обоснования, подготовленного специалистами комиссии. В дальнейшем, приняв во внимание заключение эксперта по проведенной в рамках административного дела по оспариванию административным истцом ставки арендной платы на 2019 год, были внесены изменения в решение с установлением ставки в размере 5%. Не смотря на экспертное заключение, прокурором в июне 2020 года был внесен протест, во исполнение которого было принято решение о проведении независимой оценки средневзвешенной ставки арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на границе СП Зубовский сельсовет. Такое заключение было сделано оценщиком ФИО5, выводы которого были положены при принятии изменений в решение по установлению ставки в размере 5,1%. Однако фактически расчеты арендных платежей произведены по ставке 5%, которые не изменены.

Выслушав пояснения сторон, проверив решение Совета в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы административного дела № 3га-12/2020 года, а также представленные сторонами документы, заслушав заключение прокурора Сафина И.Ф., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с частями 7 - 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).

Решение Совета от 17 февраля 2020 года N 70 «Об установлении арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2020 год» принято с соблюдением требований, установленных Регламентом Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета от 18.09.2019 N16, в установленной форме. При принятии решения требования статьи 42 Регламента, статьи 18 Устава сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, согласно которым нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, соблюдены.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт, а также внесенные в него изменения от 11 марта 2020 года и от 23 декабря 2020 года, размещены в порядке и в сроки, установленные статьей 29 Устава, на стенде в Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, а также размещены на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет http://zubovo-ufa.ru/, что подтверждено при рассмотрении дела протоколом осмотра информационного ресурса, опубликованного в электронном виде, в информационно- и телекоммуникационной сети общего пользования, проведенного 24 февраля 2021 года нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО6 (т.2 л.д.95-98).

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, данный нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений в оспариваемой части является действующим, в связи с чем доводы административного истца о нарушении порядка принятия и обнародования нормативного правового акта суд признает недостоверными.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ОАО «Зубово» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ..., категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ..., на основании заключенных договоров аренды от дата№..., от дата№..., от дата№....

Оспариваемым нормативным правовым актом ставка арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан на 2020 год установлена в размере 5,1% для земель сельскохозяйственного назначения с учетом экономического обоснования, подготовленного профессиональным оценщиком ФИО9 согласно Отчету №... от дата по определению средневзвешенной ставки арендной платы в размере 5,1% от кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на границе СП Зубовский сельсовет, по состоянию на 1 января 2020 года, однако фактически в отношении арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения применена ставка в размере 5% в период с 1 января 2020 года, что подтверждено представленными административным ответчиком расчетам арендной платы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Ставка в размере 5% была установлена при внесении изменений в нормативный правовой акт на основании проведенной экономической экспертизы в рамках административного дела № 3га-12/2020 по административному иску ОАО «Зубово» о признании недействующим решение Совета СП Зубовский сельсовет МР Уфимский район РБ от 24 декабря 2018 года № 339, которым ставка арендной платы на 2019 год установлена в размере 20% от кадастровой стоимости.

Экспертиза, проведенная экспертом ...№..., признана допустимым, относимым и достаточным доказательством в обоснование ставки арендной платы для сельскохозяйственных земель СП Зубовский сельсовет и положено в основу принятого решения от 28 февраля 2020 года.

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 июля 2020 года вышеуказанное решение в указанной части оставлено без изменения.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзаца 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480, органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от
16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Суд признает правомерность установления оспариваемой административным истцом ставки арендной платы в размере 5,1% от кадастровой стоимости земельного участка в силу ее экономического обоснования, проведенного профессиональным оценщиком ФИО10 согласно Отчету №... от дата.

Факт фактического применения со стороны административного ответчика в отношении арендаторов ставки арендной платы на период, начиная с 1 января 2020 года в размере 5% на основании экспертного заключения ...№... от дата, не нарушает законные права и интересы административного истца и не входит в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу,

В соответствии с частью 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений в оспариваемой части не нарушает права, свободы и законные интересы ОАО «Зубово».

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма решения Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года № 70 (с изменениями от 12.03.2020 года № 79, от 23.12.2020 года № 194) «Об установлении арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на 2020 год», принятая с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, поэтому в удовлетворении требований ОАО «Зубово» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ОАО «Зубово» к Совету сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим в части решение Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года № 70 (с изменениями от 12.03.2020 года № 79, от 23.12.2020 года № 194) «Об установлении арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на 2020 год», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Нижний Новгород.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Е.А.Старичкова